"Проектная деятельность как способ развития художественно- творческих и речевых особенностей детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями речи"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность выбора темы

В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно-ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь обученность (информированность), сколько становление личности – творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни.

Проживание детей в непростых сезонно-климатических условиях Крайнего Севера в значительной степени ограничивает и обедняет интеллектуально-познавательные, социальные и художественно-эстетические впечатления ребенка. Кроме того, у детей, имеющих различные речевые нарушения, как правило, наблюдается нарушение развития ручной моторики, несформированность способности к длительным волевым усилиям, незначительно проявляется творческая активность. Исходя из выше сказанного, развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста компенсирующей группы, проживающих в условиях Крайнего Севера особенно актуально.

Для усиления коррекционно-формирующего аспекта воспитательно-образовательной работы, обогащения содержания образования программного раздела «Изобразительное искусство и дизайн» и амплификации детского развития разработан образовательный проект «Творчество без границ». Проект ориентирован на развитие художественно-творческих и речевых способностей детей с ОНР и ФФНР в процессе различных видов продуктивной деятельности, которая обладает достаточно широким спектром возможностей для развития каждого ребенка. Проект направлен на реализацию таких развивающие функций продуктивной деятельности как: активизация планирующей функции речи, совершенствование ручной моторики, развитие «чувства инициативы», формирование способности к длительным волевым усилиям, развитие воображения, образного мышления, творческой активности, формирование специфических навыков и умений, связанных с техникой преобразования материала и техникой использования общеупотребляемых инструментов.

Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Творчество без границ» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Цель проекта: развитие художественно-творческих и речевых способностей детей старшего дошкольного возраста логопедической группы через обогащение выразительности детских работ по изобразительной деятельности, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве детей и взрослых.

Задачи проекта:

1)

  • Подобрать и изучить литературу по теме проектной деятельности.
  • Разработать перспективное тематическое планирование по развитию творческих способностей детей с ОНР и ФФНР посредством изобразительной деятельности.
  • Подобрать методы педагогической диагностики с учетом особенностей развития детей с различными нарушениями речи. В процессе диагностики детей выявить уровень развития творческих способностей детей, степень развития изобразительных навыков.
  • Разработать творческий проект досуговой деятельности «Литературная гостиная», основанный на интеграции изобразительной, речевой и музыкальной деятельности.
  • Подобрать согласно задачам игры, игровые упражнения, коммуникативные тренинги, литературный материал и оформить их в виде картотеки.
  • Разработать циклы игр-занятий по развитию творческих способностей детей, в каж­дом из которых сочетались бы элементы разных видов изоб­разительной деятельности: лепка, аппликация, рисова­ние, а также включались разнообразные материалы, нетрадици­онные техники.
  • Определить формы организации обучения, согласно задачам и содержанию проекта.
  • Создать условия для развития художественно-творческого взаимодействия педагогов, детей и родителей через изобразительную деятельность;
  • Обогатить игровую среду современным дидактическим материалом.
  • Разработать методические рекомендации (памятки) для педагогов ДОУ по организации занятий по изобразительной деятельности.

2) Совершенствовать уровень накопленных знаний и практических навыков:

  • экспериментирование с разными художественными и изобразительными материалами при решении творческих задач;
  • умение использовать возможности различных изобразительных и художественных материалов для создания художественного образа;
  • умение пользоваться различным оборудованием и инструментами;
  • самостоятельно «открывать» для себя способы действия с различными предметами, делая выводы в процессе анализа собственных действий;
  • развивать художественный вкус

3) Совершенствовать уровень поисковой и экспериментальной деятельности, творческой инициативы:

  • самостоятельный поиск нужного решения;
  • умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
  • умение выбирать материал и способ действия при создании художественного образа;
  • поддерживать инициативу и самостоятельность;

4) Активизировать речь и речевое общение:

  • развивать способность детей обмениваться эмоциями, чувствами в процессе художественно-творческой деятельности;
  • поддерживать стремление и желание детей высказывать собственное мнение, активно вступать в деловое общение со сверстниками и взрослыми в процессе творчества;
  • развивать детское словотворчество, фантазию, воображение;

5) Развивать коммуникативные навыки и толерантность при объединении детей в творческие группы, совершенствовать стиль партнерских отношений;

6) Воспитывать инициативность, самостоятельность, творческое отношение к делу.

Тип проекта – образовательный, творческий.

По содержанию – детское творчество.

По составу участников – детско-взрослый.

Внутри МДОУ – участвуют дети речевой группы.

Гипотеза образовательного проекта. В результате целенаправленной и системной работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями речи, возможно, улучшаться качественные характеристики процес­са изображения и сами графические образы, а также повыситься уровень речевого развития.

Критерии:

  • умение детей планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
  • умение детей осуществлять самостоятельный выбор художественных изобразительных материалов и способов действия для создания образа, пользоваться различными инструментами и оборудованием;
  • умение детей использовать возможности и свойства различных изобразительных материалов для создания образа;
  • умение детей использовать различные нетрадиционные техники и технологии;
  • умение детей поддерживать целеустремленность, творческую инициативу, самостоятельность;
  • коммуникативные навыки, толерантность, партнерские отношения.

Методы:

  • Диагностика: «Развитие творческих способностей детей»; «Уровень овладения детьми изобразительной деятельностью»;
  • наблюдения за самостоятельной художественно-творческой деятельностью детей;
  • сравнение;
  • анализ;
  • прогнозирование результатов;
  • анкетирование родителей.
  • обобщение опыта работы.

Участники проекта: воспитатели и дети речевой группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель. Автор проекта разрабатывает и реализует перспективный тематический план; циклы игр-занятий, создает условия для развития художественно-творческой деятельности; проводит обработку данных по диагностике и анкетированию, обобщает опыт работы. Учитель – логопед проводит экспресс диагностику речевого развития. Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное сопровождение.

Содержание проекта

  • Направление деятельности и её этапы
  • Задачи
Содержание и форма проекта
I этап – информационно-аналитическое обеспечение проекта

Задачи:

  1. Сбор и анализ информации
  2. Анализ, совершенствование материально-технической базы
  1. Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.
  2. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
  3. Консультирование с заместителем руководителя учреждением по УВ и МР по вопросам проектной деятельности.
  4. Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей.
  5. Анализ результатов педагогической диагностики.
  6. Организация в группе творческой мастерской (оснащение различными художественными материалами).
II этап – методическое обеспечение проекта

Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса

  1. Составить перспективный тематический план по развитию у детей старшего дошкольного возраста художественно-творческих умений.
  2. Согласно задачам и содержанию определить формы организации: традиционные и нетрадиционные.
  3. Подобрать согласно задачам дидактические игры, игровые упражнения, тренинги и оформить их в виде картотек.
  4. Отобрать литературный материал и оформить его в виде картотеки «Литературная радуга».
  5. Составить словарь терминов.
III этап – работа с детьми

Задачи:

  1. Развитие художественно-творческих и речевых способностей детей через продуктивные виды деятельности.
  2. Совершенствование у детей технических навыков в изобразительной деятельности.
  3. Развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, инициативность, творческая активность; снижение напряженности, скованности, закомплексованности.
  1. Проведение педагогической диагностики через наблюдения, игру.
  2. Разработка и реализация циклов игр-занятий в рамках проектной деятельности
  3. Формы организации детской деятельности:
    а) традиционные (игры-занятия, развлечения, самостоятельная, совместнаяи художественно-творческая и речевая деятельность);
    б) нетрадиционные (детско-взрослые проекты)
  4. Методические приемы:
  5. а) организация творческих выставок, совместных экспозиций, выпуск фотоколлажей и др.;
    б) обсуждение и обыгрывание выставочных экспозиций;
    г) чтение художественной литературы, заучивание.

IV этап – работа с родителями

Задачи:

  1. Поиск путей развития и сотрудничества.
  2. Повышение уровня самообразования:
    • взаимообогащение и нахождение общих интересов;
    • повышение творческого потенциала.
  1. Вовлечение родителей в проектную деятельность.
  1. Подготовка консультативного материала для родителей.
  2. Оформление ширм-фотоколлажей с привлечением родителей.
  3. Участие родителей в оформлении группового помещения.
  4. Участие родителей в мероприятиях в рамках проекта.
V этап – подготовка к презентации и презентация проекта

Задача: демонстрация опыта работы

  1. Обобщить опыт работы и оформить в виде папки. Материал представить в методический кабинет ДОУ.
  2. Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта.

Ожидаемый результат проектной деятельности:

  • для педагога:
    • повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;
    • удовлетворенность работой;
    • систематизация и повышение качества работы с детьми речевой группы по развитию художественно-творческих и речевых способностей через различные виды продуктивной деятельности.
  • для детей:
    • развитие детского творчества в изобразительной деятельности; воспитание эстетического восприятия детей; повышение уровня речевой культуры;
    • способность к речевому планированию (активизация планирующей функции речи);
    • приобщение к миру искусства;
    • развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;
    • совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, аппликации, лепке;
    • развитие «чувства инициативы»;
    • умение работать в группе активно, сообща;
    • умение самостоятельно искать нужное решение;
    • умение выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
    • умение самостоятельно анализировать полученные результаты и делать выводы;
    • способность осуществлять практическое моделирование и экспериментирование;
    • способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей;
    • навыки коммуникативного общения;
    • обогащение эмоциональной сферы; формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.
  • для родителей:
    • осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;
    • бережное отношение к продуктам детского творчества;
    • партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Заключение

Образовательный проект «Творчество без границ» осуществлялся в форме включения детей с различными нарушениями речи в разнообразные виды художественно-творческой и речевой деятельности. В результате реализации проекта у детей возрос интерес к экспериментированию с различными материалами, совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной художественно-творческой деятельности дети приобрели навыки диалогического общения, опыт в решении специально моделируемых творческих проблемных ситуаций, научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения, манипулируя с различными художественными материалами при создании выразительных художественных образов посредством различных видов продуктивной деятельности. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечил выход каждого ребенка на свой более высокий для него уровень развития. Дети продемонстрировали умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Повысился уровень развития речи детей до возрастных норм, заложенных в базисную программу. Работа над проектом активизировала познавательно-речевые и художественно-творческие способности детей.

В процессе работы над проектом родители стали непосредственными участниками уникального творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи, что позволило родителям реализовать свои способности и таланты, актуализировало в жизни семьи познавательно-речевое и художественно-эстетическое направления в развитии детей, а с другой стороны – обогатило воспитательно-образовательный процесс ценным положительным опытом семейного воспитания.

Педагогами ДОУ широко востребован опыт работы, который позволяет им наиболее эффективно планировать работу, направленную на сенсомоторное, речевое и эмоциональное развитие детей, что в свою очередь, усиливает коррекционно-развивающий компонент педагогического процесса в целом, а также способствует активному эмоционально-позитивному обмену информацией между всеми участниками педагогического сообщества

Продукты проектной деятельности:

  • панно-коллаж «Аленькие цветочки»;
  • творческие мини-выставки: «Осеннее лукошко», «Зимушка хрустальная», «Новогодняя сказка», «Плакала Снегурочка, зиму провожая», «От кареты до ракеты», «Любимые игрушки», «Кто где живёт?», «Весна стучится в окна», «В подводном царстве Русалочки», «Путешествие к звёздам» и др.;
  • творческая выставка «Твори, выдумывай, пробуй!»
  • литературно-музыкальные и поэтические вечера: «Осенняя мозаика», «Зимушка хрустальная», «Весеннее настроение».