Цели урока. В ходе урока учащиеся смогут:
- сформулировать вопрос с помощью ключа;
- найти ответ на вопрос в ходе исследования;
- получить представление о дробях как числах, выражающих части единиц счета или измерения;
- работать в группе, совершенствуя коммуникативные навыки.
Материалы: ключ «как?», бумажные вопросы, рабочие листы, модели фигур (прямоугольник, круг); для каждой группы 4 круга, ножницы; карточка с определением понятия «дроби», модели фигур на этап «Применение», карточки с записанными на них дробями.
Ход урока
I. Обзор.
- Вспомните тему, над которой мы работали на уроке математики. (Величины. Оценка площади.)
- Что такое величина? (Это то, что может быть измерено и результат измерения выражен числом.)
- Сегодня на уроке мы узнаем ещё что – то новое.
Практическая работа.
- У вас на столах фигуры. Возьмите прямоугольник. Разделите его на 2 части, не пользуясь линейкой и карандашом. (Ученики находят выход: разделить перегибанием.)
- На сколько частей разделили прямоугольник? (На 2 части)
- Заштрихуйте 1 часть.
- Сколько частей не раскрашено?
- Возьмите круг. Разделите его на 4 части, не пользуясь линейкой и карандашом. (Ученики действуют так же).
- Сколько получилось частей? (4 части)
- Закрасьте 1 часть. Какая это часть круга? (четвертая)
- Сколько частей не раскрашено? (3 части)
II. Мотивация.
- Один ученик, которого звали Петя, решал задачу. Но затруднился в её решении.
- Давайте ему поможем.
Задача. Разделите поровну 4 яблока между тремя детьми.
- У вас на столах предметные модели. (круги вместо яблок)
- С помощью ножниц попробуйте 4 круга разделить поровну. (Ученики работают в группах).
Вывод: каждый ребенок получит 1 целое яблоко и третью часть.
- Как Пете записать числом ответ этой задачи?
- В чем трудность? Умеем мы записывать часть числом? ( Нет)
- С помощью ключа «как?» сформулируйте вопрос урока.
(Вопрос урока записывается на бумажном вопросе и вывешивается на доску).
III. Исследование.
- Чтобы ответить на вопрос, поработаем в группах.
- Прочитайте план на доске.
1. Работа по плану.
План.
- Выделите на отрезке маркером указанную часть.
- Напишите свой способ обозначения этой части с помощью числа.
2. Работа в группах.
В группы выдаются рабочие листы с заданием.
IV. Обмен информацией.
1. Каждая группа отчитывается по предложенному плану. Дети предлагают свой способ обозначения части, с помощью числа. (Обращается внимание на правильную запись) Учитель обобщает все ответы.
- Что объединяет все предложенные задания? (Отрезок надо было разделить на части и выделить одну такую часть).
2. Формулирование вывода.
Вывод: в математике существуют числа, выражающие части единиц счета (измерения). Они называются – дроби.
(Число под чертой показывает на сколько равных частей разделен отрезок.
Число над чертой показывает, сколько таких частей взяли.)
- Как правильно записать выделенные части? ()
Учитель возвращается к задаче с этапа «Мотивация».
- Как же Пете записать ответ задачи? (Одно целое яблоко и одна третья часть яблока – это ).
V. Применение.
Детям предлагаются различные модели фигур, которые разделены на части.
- Определите, какая часть закрашена.
- Как записать числом?
VI. Рефлексия.
- Удалось ли нам ответить на вопрос урока?
- Что такое дроби? (Это числа, выражающие части единиц счета или измерения).