Диагностико-регулировочный модуль как средство развития вычислительной культуры учащихся

Разделы: Математика


Вычислительная культура является важным элементом общей культуры любого человека. Устные вычисления развивают память, абстрактное мышление, сообразительность, логику.

Анализ ошибок, допускаемых учащимися в контрольных работах по математике, физике и химии, показал, что вычислительные навыки учащихся за последнее время заметно ухудшились, а в тестовые задания ЕГЭ и итоговые аттестационные работы по математике в 9-м классе все чаще и больше стали включать задачи вычислительного характера. В связи с этим, возникла идея разработки диагностико-регулировочного модуля как средства развития вычислительных навыков учащихся 7–9-х классов.

В диагностико-регулировочный модуль входят:

  • параметры диагностики;
  • КИМы;
  • диагностическая карта;
  • коррекционные карточки;
  • тренинговые упражнения.

Диагностика проводится по 29 параметрам, включающим в себя стандарт математического образования и наиболее распространенные ошибки, допускаемые учащимися на уроках математики, физики и химии:

  • сложение десятичных дробей с одинаковыми знаками;
  • вычитание десятичных дробей (сложение с разными знаками);
  • умножение десятичных дробей;
  • деление десятичных дробей с разными знаками;
  • сложение и вычитание обыкновенных дробей:
  • вычитание дроби из натурального числа;
  • умножение обыкновенных дробей;
  • деление обыкновенных дробей;
  • умножение и деление натурального числа на смешанную дробь;
  • деление дроби на натуральное число;
  • деление натурального числа на дробь;
  • умножение десятичной дроби на разрядную единицу;
  • деление десятичной дроби на разрядную единицу;
  • умножение десятичных дробей на 0,1; 0.01; 0,001 и т.д.;
  • деление десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.;
  • округление десятичных дробей;
  • порядок действий;
  • законы математических действий;
  • таблица квадратов;
  • формулы сокращенного умножения;
  • именные величины;
  • нахождение % от числа;
  • нахождение по его части (ответ выразить в процентах);
  • решение уравнений;
  • пропорция;
  • степень с отрицательным показателем;
  • корни;
  • стандартный вид числа (с отрицательным показателем степени);
  • стандартный вид числа (с положительным показателем степени).

КИМы разработаны на два варианта и состоят из 29 заданий. Во всех вариантах номер задания соответствует номеру параметра. Приложение 1

Результаты проверки заносятся учащимися в диагностическую карту, строится график динамики развития вычислительных навыков каждого ученика. Приложение 2

Учитель заполняет сводную ведомость и делает анализ ошибок. Приложение 3

Ликвидация пробелов осуществляется с помощью коррекционных карточек, которые разработаны для каждого параметра. Приложение 4

Для каждого параметра подобрано и составлено по 10–12 тренировочных упражнений, которые позволяют отрабатывать и закреплять вычислительные навыки. Приложение 5

Мониторинг следует проводить в течение учебного года пять раз (начало учебного года, октябрь, декабрь, март, конец учебного года). По желанию учителя мониторинг можно проводить один раз в месяц. На выполнение работы отводится 20 минут. По мере прохождения учебного материала количество заданий с каждым годом увеличивается, а время для проведения работы остается тем же.

Коррекция проводится с каждым учеником индивидуально. Это может быть:

  • консультация учителя,
  • работа в паре или в группе с сильным учеником,
  • самостоятельная работа,
  • работа с родителями.

Ликвидацию пробелов можно организовать на уроке или во внеурочное время.

Предложенная система работы по развитию вычислительной культуры учащихся позволяет прогнозировать положительные результаты в обучении и при сдаче выпускных экзаменов.

Литература

  1. Алтынов П.И. Алгебра. Устные упражнения и диктанты. 7–9 кл.: Учеб.-метод. Пособие. – М.: Дрофа, 1999.
  2. Волович М.Б. Математика: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Вентана-Графф - Мозаика-Синтез, 2004.
  3. Волович М.Б. Математика: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф; Мозаика-Синтез. 2006.
  4. Жохов В.П., Погодин В.Н. Математический тренажер. 5 класс: пособие для учителей и учащихся. – М.: Мнемозина, 2002.
  5. Жохов В.П., Погодин В.Н. Математический тренажер: 6 кл.: Пособие для учителей и учащихся. – М.: Мнемозина, 2002.
  6. Левитас Г.Г. Диктанты по алгебре. 7–11. Дидактические материалы. – М.: “Илекса”, 2005.
  7. Левитас Г.Г. Карточки для коррекции знаний по математике для 5–6 классов. – М.: Илекса. 2000.
  8. Левитас Г.Г. Карточки для коррекции знаний по математике для 7–8 классов. – М.: Илекса, 2000.