Известный российский педагог А.Н.Лутошкин говорил, что “коллектив – это живой организм”; как человек, он так же развивается, становится умелым, мудрым.
Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива по А.Н.Лутошкину: “Песчаная россыпь”, “Мягкая глина”, “Мерцающий маяк”, “Алый парус”, “Горящий факел”. Дети обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наше классное сообщество и почему; что мешает подняться на более высокий уровень развития коллектива; что поможет стать более сплочённым коллективом. В этом случае педагог может получить более развёрнутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворённости детей своим коллективом, видении школьниками перспектив его развития.
Цель: Определить степень удовлетворённости учащихся своим коллективом.
Ход проведения занятия.
В исполнении группы учащихся звучит стихотворение:
Собрались сегодня в зале вы не зря
Ждут, ребята, вас, наверное,
Интересные дела
И тогда вам в школе
Интересней станет жить
Если вы научитесь
Дружить и не тужить
Прочь пускай уйдут подальше
Лень и скукота
В нашей школе им не место,
С ними лишь одна тоска,
Пусть отныне в школе будет
Дружная семья
3а и 3б, и ты, и он, и я
Каждый лучику подобен ученик
Лучик к лучику –
И солнце засияет вмиг
Солнце всех пусть обогреет
И тогда
По плечу любое дело
Будет вам друзья!
Учитель: Уважаемые гости мы рады приветствовать вас в нашей школе. Три года назад мы переступили порог школы. Здесь мы с вами трудными ступеньками по лестнице знаний. Учились читать, считать, дружить. Не успели оглянуться, и мы закончили третий класс. Чего достигли мы с вами за три долгих года. Стали мы настоящим коллективом? Давайте вспомним, какими мы были и подумаем какими мы уже стали? А вспомнить поможет нам фильм. Итак смотрим! Просмотр слайдов (Презентация “Познакомьтесь – это мы!”
Учитель: Итак, мы – коллектив? А что такое коллектив?
(Рассуждения детей)
Дети: Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами.
Учитель: Мы дружный коллектив?
- На какой ступеньке мы находимся, что помогает или что мешает подняться нам на более высокий уровень?
-Мы сделали первый шаг на встречу друг другу.
-Как называется ступенька?
-Песчаная россыпь.
Размышления детей: (я думаю, что песчаная россыпь – это когда много – много песчинок собрано вместе и в то же время каждая из них – сама по себе. Если налетит ветерок он отнесёт часть песка, дунет по сильнее и не станет россыпи).
Учитель: Так бывает и в группах людей. Там то же каждый как песчинка, и вроде все вместе и в о же время каждый отдельно. Здесь люди или ещё мало знают друг друга (нет общих интересов, общих дел) или люди не желают, не решаются пойти на встречу друг другу. А вы старались узнать, понять друг друга, желали участвовать в общих делах?
-Проведём игру “Составьте пословицу, объясните её смысл”.
(Каждой группе раздаются пословицы о дружбе, текст пословицы деформирован его нужно восстановить в прежнем варианте. Пословицы: “Друг за друга держаться – ничего не бояться”, “Друг познаётся при рати да при беде”, “Друга иметь - себя не жалеть”, “Друга ищи, а найдёшь – береги”, “Дружба не гриб – в лесу не найдёшь”, “Дружбу водить – себя не щадить”).
-Если группа готова, то возьмитесь за руки и договоритесь кто будет отвечать.
-Вы узнали себя?
-Можно сказать, что первая ступенька пройдена?
-Поднимаемся на вторую ступеньку.
-Мягкая глина.
-Что за материал – мягкая глина?
Размышления детей: (мягкая глина – это материал из которого можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера этот материал превращается в прекрасное изделие. В руках неспособного человека она может принять самые непонятные, неопределённые формы, а может так и остаться куском глины, если не приложить к нему усилий).
Учитель: В группе, находящейся на этой ступени заметны первые усилия по сплочению коллектива. Мы с вами стали жить по законам дружбы, давайте их вспомним, а поможет нам в этом задание 1 на стр.38.
“Расскажи о своём друге. Напиши, какие черты характера тебе нравятся больше всего в твоём друге?”
Размышления детей о своём друге.
Учёные-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены 10 законов дружбы.
- Доверять другу.
- Делиться новостями, успехами или неудачами.
- Уметь хранить чужие тайны.
- Радоваться вместе с другом его успехам.
- Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.
- Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций.
- Защищать друга (если кто-то говорит одруге в его отсутствие плохо).
- Не критиковать друга в присутствии других людей (если ты чем-то недоволен, сказать об этом другу наедине).
- Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя ( не быть навязчивым).
- Всегда выполнять свои обещания.
Учитель: Что такое дружба?
-Дружба – это близкие отношения, взаимная расположенность, привязанность друг к другу основанные на взаимном доверии, преданности, общности интересов, идей, целей. Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, предприятия, классы. Есть дружба народов, существуют особые дружеские отношения между странами.
-Зачем человеку друг и как его найти?
-Одна девочка так искала друзей
Выступление ученицы:
Все живут – не тужат,
А со мной не дружат.
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я – шепчу: - Дружи со мной…
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: Но ты учти –
Ты во всём должна идти
Другу на уступки.
Предлагаю Ильиной:
Ты дружи со мной одной,-
Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Стану знаменита!
Все пятёрки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: - А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать
А девчонки на дыбы.
Говорят: - молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг…
Напишу я объявление:
Срочно требуется друг!
Учитель: Мы такие?
-Мало друзей у того, кто пользуется друзьями из соображения собственной выгоды. Такие друзья обычно временны. Если мы ищем друзей не по душе, а по делу, то по окончании дела друг уходит в прошлое. Мы стараемся дорожить друзьями. У нас в классе есть настоящие друзья “маячки”, которые всегда помогут, подскажут, поймут к ним всегда можно обратиться. Назовите “маячков”,
Игра “Комплимент”, (Из класса выбирается один учащийся. Он стоит спиной к ребятам. Дети по очереди говорят ему комплименты, а он должен узнать их по голосу и назвать говорящего).
-Мы можем подняться на новую ступеньку.
-Мерцающий маяк.
Учитель: Как вы это понимаете?
-Размышления детей: (маяк – это световой, мигающий фонарь, башня с сигнальными огнями на берегу моря или на острове. Маяк нужен как опытному мореходу, так и начинающему. В штормовом море маяк помогает выбрать правильный курс, он мигает как бы говоря: “я здесь, я готов прийти на помощь!”)
Учитель: Есть и у нас в группе организаторы, горящие сердца, которые погаснуть огню. Однако не у всех членов группы хватает сил подчиниться коллективным требованиям, проявить инициативу, творчество.
-Мы стараемся разбираться в трудных ситуациях, стараемся призвать на помощь Душу и Разум. Одна не давно случилась на переменке.
Сценка в постановке учеников на основе стихотворения В.Орлова “Кто кого?”
-Кто кого обидел первый?
-Он меня!
-Нет, он меня!
-Кто кого ударил первый?
-Он меня!
-Нет, он меня!
-Вы же раньше так дружили!
-Я дружил!
-И я дружил!
-Что же вы не поделили?
-Я забыл.
-И я забыл.
-Видите, как иногда бывает: пока ссорились, забыли из-за чего всё началось.
-Разыгрывается следующая ситуация - один ученик сталкивает другого со стула:
-Ты что слепой? Не видишь разве, что сел на моё место?
Далее каждый из учеников выбирает себе Душу и Разум. Например, говорят: “Катя, сыграй пожалуйста, роль моей Души, а ты Маша будь добра, побудь некоторое время моим разумом.” Душа и Разум располагаются за спинами наших героев, они реагируют до того как ученики успевают ответить на воздействие оппонента. И тем самым определяют характер ответного действия. Прежде чем принять решение, он выслушивает Душу и Разум.
Учитель: Захочется ли продолжить знакомство и дружеские связи после того, что сейчас произошло? Обидная ситуация?
-Размышление детей:(душу человека очень легко ранить, ей часто доставляют страдания люди и обстоятельства. Мы стараемся не допускать таких взаимоотношений).
Учитель: “Примерили” ориентиры к своему классу? Можно сказать, что одержана первая победа. Пройден ещё один этап развития коллектива. Это конечно большая победа, но всё ещё впереди. Впереди “Алый парус” и это значит:
- Алый парус – это символ дружеской верности,
- Алый парус – это символ устремлённости вперёд,
- Алый парус – это символ неуспокоенности, действия,
Команда парусника – друзья, и наш девиз:
“Один за всех, и все за одного!”
-Это значит, что каждый интересуется делами другого. Это значит, что члены экипажа гордятся за свой коллектив, переживает, когда их постигают неудачи.
-Звучит песня “Алый парус”
“Алый парус” - это (выступление детей).
Учитель: Хотя коллектив сплочён, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки.
-Что делать?
-Есть мудрое правило: если хочешь иметь друга – будь им. Потрудись душой для людей, которые рядом с тобой. Восприми их радости и горести как свои и подумай о том, как сделать их жизнь счастливее. Не пожалей ни времени, ни сил, ни своих чувств.
- И сейчас мы отправимся на остров, где можно осуществить бартерную сделку, продать свои отрицательные качества, а взамен получить положительные. И привезёт нас на этот остров смелый капитан.
-Звучит песня “Капитан”.
Учитель: Если команда готова, то просигнализируйте.
Игра “Магазин”, (Все учащиеся играют роль покупателей нравственных ценностей. “Купля-продажа” осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д.), которых, по мнению самих детей, у них не хватает, оно могут приобрести в замен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность, жадность и т.д.) или же на свои положительные, которые у них в избытке.
После проведённой “купли - продажи” учитель вместе с учащимися подводит итоги осуществлённой сделки. Они обсуждают, что нужно сделать для того, чтобы “приобретённые”, “купленные” положительные качества закрепить в деятельности классного коллектива.
Результаты первого этапа игры можно зафиксировать с помощью следующей таблицы:
№ п/п |
Фамилия, имя учащегося |
“Приобретённые” положительные качества |
“Проданные” отрицательные качества |
1. 2. |
Аня Б. Боря В. |
Аккуратность, честность, вежливость |
Неряшливость, грубость |
Затем в течении всего учебного года учитель ведёт наблюдение за детьми, организует совместную деятельность по улучшению духовно-нравственной атмосферы в классе, стимулирует работу учащихся по формированию положительных качеств).
-Отчёт по командам:
-Какие приобрели качества?
-Какие выставили на аукцион, как “ненужные вещи”?
Учитель: Итак осталась последняя ступенька, можем ли мы на неё подняться?
-Итак “Горящий факел!”
Учитель: Закройте глаза, подумайте: горящий факел – это живое пламя, жизнь которого питается тесной дружбой, единой волей, отличным взаимопониманием, деловым сотрудничеством, ответственностью каждого не только за себя, но и за весь коллектив.
-Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если позади тебя нет группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают всё, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.
-Можем ли мы подняться на эту ступеньку?
-Нет?
-Значит надо трудиться над собой!
Итог:
Учитель: Приложите ладошку к груди, вслушайтесь каждый в биение своего сердца. Вы слышите его? Оно холодное? Спящее? Глухое? Нет - оно горячее! Отзывчивое! Благородное! Трепетное! Давайте друг другу передадим частичку своего сердца, при этом называя те хорошие человеческие качества которые живут в наших сердцах.
-Кому удалось сегодня понять что-то новое про себя?
-Спасибо всем!
-Звучит песня о дружбе.
Учитель: Мы с вами живём в такое время, когда мир меняется на глазах. И главное сейчас не оставаться равнодушными ко всему происходящему. Ведь вы – то поколение, в руках которого будущее всей планеты. У вас есть всё для того, чтобы изменить жизнь, сделать её ярче и интереснее. Но “Один в поле не воин”, так гласит народная мудрость. Наша сила в единстве. Когда мы вместе, мы способны творить чудеса!