Цели урока.
- Обобщить знания учащихся по теме “Природа России”. Проверить знания, умения и навыки учащихся.
- Развивать умения раскрывать природные и экологические взаимосвязи, умения сравнивать и делать выводы.
- Развивать познавательный интерес и творческую активность.
Оборудование:
- Презентация;
- два пустых игровых поля (на доске);
- карточки “Х”, “О”;
- конверты с заданиями;
- тесты (по количеству участников).
Правила игры
В игре участвуют 2 команды: одна – “Крестики”, вторая – “Нолики”. Задача команд – набрать наибольшее количество баллов. Каждой ячейке игрового поля соответствует определенное задание. Первой выбирает ячейку команда “Крестиков”. В дальнейшем ходы чередуются. Ведущий дает разные задания (но по одной теме) обеим командам. После выполнения задания отвечают обе команды. При правильном ответе каждая команда ставит значок в эту ячейку на своем поле и зарабатывает озвученное в задании количество баллов.
Команде добавляется 1 балл, если ей удается поставить свои значки так, чтобы их можно было перечеркнуть прямой линией.
Игра окончена, когда все ячейки игрового поля закрыты.
Ход урока
- Организационный момент
- Основная часть
Дети разбиваются на две команды. Выбирают командира, который будет отвечать за организацию работы в команде. Командиры получают карточки со знаком команды (Х, О).
Учитель объясняет условия игры. На интерактивной доске основное игровое поле. < Слайд 2> Первую ячейку открывает команда крестиков.
Ячейка “Изобретательские задачи” [5] <Слайд 3>
Капитаны выбирают конверты с задачами. Каждая команда зачитывает задачи (2), обсуждает, принимает решение, определяет кто будет отвечать. Первой отвечает команда крестиков. За каждую задачу начисляется 1 балл.
Задача 1 (“Х”)
Бывает, хозяин ледяных пустынь, белый медведь, приходит к людям в гости; вокруг человеческих жилищ круглый год аппетитный запах. Но не всегда этот гость для человека безопасен. Не убивать же белого медведя только за то, что он в гости без приглашения ходит. Что же делать людям, если он забредет к ним в гости?
(Ружья заряжают сонными пулями
и через 5 минут медведь засыпает,
а просыпается уже среди родных льдов)
Задача 2 (“Х”)
Провели в степи широкие каналы. Пустили по ним воду на поля. Поплыли по ним пароходы с грузами. Но вот незадача, стали каналы зарастать водными растениями. Кто поможет справиться с водными растениями, кто отрегулирует их численность?
(По совету ученых, в каналы переселили
речных рыб,
которые питаются водными растениями.
Прижились там белый амур и толстолобик.
И сами всегда сыты, и каналы теперь чистые.)
Задача 1 (“О”)
Ежата появляются на свет ранней весной, когда в лесу ещё очень холодно. У них нет меха – только колючки. Малышам холодно в норе, особенно когда мама уходит за кормом. Как защитить ежат от переохлаждения?
(Уходя, ежиха заворачивает детишек
в сухие листья – для сохранения тепла)
Задача 2 (“О”)
Медведь, увидев тюленя, старается подползти незаметно, чтобы поймать свою добычу. Ему помогает быть незамеченным его белая теплая шкура, но выдает черный нос. Как белые медведи могут замаскировать нос во время охоты?
(Белые медведи прикрывают свой черный
нос белой лапой
и приближаются к своей добыче)
Ячейка “Зоологическая” <Слайд 4>
- Расселите животных по природным зонам.
Каждая команда подбирает животных в свои природные зоны.
Команда “Х”: Арктика, тундра, лесная полоса.
Команда “О”: степь, пустыня, субтропики. За правильно выполненное задание – 1 балл.
Список животных:
- Белый медведь
- Дрофа
- Косуля
- Лось
- Лемминг
- Кобылка
- Северный олень
- Тупик
- Рысь
- Суслик
- Дельфин
- Корсак
- Глухарь
- Ушастый ёж
- Жук-скарабей
- Тюлень
Ячейка “Экологическая” [5] <Слайд 5 – 8>
- Восстанови цепь питания, восполнив звенья.
Каждой команде дается по 2 цепи питания. За правильно восстановленную цепь – 1 балл.
Ячейка “Загадочная” <Слайд 9>
Команды отгадывают загадки по очереди. [6] Каждая загадка – 0,5 балла
Команда “Х” | Команда “О” |
Мой брат в лесу глухом живет. Он – сладкоежка неуклюжий. А я в глаза не видел мед. Живу где ветер, снег и стужа. (Белый медведь) |
Деток очень я люблю, Но не всегда сама кормлю. Чужим мамам доверяю, Когда по лесу гуляю. (Зайчиха) |
На окне дремала птица. -Галка, галка, что вам снится? Отвечала птица сонно: -Я не галка, я … (ворона) |
Снега копытами касаясь, Ходит по тундре красавец. Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Северный олень) |
Сел Егор между гор. Говорит: “А ну-ка, горы, Молодца везите в горы!” (верблюд) |
Зимой на ветках яблоки, Скорей их собери. Но вдруг вспорхнули яблоки, Да это ж … (снегири) |
В круг ствола большой сосны, Шишки на снегу видны. Здесь, на кузнице, затратил Много сил проворный … (дятел) |
Все хлопочет и вертится, Все свистит и суетится, Ей на месте не сидится, Называется … (синица) |
Ячейка “Поисковая” [5] <Слайд 10>
Капитаны выбирают конверт с текстом. Команды читают текст, отмечают места с допущенными ошибками. Каждая команда получает 2 текста. За каждый текст присуждается 1 балл.
Текст 1 (“Х”)
Тундра
…Мы идем день, другой, идем много дней. Кругом холмы, болота, озера и всегда светлый горизонт, ночей нет.
Болота и болота… В эти ранние июльские дни тундра обряжается травой и цветами. Под жарким солнцем тундровые просторы зеленеют на глазах. Трава растет так быстро, что изменения ее роста можно отмечать через каждые два – три часа. Причиной необычайно быстрого развития растений является беспрерывный свет. В теплые летние дни солнечные лучи, как хлысты, все время подстерегают растения: “Расти, скорей расти!”.
Я остановился и начал копать лопатой яму: нужно узнать, какая здесь почва. Ниже десяти сантиметров лопата зазвенела – там начинается вечная мерзлота.
…Мы шли без дорог – их не было – по холмам, по кустарникам, огибали озера, переходили ручьи, мелкие речки, пресекали огромные болота.
Мы расставляем палатки, натягиваем марлевые пологи от комаров. Кто-нибудь отправляется в кедровник за ветками. Если веток нет, то выдергиваем полярную березку. Она даже зеленая горит неплохо. Разжигаем костер, и к небу поднимается голубой столб дыма.
(По Шахову)
(Вечная мерзлота не начинается от 10 см; кедровник не произрастает в тундре)
Текст 2 (“Х”)
Тайга.
…Тихо зимой в тайге. Только иногда упадет снежный ком с ветки, закричит дрофа да ворон пролетит высоко над лесом. Тайга никогда не бывает мертвой. Падают на снег чешуйки из кедровых шишек. Это соловей на вершине кедра их шелушит. Неслышно пробегает заяц. Глухарь клюет хвою на пихте и отыскивает мерзлую бруснику под снегом. На снегу видны следы. Тонкая цепочка – след от барсука, он ищет мышей под снегом и охотится на рябчиков. Звери протоптали в снегу глубокие тропы. Олени ходят своей тропой, зайцы – своей. А вот следы глухаря, а между ними соболиный след. Следы оборвались – и вдалеке на снегу кучка глухариных перьев.
(По Г. Снегиреву)
(Дрофы живут в степях, соловьи на кедровой сосне не питаются орехами; барсук зимой впадает в спячку)
Текст 1 (“О”)
Пустыня
Горячим дыханием встречает пустыня вступающего в нее путника. Зноем пышет на него с песчаных бугров. Синим становится небо, а вокруг песок, песок и песок. ..Желтый, чуть красноватый, бугры из песка.
…Пробежит среди безмолвия ветерок по буграм, и слышно вокруг шипение, похожее на змеиное: то шумит полярная ива и саксаул. Пустыня, несмотря на безжизненность, вовсе не лишена животного мира. Он лишь относительно беден по сравнению с богатством животного мира озер, лесов, альпийских лугов. Его нужно научиться видеть, к нему надо приглядеться… Животные ведут здесь скрытую жизнь. Песчаная пустыня прежде всего богата земноводными. Нигде не найдете вы их в таком количестве.
…Время от времени видишь шевелящийся песок и выглядывающую из него голову степного удава. На втором месте по численности стоят грызуны: суслик, песчаники, тушканчики, джейраны.
(По Д. Кашкарову)
(Полярная ива не встречается в пустыне,
земноводных там очень мало, а джейран – не
грызун)
Текст 2 (“О”)
Степь
…Какая ширь, раздолье! Ни холмов, ни леса. Куда не глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И кажется, нет ей конца, нет предела! Иди в любую сторону… да что иди! Скачи верхом, мчись в автомобиле, на самолете – и все будет приподниматься перед тобой край высокого неба, открывая новые и новые просторы.
Густой травой покрыта степь. А в траве – цветы. Сколько их! И какие разнообразные: и алые гвоздики, и лиловые метелки шалфея, и белые нежные дриады, и золотые подмаренники и много, много других.
А вот сочная трава, но цветков в ней почему-то не видно. Да ведь это не просто трава, а пшеница! Ровная, высокая, густая. Она уже колосья выкидывает. А земля здесь под цвет золы, поэтому и называют ее подзолистой почвой. Самая плодородная почва!
(По К.Меркуловой)
(Дриады растут в тундре; почвы черноземные – самые плодородные)
Ячейка “Красная книга” <Слайд 11 – 12>
- Назови животное (растение) и зону их обитания.
Каждой команде дается по 3 иллюстрации. За каждый правильный ответ – 0,5 балла.
Команда “Х”: дрофа (степь), белый медведь (Арктика), дельфин (черноморская афалина)
Команда “О”: пион широколистный (степь), овцебык (Арктика), краснозобая казарка (тундра)
Ячейка “Проверь себя” [5] <Слайд 13>
Обе команды получают тест (у каждой команды свой), выполняют самостоятельно, затем дается 7 минут на обсуждение спорных вопросов, после чего происходит отчет команд о проделанной работе. За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов.
Тест 1
- В какой природной зоне длинная полярная ночь и короткий полярный день, много воды, заболоченная местность, вечная мерзлота, сильные ветры, метели?
- В какой зоне живут следующие животные: песчаная эфа, варан, тушканчик, вьюрки, джейраны?
- К какой природной зоне можно отнести следующую группу растений: лебеда, саксаул, верблюжья колючка
- В какой природной зоне находится Нижне - Свирский заповедник, Линдуловская роща, Юнтоловский заказник?
- К к акой природной зоне можно отнести группу растений: мхи, лишайники, багульник, полярная ива, камнеломка, морошка?
- К какой природной зоне можно отнести группу животных: медведь, барсук, лось, волк, лиса, крот, дрозд, пеночка, гадюка, жаба?
- В каком заповеднике находятся под охраной белый гусь, белый медведь, моржи, овцебыки?
- Какая природная зона больше всего страдает от чрезмерной распашки?
- В состав какой природной зоны входят широколиственные и смешанные леса, тайга?
а) в Арктике б) в пустыне в) в тундре г) в степи
а) в зоне лесов б) в пустыне в) на побережье Черного моря г) в степи
а) к степи б) к пустыне в) к тундре г) к зоне лесов
а) в зоне лесов б) в тундре в) в пустыне г) в степи
а) к Арктике б) к тундре в) к степи г) к зоне лесов
а) к зоне лесов б) к степям в)к тундре г) к пустыне
а)на острове Врангеля б)в Таймырском в) в Нижне-Свирском г) в Печорском
а) пустыня б) зона лесов в) степи г) тундра
а) зона лесов б) тундра в) зона степей г) побережье Черного моря
Тест 2
- Какой природной зоне свойственны такие признаки: низкие температуры, сильные ветры, полярная ночь и полярный день, заболоченная местность?
- Найди лишний пункт в перечне климатических условий песчаной пустыни?
- Какое хвойное дерево сбрасывает осенью иголки и зиму стоит голое?
- Какие растения свойственны Арктике?
- Как называются горячие иссушающие ветры зоны степей?
- С каким деревом напрямую и косвенно связаны следующие животные: кукушка, сойка, белка, дубовый усач, олень, лесные мыши, жук-олень?
- Восстанови звено в цепи питания: Растения - ? – варан – бактерии гниения
- Что делают земноводные летом в степи?
- Какой заповедник расположен на территории Ленинградской области?
а) тундре б) Арктике в) лесной полосе г) пустыне
а) небольшое количество осадков б) почвы засолены в) знойное лето сменяется нехолодной зимой г) жаркий летний день продолжается знойной жаркой ночью
а) ель б) сосна в) лиственница г) кедр д) пихта
а) низкие деревья и кустарники б) мхи и лишайники в) травы и кустарники
а) пыльные бури б) вьюги в) суховей г) торнадо
а) с березой б) с дубом в) с сосной г) с вязом
а) суслик б) верблюд в) черепаха г) лисица
а) размножаются б) впадают в оцепенение в) ведут активный образ жизни
а) Нижне-Свирский б) Беловежская пуща в) Таймырский г) Печорский
Ячейка “Ботаническая” <Слайд 14>
- Посади растения в их природной зоне.
Каждая команда подбирает растения в свои природные зоны. За правильно выполненное задание – 1 балл.
Команда “Х”:степь, пустыня, субтропики
Команда “О”: Арктика , тундра, лесная полоса
- Морошка
- Верблюжья колючка
- Ягель
- Липа
- Магнолия
- Клён
- Ковыль
- Ель
- Тюльпан
- Карликовая ива
- Пихта
Ячейка “Видио-диктант” <Слайд 15 – 16>
Каждая команда просматривает 5 слайдов с изображением природных зон. После окончания просмотра игроки должны назвать природные зоны в порядке показа. За правильно выполненное задание команда получает – 5 баллов.
Команда “Х”: Арктика, пустыня, степи, лес, тундра.
Команда “О”: лесная зона (тайга), субтропики, тундра, Арктика, степи.
- Итог урока
Урок заканчивается подведением итогов работы, подсчетом баллов и выставлением отметок за работу каждой команде и (или) отдельно каждому ученику.
Литература
- Плешаков А.А., Крючкова Е.А. “Окружающий мир”, 4 класс, 1 часть, М., 2008
- Плешаков А.А., Крючкова Е.А. “Окружающий мир”, рабочая тетрадь, 4 класс, 1 часть, М., 2008
- Плешаков А.А. “От земли до неба: атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся начальных классов”, М., 1998
- Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”, 4 класс, М., 2007
- Берюхова Е.К., Груздева Н.В. “Окружающий мир. Природоведение. Экология” Информационно - развивающие задания для учащихся начальной школы, СПб, 2001
- Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. “1000 загадок (популярное пособие для родителей и педагогов)”, Ярославль, 1996