Конспект урока по теме "Показательные уравнения и неравенства" (11-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 11


Цели урока

Образовательные:

  • обобщение знаний и умений учащихся по применению методов решения показательных уравнений;
  • закрепление свойств показательной функции в процессе решения показательных неравенств;
  • развитие умения систематизации изученного материала, выделения общих и отличительных признаков и свойств изучаемых понятий, умения применять функционально-графический метод при решении уравнений и неравенств;
  • формирование заинтересованности учащихся в решении нестандартных показательных уравнений и неравенств при подготовке к ЕГЭ.

Развивающие:

  • активизация познавательной деятельности посредством использования компьютерных технологий;
  • формирование потребности в использовании компьютера в обучении в целях повышения информационно-коммуникативной компетентности, создания условий для получения дальнейшего образования;
  • развитие навыков самоконтроля и самооценки, самоанализа своей деятельности.

Воспитательные:

  • формирование умения работать самостоятельно, принимать решения и делать выводы;
  • воспитание устремленности к самообразованию и самосовершенствованию;
  • осознание учащимися социальной, практической и личной значимости учебного материала по изучаемой теме.

Тип урока: урок применения знаний на практике.

Форма урока: урок  - практикум.

Используемые технологии: дифференцированного обучения, коммуникативного общения, развивающее обучение.

Оборудование: персональный компьютер у каждого ученика (или на 1-2 человека), компьютер у учителя, экран, мультимедийный проектор, на столах: листы с заданиями, сигнальные карточки, опросные листы, листы и карточки для выполнения 3 части.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Сообщение учителем целей, задач и структуры урока, его основных моментов.

2. Обобщение теоретического материала по теме урока.

Презентация (выполняют двое учащихся с применением компьютерных технологий).

3. Актуализация знаний. Презентация, подготовленная учителем (Приложение 1).

(При проведении работы используются сигнальные карточки с номерами ответов, правильность ответов учащиеся фиксируют в опросном листе, Приложение 2).

1. Указать метод решения показательного уравнения

1. функционально-графический;

2. уравнивания показателей;

3. введения новой переменной;

4. вынесения общего множителя за скобку.

2. Указать метод решения показательного уравнения 

1. функционально-графический;

2. уравнивания показателей;

3. введения новой переменной;

4. вынесения общего множителя за скобку.

3. Найдите корень уравнения или сумму корней  

1. 2

2. 3

3. 1

4. 0

4. Используя графики функций решить неравенство   6х > 6

5. Используя графики функций решить неравенство > 1

4. Практическая работа. Теперь рассаживайтесь за свои компьютеры и приступаем к практической работе. (Инструктаж по охране труда). Учащиеся выполняют задания по подготовке к ЕГЭ (1 часть тестового характера, 2 часть – запись ответов, 3 часть – на отдельных листах). (Во время выполнения работы звучит музыка). (Приложение 3)

Часть 1 – задания тестового характера. По окончании работы вы проверяете ответы и количество балов вносите в опросный лист.

Часть 2 – выполняете задания в тетради, ответ вписываете в квадратик. По окончании работы проверяете ответы и количество балов вносите в опросный лист.

Часть 3 – выполняете на отдельном листе и сдаете на проверку.

Часть 1.

Вариант 1

1. Решите уравнение:

1) 0

2)

3)

4) 1

2. Решите уравнение:

1) 2

2) 3

3) -2

4) 1

3. Решите уравнение:  

1) 1

2) -1

3) -26

4) 3

4. Решите неравенство:

1) х<4,5

2) x>4,5

3) x<5

4) x>5

5. Решите неравенство:

1)

2)

3)

4)

Вариант 2

1. Решите уравнение:

1) 1

2)  5

3) 2

4) -5

2. Решите уравнение:

1) 0,9

2) 0,3

3) 1

4)

3. Решите уравнение:

1) 1

2) -1

3) 5

4) 2

4. Решите неравенство:

1) x>1,5

2) x<1,5

3) x<3

4) x>3

5. Решите неравенство:

1)

2)

3)

4)

Ответы.

Вариант 1:  2, 3, 1, 1, 2

Вариант 2:  2, 3, 1, 1, 2

Часть 2.

Вариант 1

1. Сколько корней имеет уравнение

?

2. Найдите корень (или сумму корней, если их несколько) уравнения

49х = 6·7х + 7

3. Решите неравенство

Вариант 2

1. Сколько корней имеет уравнение

?

2. Найдите корень (или сумму корней, если их несколько) уравнения

49х = 48·7х + 49

3. Решите неравенство  

Ответы.

Вариант 1:   1; 1;  х

Вариант 2:   1;  2;   х0

Часть 3.

Решите уравнение       3·16х + 2·81х = 5·36х

Нормы оценок.

За каждое задание актуализации знаний по 1 баллу, за каждое задание 1 части (тест) по 1 баллу, за каждое задание 2 части по 1 баллу, за задание 3 части – 2балла.

«5» - 13-15 баллов,

«4» - 9-12 баллов,

«3» - 6-8 баллов.

5. Итог урока

Д/з:   №№ 1406 (в), 1408 (в), 1410 (в), 1413 (в).