В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической и политической жизни страны возрастает потребность в формировании и развитии креативной личности ребенка-дошкольника.
Одним из приоритетных направлений работы нашего педагогического коллектива является художественно-эстетическое развитие ребенка. Для реализации задач художественно-эстетического направления в нашем детском саду создана проблемно-творческая группа, которая объединяет педагогов-единомышленников с ярко выраженным новаторским духом, обладающих способностями к решению нестандартных творческих задач, владеющих продуктивными технологиями и художественно-прикладными умениями, а также эстетическим взглядом на окружающий мир. Эти педагоги не только принимают новшества, осваивают их, но и сами активно создают и разрабатывают педагогические инновации.
Предметом интереса проблемно-творческой группы является развитие креативного мышления ребенка-дошкольника на основе интеграции различных видов художественно-продуктивной деятельности. Актуализируя проблему воспитания и развития творческой личности ребенка, мы решаем задачи, направленные на развитие художественно-творческих способностей детей через интеграцию всех видов продуктивной деятельности на основе гармоничного использования традиционных и новых технологий.
В основе системы работы эффективно используем проектную технологию, рассматривая детско-взрослые проекты как инновационную форму организации воспитательно-образовательного процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника. Проекты, прежде всего, направлены на решение творческой проблемы, исследовательской задачи, экспериментирование и поиск. Так, образовательный проект «Ступеньки детского творчества» направлен на формирование целостного и многогранного представления детей об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства, используя его универсальность и синкретизм (единство); проект «Творчество без границ» – на реализацию таких развивающих функций продуктивной деятельности как: совершенствование ручной моторики, развитие воображения, образного мышления, творческой активности, развитие «чувства инициативы», формирование способности к длительным волевым усилиям, активизация планирующей функции речи, формирование специфических навыков и умений, связанных с техникой преобразования материала и техникой использования общеупотребляемых инструментов.
Использование традиционных, авторских приёмов и форм способствовало возникновению в ДОУ инновационной досугово-массовой формы организации совместной творческой деятельности детей и взрослых (педагогов и родителей) - ассамблея больших и маленьких почемучек: «Город кукольных мастеров», «Ярмарка народных промыслов», «Страна творчества», «Мама, папа, я – творческая семья», «Путешествие по разноцветным островкам». Поиск новых форм организации творческих мастерских, варьирование и обогащение содержательного аспекта проведения ассамблей, позволило создать устойчивую традицию в ДОУ и объединить детей, педагогов, родителей в детско-взрослое сообщество. В процессе творчества у взрослых и детей возрос интерес к совместной художественно-творческой деятельности (экспериментированию с различными художественными материалами, звуками, словами), произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. Практико-ориентированное взаимодействие с семьями, использование инновационных технологий, интерактивных форм общения способствовало приобретению родителями нового опыта общения с детьми, выработало определенную модель взаимодействия с ними.
В результате творческой педагогической работы у дошкольников сформировалось позитивное отношение к изобразительной деятельности: дети приобрели опыт в решении специально моделируемых творческих проблемных ситуаций, навыки диалогического общения, научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения при создании выразительных художественных образов. Готовность детей активно участвовать в художественно-творческом процессе является своеобразным показателем становления творческих проявлений.
Инновационный подход в создании предметно-пространственной среды групповых помещений позволил организовать её в виде художественно-творческих комплексов, которые постоянно трансформируются и выступают как пространство жизнедеятельности детей, обеспечивающее максимальные возможности развития детского творчества, экспериментирования и исследовательского интереса каждого ребенка.
Компонентами художественно-творческих комплексов являются такие мини-центры, как «Мастерская маленького волшебника», «Я – дизайнер», «Островок чудесных превращений», «Весёлый карандашик», «Театр творчества», «Мастерская «Пчёлки», которые призваны обогащать детей широким спектром эстетических впечатлений, создавать основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве. Максимально насыщенные современным художественным полифункциональным материалом и оборудованием творческие мини-центры организованы с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка. Это всевозможные цветные карандаши и фломастеры, акварель и гуашь, цветные мелки, пастель и уголь, а также восковые свечи, разнообразные печатки – поролоновые, из пенопласта и других материалов, ватные палочки, разные виды кистей, заостренные палочки, разнообразные пластичные материалы, разные виды бумаги, ткани, другие всевозможные инструменты для исследования свойств художественных материалов. Доступность и свобода выбора здесь дает возможность каждому желающему экспериментировать, исследовать цвет, его свойства, пробовать новые техники и материалы, открывать для себя неизведанное.
Развивающую предметно-пространственную среду, мы рассматриваем и как поисковое «поле» ребенка, в котором он ставит собственные цели, выбирает средства и способы её достижения, делает собственные умозаключения, личные открытия. Такая среда привлекает детей, дает им творческую энергию, пробуждает интерес, желание что-то изменить, сделать своими руками, являясь своеобразной формой самообразования ребенка, источником его индивидуальных знаний и личного опыта. Геометрия пространства группового помещения позволяет каждому ребенку изменить среду согласно своим интересам, желаниям и потребностям, расширяет возможности участия каждого в разнообразной исследовательской, художественно-изобразительной и игровой деятельности, способствует накоплению социального опыта.
Большое внимание уделяем развитию детей в дизайн-деятельности, привлекая их к декоративному оформлению интерьера в сотворчестве с педагогом. Такой инновационный подход позволяет обогатить дизайн групповых помещений авторскими и детскими работами с использованием широкого спектра нетрадиционных техник и технологий: создание макетов и тематических панно, фризов и коллажей, пластилиновых сказок и сказок из солёного теста, театральных декораций и кукол, книжек-самописок, а также– ширм-газет, ширм-коллажей, картин-загадок, дизайн-композиций, мобилей. Дизайн групп отражает интересную, наполненную событиями и разными делами жизнь детско-взрослого сообщества. Созданные вместе с детьми художественно-творческие работы органично вписываются в дизайн детского сада и групп, становятся своеобразным игровым материалом, а также рассматриваются нами как развивающие пособия для развития диалогической и связной речи, развития восприятия формы, величины, цвета. Это позволяет нам целенаправленно и эффективно развивать детскую дизайн-деятельность, формировать художественно-творческие способности, прикладные умения, воспитывать у ребенка собственный эстетический вкус.
Успешность и действенность инновационной работы проблемно-творческой группы «Мозаика» по внедрению инновационных технологий оказывает позитивное влияние на развитие нашего ДОУ. Актуализируя художественно-эстетическое направление работы детского сада, члены проблемно-творческой группы находятся в постоянном поиске интересных форм организации педагогического процесса, проявляют заинтересованность и профессиональную компетентность. Эффективность работы в реализации задач по формированию креативной личности ребенка-дошкольника прослеживается в положительной динамике общего развития детей, повышение их творческой активности.
На наш взгляд, положительных результатов и эффектов мы добились благодаря нововведениям и переориентации ролевых позиций субъектов образовательного процесса (педагогов, детей и родителей), превращая их в субъектов совместной художественно-творческой деятельности, что подтверждает стабилизация инноваций в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Каждый из членов проблемно-творческой группы вносит свой вклад в продвижение собственного инновационного продукта. Об этом свидетельствует наличие собственных методических разработок и публикаций на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, обобщение опыта работы, а также внедрение авторских разработок в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Так для педагогов ДОУ создана система работы по развитию креативного мышления ребенка-дошкольника через продуктивные виды деятельности, которая включает в себя алгоритм взаимодействия педагогов детского сада, модель взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ, с целью повышения профессионального мастерства и самообразования педагогов, стимулирования успешного вовлечения их в образовательное пространство ДОУ. Система работы актуализировала детское экспериментирование с художественно-изобразительными материалами в педагогической практике.
Педагогами ДОУ широко востребован опыт работы, позволяющий им наиболее эффективно планировать педагогическую деятельность, направленную на сенсомоторное, речевое и эмоциональное развитие детей, а также осуществлять активный непрерывный и позитивный обмен информацией между всеми субъектами образовательного процесса (педагогами, специалистами, родителями и детьми).