Вычислительная культура является важным элементом общей культуры любого человека. Устные вычисления развивают память, абстрактное мышление, сообразительность, логику.
Анализ ошибок, допускаемых учащимися в контрольных работах по математике, физике и химии, показал, что вычислительные навыки учащихся за последнее время заметно ухудшились, а в тестовые задания ЕГЭ и итоговые аттестационные работы по математике в 9-м классе все чаще и больше стали включать задачи вычислительного характера. В связи с этим, возникла идея разработки диагностико-регулировочного модуля как средства развития вычислительных навыков учащихся 7–9-х классов.
В диагностико-регулировочный модуль входят:
- параметры диагностики;
- КИМы;
- диагностическая карта;
- коррекционные карточки;
- тренинговые упражнения.
Диагностика проводится по 29 параметрам, включающим в себя стандарт математического образования и наиболее распространенные ошибки, допускаемые учащимися на уроках математики, физики и химии:
- сложение десятичных дробей с одинаковыми знаками;
- вычитание десятичных дробей (сложение с разными знаками);
- умножение десятичных дробей;
- деление десятичных дробей с разными знаками;
- сложение и вычитание обыкновенных дробей:
- вычитание дроби из натурального числа;
- умножение обыкновенных дробей;
- деление обыкновенных дробей;
- умножение и деление натурального числа на смешанную дробь;
- деление дроби на натуральное число;
- деление натурального числа на дробь;
- умножение десятичной дроби на разрядную единицу;
- деление десятичной дроби на разрядную единицу;
- умножение десятичных дробей на 0,1; 0.01; 0,001 и т.д.;
- деление десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.;
- округление десятичных дробей;
- порядок действий;
- законы математических действий;
- таблица квадратов;
- формулы сокращенного умножения;
- именные величины;
- нахождение % от числа;
- нахождение по его части (ответ выразить в процентах);
- решение уравнений;
- пропорция;
- степень с отрицательным показателем;
- корни;
- стандартный вид числа (с отрицательным показателем степени);
- стандартный вид числа (с положительным показателем степени).
КИМы разработаны на два варианта и состоят из 29 заданий. Во всех вариантах номер задания соответствует номеру параметра. Приложение 1
Результаты проверки заносятся учащимися в диагностическую карту, строится график динамики развития вычислительных навыков каждого ученика. Приложение 2
Учитель заполняет сводную ведомость и делает анализ ошибок. Приложение 3
Ликвидация пробелов осуществляется с помощью коррекционных карточек, которые разработаны для каждого параметра. Приложение 4
Для каждого параметра подобрано и составлено по 10–12 тренировочных упражнений, которые позволяют отрабатывать и закреплять вычислительные навыки. Приложение 5
Мониторинг следует проводить в течение учебного года пять раз (начало учебного года, октябрь, декабрь, март, конец учебного года). По желанию учителя мониторинг можно проводить один раз в месяц. На выполнение работы отводится 20 минут. По мере прохождения учебного материала количество заданий с каждым годом увеличивается, а время для проведения работы остается тем же.
Коррекция проводится с каждым учеником индивидуально. Это может быть:
- консультация учителя,
- работа в паре или в группе с сильным учеником,
- самостоятельная работа,
- работа с родителями.
Ликвидацию пробелов можно организовать на уроке или во внеурочное время.
Предложенная система работы по развитию вычислительной культуры учащихся позволяет прогнозировать положительные результаты в обучении и при сдаче выпускных экзаменов.
Литература
- Алтынов П.И. Алгебра. Устные упражнения и диктанты. 7–9 кл.: Учеб.-метод. Пособие. – М.: Дрофа, 1999.
- Волович М.Б. Математика: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Вентана-Графф - Мозаика-Синтез, 2004.
- Волович М.Б. Математика: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф; Мозаика-Синтез. 2006.
- Жохов В.П., Погодин В.Н. Математический тренажер. 5 класс: пособие для учителей и учащихся. – М.: Мнемозина, 2002.
- Жохов В.П., Погодин В.Н. Математический тренажер: 6 кл.: Пособие для учителей и учащихся. – М.: Мнемозина, 2002.
- Левитас Г.Г. Диктанты по алгебре. 7–11. Дидактические материалы. – М.: “Илекса”, 2005.
- Левитас Г.Г. Карточки для коррекции знаний по математике для 5–6 классов. – М.: Илекса. 2000.
- Левитас Г.Г. Карточки для коррекции знаний по математике для 7–8 классов. – М.: Илекса, 2000.