I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
На предыдущих занятиях мы с вами говорили о том, что человек живет в обществе. Его всюду окружают люди: в семье, в школе, в театре и в магазине. Чтобы всем было приятно разговаривать друг с другом, чтобы у всех ладились дела, и у каждого человека всегда было хорошее здоровье и настроение, нужно соблюдать определенные правила поведения. Как вы думаете, зачем придумали правила? Какие правила бывают?
(Устные ответы детей (статьи учебника), моделирование на доске схемы “Виды правил”)
Скажите, ребята, может ли человек вести себя, как ему хочется?
Когда появились правила?
(Пересказ статьи учебника с. 81–82)
III. Обобщение.
Без правил общество не может существовать. Правила помогают людям жить без неприятностей, соблюдение правил позволяет организовать жизнь, упорядочить ее.
– Сегодня мы продолжим разговор о правилах.
1. Прослушивание песни В. Шаинского на слова М. Танича “Когда мои друзья со мной” (текст песни в уч. с. 85)
О чем эта песня? Сегодня наш разговор посвящен дружбе и друзьям.
На доске вопросы для обсуждения:
- Что такое дружба?
- Кого мы считаем друзьями?
- Что помогает, а что мешает дружбе?
- Существуют ли какие-либо правила дружбы?)
Для того, чтобы ответить на эти вопросы я предлагаю вам поработать в группах.
(Повтор правил работы в группе, получение капитанами пакета с заданиями для групп)
2. Работа групп – 10 минут. Работа идет под фонограммы песен о дружбе. На доске значение слов “друг”, “дружба”, сборник пословиц и поговорок на тему дружба.
План работы в группе:
- Взять пакет с заданием для группы.
- Прочитать задание.
- Выполнить задание на рабочем листе.
- Подготовить отчет работы группы по плану.
- Представить отчет группы.
- Капитану поднять сигнал об окончании работы.
Задания группам.
- Как вы понимаете слово “дружба”?
- Кого вы можете назвать другом?
- Что значит “дружить”?
- Вспомните и запишите пословицы и поговорки о дружбе. Устно объясните, как вы понимаете эти пословицы.
- Выразительно прочитайте стихотворение. Проанализируйте ситуацию. Устно выскажите свое мнение. (Вам помогут вопросы, находящиеся после стихотворения).
Читает 1 группа.
Хорошие товарищи
Мальчик Миша мается –
Миша заикается.
Как другие – чисто, ясно –
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что скажут, повторить.
Нелегко ему даются
все слова на букву К,
Но ребята не смеются –
Дружба классная крепка.
Ты, Мишутка, не теряйся,
Ты с других пример бери!
Молча с духом собирайся
И смелее говори!
Миша выговорит слово,
А другого не видать…
Но товарищи готовы,
Если нужно, подождать.
С. Михалков
Вопросы для анализа стихотворения:
– Почему Мише трудно говорить? Как он себя чувствует в обществе?
– Как к этому относятся одноклассники?
– Как правильно в такой ситуации поступить?
– Уместно ли в такой ситуации жалеть мальчика?
Читает 2 группа.
Буква Я
Всем известно:
Буква Я
В азбуке
Последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Неизвестно?
Интересно! –
Ну так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас
Буквы.
Жили, не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз
Все дело
Стало
Из-за страшного скандала:
Буква Я
В строку не встала,
Взбунтовалась
Буква Я!
– Я, –
Сказала буква Я, –
Главная-заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла
Я!
Не хочу стоять в ряду.
Быть желаю
На виду!
Говорят ей:
– Встань на место!
Отвечает: – Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я – местоимение.
Вы
В сравнении со мной –
Недоразумение –
Не более, не менее!
Тут вся азбука пришла
В страшное волнение,
От обиды покраснев.
– Срам! –
Сердито С сказало,
В кричит:
– Воображала!
Это всякий так бы мог!
Может, я и сам предлог!
Проворчало У:
– Попробуй,
Потолкуй с такой
Особой!
– Нужен к ней
Подход особый, –
Вдруг промямлил
Мягкий Знак.
А сердитый
Твердый Знак
Молча показал кулак.
Б. Заходер
Вопросы для анализа стихотворения:
– Почему буква Я стала скандалить?
– Как на это отреагировали другие буквы?
– А люди попадают в такие ситуации?
– Как мы называем людей, которые ведут себя, подобно букве Я?
– А вы хотели бы походить на эту букву?
Разговор об эгоистах (в пакете для группы и на доске определения слов: “эгоист”, “эгоизм”, “эгоистичный”)
Читает 2 группа.
Все живут не тужат, а со мной не дружат,
Предлагаю Ильиной: “Ты дружи со мной одной”.
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита,
Подружусь я с Ильиной – стану знаменитой.
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: “Дружи со мной! Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать”.
А девчонка на дыбы! Говорит: “Молчала бы!”
Не вставать же на колени уговаривать подруг,
Напишу я объявленье: “Срочно требуется друг!”.
Вопросы для обсуждения:
– Почему с девочкой никто не хотел дружить?
– Что бы вы ей посоветовали?
– Можно ли заставить насильно дружить?
Дополнительное задание для групп. Каждая группа получает конверт. В нем вы найдете описание той или иной ситуации. Задача вашей группы – прокомментировать ее.
1-я группа. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Твои действия.
2-я группа. Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия.
3-я группа. Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя. Твои действия.
Учащиеся в группах обсуждают, затем предлагают свои комментарии всеобщему вниманию.
3. Отчет групп.
4. Вы замечательно справились с заданиями. Согласны ли вы с такими правилами дружбы? (На доске)
Законы дружбы
- Помогай другу в беде.
- Умей с другом разделить радость.
- Не смейся над недостатками друга.
- Останови друга, если он делает что-то плохое.
- Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
- Не обманывай друга.
- Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
- Не предавай своего друга.
- Никогда не сплетничай о своих друзьях. Старайся замечать, прежде всего, хорошее в человеке. О достоинствах своего друга рассказать можно каждому.
- Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Эти правила дружбы мы поместим в наш классный уголок.
- Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать. А сейчас я вам предлагаю поиграть в “Ромашку”. Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишете на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. (Каждой группе выдается по 3 лепестка, ребята пишут в тайне, а затем прикрепляют на доске.) Все вместе, используя “ромашку”, еще раз отвечают на вопрос “Какими качествами должен обладать настоящий друг?”. Работа групп – 3 минуты.
- Как вы думаете, легко ли быть настоящим другом? Я прочитаю вам историю, а вы выскажите свое мнение.
Жили две неразлучные подружки-второклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, очень походили друг на друга. Даже обеих мамы одевали почти в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
– Мы во всем, во всем одинаковые, – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
– Я получила по математике “5”, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые.
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
– Да, ты стала хуже…
– Я? – удивилась Соня. – Но ведь тройку получила не я!
– Тройку получила Вера, но она получила ее потому, что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
Н. Чабаевский
Вопросы для анализа рассказа:
– За что мама осудила Соню?
– Какой смысл заключается в последней фразе мамы: “А ты обрадовалась – и это значительно хуже”?
– Что бы вы сказали Соне?
3. Какое надежное и емкое слово дружба! Друзьями могут быть не только сверстники, но и любимые игрушки, животные, взрослые люди, герои книг, вымышленные персонажи. (Размышления детей о том, что может дать дружба, что может связывать друзей).
4. Попробуйте выполнить такое задание. На индивидуальном бланке формата А – 4 изображен цветок: середина цветка – это вы, лепестки – это ваши друзья. Напишите их имена, а потом раскрасьте каждый лепесток в свой цвет.
(Работа под фонограмму песен о дружбе).
Внизу каждого листа надпись: Вот как много у меня друзей! На доске памятка: красный – друзья-сверстники; желтый – друзья-взрослые; зеленый – друзья-животные; синий – друзья-герои произведений или игрушки.
5. Оформление доски, комментарии. Рассматривание выставки рисунков и сочинений учащихся класса на тему “Мой друг”.
IV. Итог урока
1. Сегодня на уроке мы учились, как нужно жить, чтобы иметь настоящих друзей и не терять их поддержку и внимание.
Я надеюсь, что теперь мы будем более внимательно относиться друг к другу. Будем стараться выполнять правила дружбы, которые сами же и составили.
2. Дома я предлагаю вам творчески поработать со следующими заданиями (демонстрация бланков с заданиями), вы можете объединиться в группы. Прочитать статью в учебнике, проанализировать данные в учебнике ситуации.