Регулярно проводится методическое объединение учителей начальных классов совместно с учителями среднего звена. Каждый учитель выступает по своей «наболевшей» проблеме, делится своим опытом. Одной из проблем является развитие навыка скорочтения.
Как показывает наш опыт, те учащиеся читают быстро, которые много читают. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. Но к сожалению, то ли с сокращением детских садов,то ли в связи с высокой платой многие дети не посещают детский сад, поэтому они приходят не подготовленные, особенно с плохо развитой оперативной памятью. Развитие скорочтения тормозит слаборазвитая оперативная память. Например: когда дети читают предложение из 4-5 слов, то некоторые из них прочитав 3 слова, забывают первое слово. Поэтому эти дети не могут уловить смысл предложения.Детям предлагаются такие задания:
- Кто быстрее прочитает 2-ое слово в правом столбике сверху?
- Кто быстрее прочитает слова с буквой «б» в середине слова?
- Кто быстрее прочитает слова в два слога, в три слога, в один слог?
- Сколько раз написано слово «работа»?
- Какое предложение самое длинное?
- Кто быстрее прочитает последнее предложение?
- Кто быстрее найдёт предложение, которое очень понравилось?
Для учащихся среднего звена предлагаем упражнения для беглости чтения.
Первая группа – упражнения для расширения поля зрения.
1. Работа по созерцанию зеленой точки. На карточке ставим зелёную точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу.
2. Работа со словарными блокам, по вертикали которых спрятано слово.
Сок Носки Сам |
Света место каток |
ива кресло клетка |
Дети читают слова, а сами глазами следят по буквам, над которыми поставлена точка.
3. Определи разницу. Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование;
Беседа, разговор, собеседование, болтовня, диалог.
4. Назови по порядку.
Беда Несчастье Горе Печаль |
буря вьюга поземка метель |
плач рев слезы рыдание |
ветер вихрь ураган шторм |
5. «Угадай-ка».Чтение предложений, текстов, перекрытых полосками.
6. «Кто быстрее?»У каждого ученика по 2,3 текста. Требуется найти данное предложение.
7. «Бегущая строка».
Вторая группа- упражнения для активизации органов речи.
1. Артикуляционная гимнастика:
А) гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги.
Б) слова, трудные для произношения.
2. Чистоговорки.
3. Различные виды чтения:
- чтение шепотом, затем громко, затем про себя.
- хоровое чтение.
- чтение в парах
- чтение с убыстрением темпа
- чтение с переходом на незнакомый текст
- чтение в темпе скороговорки
- чтение – спринт
- жужжащее чтение
- скачкообразное чтение « кенгуру»
Такие виды работы со словом, предложением развивают зрительное внимание, слуховое внимание, умение быстро переключиться с одного вида работы на другой.
Для развития оперативной памяти наилучшим вариантом будут зрительные диктанты, списывание текста, конспектирование основных предложений, чтение в быстром темпе, чтение с убыстрением по методу Федоренко.
Каждый урок начинается со скороговорок. Сначала запоминали и писали с большим трудом. Если сильно затруднялись, то один набор повторяли 2-3 раза. Если же предложения не соответствовали теме урока, то их заменяли идентичными предложениями с одинаковым количеством букв. Например:
- Шибертуй - моя малая Родина.
- я живу на улице Улзытуева.
- Улан-Удэ - столица Бурятии.
- Москва - главный город страны.
- мы живём на планете Земля.
Проводимая работа не только развивает оперативную память у детей, не только скорочтение, но и повышает орфографическую зоркость детей при письме зрительных диктантов, усиливает эмоциональный отклик, повторяются и закрепляются изученные орфограммы. В данном случае повторили тему «Большая буква в именах, кличках и географических названиях».
В начале 2 класса заводятся для детей дневники - книжечки для чтения. С этими дневниками переходят в 5 класс и также продолжают работать.Дети в основном смотрят телевизор, увлекаются компьютером, но не читают. Поэтому, считаем, что для учащихся младших классов,5,6 класса обязательно нужен контроль со стороны родителей.
Дата |
Сколько строк или страниц прочитано. |
Подпись родителей. |
Оценка |
Подпись учителя. |
15/ сентября |
1 стр. из сказки «Гуси-лебеди» |
|
|
|
16/ сентября |
15 строк рассказа «Медведи» |
|
|
|
Менее развитые дети по своей возможности читают несколько строк, а сильные- целые страницы. В итоге сильные ученики /прошлый выпуск/ ускорили чтение, а слабые дети стали читать лучше.
Вывод: основная задача учителя- обучать ребёнка чтению так, чтобы не количество читаемых слов переходило в качественное чтение, а качество переходило в количество. Качественно читающий ученик и пишет грамотно.