Цели и задачи урока:
- формировать умения проверять и правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными,
- воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи, формировать навыки работы в группах, парах;
- развивать умение сопоставлять произношение и написание слов с парными согласными в слабой позиции; формировать орфографическую зоркость
Оборудование:
Интерактивная доска “СМАРТ”, карточки для индивидуальной работы с парными согласными, тетрадь, словарь, таблица “Парные согласные”, картинки сказочных героев Буратино, Незнайки, Мальвины, Красной Шапочки, Вини-Пуха, картина “Зима”, “Гусь под дождем”, словарь С.И.Ожегова.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Предлагаю подружиться
И всем вместе потрудиться.
Слайд 1
2. Чистописание.
– Сегодня, ребята, на уроке мы займёмся разборкой нашей почты. Друзья не забывают нас.
Смотрите, сколько писем прислали!
Первое письмо от Мальвины!
Что же она нам пишет?
Слайд 2
На момент чистописания
Я прислала Вам задание
Вы с закрытыми глазами
Угадайте букву сами.
А потом скорей проверьте,
Ведь они лежат в конверте.
(У учителя в руках большой конверт с портретом Мальвины на обложке.
Два ученика по очереди выходят к доске и с закрытыми глазами достают вырезанные из картона буквы, на ощупь узнают их.)
- Итак, это буквы Д,Т.
Повторим их написание.
СЛАЙД 3
Я тетрадь свою открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
(Ребята прописывают буквы в тетрадях и на интерактивной доске)
– Молодцы! Красиво написали.
– Но почему эти буквы мы сейчас повторяли?
– Что они обозначают?
(Они обозначают парные согласные, которые мы сейчас изучаем). – Ребята, а в конверте ещё что-то есть. (Из конверта достают слова и читают.)
Слайд 4
Что можно составить из этих слов? (предложение )
Ученики передвигают слова на доске
- Что это? (пословица)
- Как вы понимаете смысл пословицы? Почему взяли эту пословицу?
(Здесь есть слово труд, в котором на конце пишется парная согласная буква)
Учащиеся записывают пословицу в тетради
Труд (труды) человека кормит, а лень портит
- Найдите основу, подчеркните и укажите чем выражено.
- А – какая часть речи? (союз)
- Какие ещё союзы вы знаете? (и, но)
3. Словарная работа.
Переходим к следующему письму.
Слайд 5
Оно пришло от Незнайки.
Что же он нам написал?
Слова совсем нетрудные
Хотел я записать,
Но в каждом слове нужно мне
Все буквы проверять.
Под удареньем я пишу,
Без сомненья, то, что слышу
Если звук без ударенья,
Вызывает он сомненье!
Слайд 6
- Но буквы рассыпались, помогите Незнайке составить и прочитать слова.
Ребята читают, подбирают проверочные слова и записывают, объясняя опасные места.
Слайд 7
Что общего в словах? (имя сущ.)
Какое слово лишнее? (медведь – отвечает на вопрос кто? Мягкий согласный на конце, одушевлённый.)
4. Гимнастика для глаз.
5. Повторение пройденного материала.
Вот что она нам пишет:
Слайд 8
Парные согласные на письме опасные
Как похоже их звучанье-
Это просто наказанье!
Чтобы их нам различать,
Надо ум тренировать!
- Вспомним тему, которую мы изучаем?
(Парные глухие и звонкие согласные на конце слова)
Слайд 9
- ЧТо же нужно делать, чтобы в этих ошибкоопасных местах не “выросли” ошибки?
(Ребята повторяют правило в стихотворной форме)
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен мой друг,
Парный сразу проверяй-
Слово смело изменяй:
“зуб” на “зубы”, “лёд” на “льды”-
Будешь грамотным и ты.
Слайд 10
Играли звуки в домики
Как маленькие гномики
И перепутали свои домики.
- А вы поработайте в группах, потом на доске исправьте ошибки.
Какая буква лишняя? (у)
Почему? (гласная)
А остальные? (согласные)
Разделите на две группы (звонкие и глухие)
Молодцы!
Игра “Молчанка”
Слайд 11
Возьмите в руки сигнальные карточки. Красная Шапочка прислала нам несколько слов для распознавания глухих и звонких согласных.
Я буду поочерёдно называть слова с глухими и звонкими согласными в корне слова (не на конце), а вы подбираете молча проверочное слово и, обсудив с соседом, поднимаете вместе карточку с соответствующей согласной буквой.
Берёзка – берёзонька,
Шапка – шапочка,
Дорожка – дороженька,
Шубка – шубонька,
Кошка – кошечка,
Причёска – причесаться,
А теперь загадка:
В зимний лес придёт художник
Возьмёт бумагу, карандаш
Ели, сосны нарисует,
Получается…(пейзаж)
Слайд 12
Что такое пейзаж?
(Значение слова узнают из словаря С.И. Ожегова)
6.Физминутка.
Слайд 13
Мелкие шажки – шажочки,
Лёгкие прыжки – прыжочки,
Повороты резко – резко
И наклоны низко – низко.
Три хлопка в ладоши – ладошечки 1, 2, 3,
Покрутись немножко – немножечко 1, 2, 3.
Вот и вся зарядка – зарядочка 1, 2, 3,
Мягкая посадка – посадочка 1, 2, 3
7. Тренировочные упражнения.
Слайд 14
Что же он нам пишет? Сейчас прочитаем.
Я – весёлый человечек, деревянный мальчуган.
Посылаю шесть словечек и даю заданье вам:
Вы подумайте сначала с большим-большим вниманьем
И подберите проверочные слова без опозданья
Слайд 15
(Ребята читают и подбирают проверочные слова, записывают, а затем проверяют)
– В каком слове количество звуков и букв разное? (ёж)
Слайд 16
8. Проверочная работа.
- Прочитаем следующее письмо. Его прислал нам Винни – Пух. Вот, что он нам пишет:
Слайд 17
Я пишу не просто так –
Вам даю заданье.
А рисунок мне поможет
Проверить ваши знанья!
Слайд 18
Посмотрите на картину. Давайте мы её рассмотрим.
- Какое время суток? Почему так решили?
Какая погода? Деревья?
Почему гусь оказался на улице?
Как назовём картину?
Посмотрите на картину и выпишите все слова с парными согласными.
Кто больше напишет слов за 2 минуты?
И ещё одно задание Винни-Пуха надо выполнить.
- Осадки в виде ледяных шариков.
Лучший приятель.
Стоит Антошка на одной ножке.
Работа.
Орган зрения.
Используя данную модель 3 2 4 3 4,составьте ещё одно слово, взяв по одной букве из каждого слова.
Проверка.
Слайд 19
9. Работа с перфокартами.
На ромашках напишите по 3 слова с парными согласными.
10. Рефлексия
- Вот и закончилась наша игра
Итоги её подвести нам пора.
Оцените свою работу на уроке. Если вы не ошибались, приклейте красный кружок,
Если у вас 1-2 ошибки, то зелёный кружок.
Если несколько ошибок, то жёлтый.
Слайд 20