Целеполагание для учащихся:
- Знать элементарное представление о системе знаков, которая окружает человека;
- Изучить особенности знаков: запрет, символ, копия, языковые знаки.
- Уметь творчески исследовать систему знаков.
Целеполагание для учителя:
- Организовать усвоение знаний о системе знаковых обозначений, помочь реализовать умение читать различные знаки;
- Организовать работу в групповом и индивидуальном режиме по развитию общеучебных умений и навыков: работа с учебником, карточками. Содействовать развитию логического мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- Помочь формированию уважения к знаковым обозначениям, через умение читать знаки и правильно следовать их указаниям.
Оборудование: наборы карточек со знаками; классная доска, магнитная доска.
Место в системе обучения: 4 класс, 2 четверть, первый урок по теме «Знаки вокруг нас».
Система обучения: УМК «Школа 2000-2100», по учебнику «Детская риторика в рассказах и картинках» /Т.А. Ладыженская, Н.В.Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина/
Педагогическая технология: модульное обучение (на изучение темы отведено 4 часа, учитель запланировал 2 часа: первый – изучение нового, 2 – закрепление. Весь теоретический материал даётся на первом занятии.)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Я многое хочу узнать,
Я хочу творить, искать!
- Ребята, вы готовы к уроку? Настраиваем себя на хорошую плодотворную работу. Ваша задача - постараться понять новую тему, запомнить её. Для этого необходимо активно и творчески работать на уроке.
II. Речевая разминка.
- Подготовим речевой аппарат к активной работе на уроке, проведем уже знакомую нам разминку.
1) Упражнение “свеча”.
Вдох – через нос. Выдох – через рот.
Вдох – через нос. Резкие, короткие выдохи через рот.
Погаси свечу (короткими толчками выдохнуть воздух: фу! Фу! Фу!)
2) Работа со стихотворением.
Котик ниток клубок
Укатил в уголок.
Укатил в уголок
Котик ниток клубок.
Чтение с различной громкостью от шепота до крика, с различной интонацией (вопросительной, восклицательной и различным логическим ударением).
III. Проверка домашнего задания.
Молодцы, хорошо справились с разминкой. А теперь вспомним, о чем говорили на прошлом уроке.
Найдите в филворде главные понятия прошлой темы. /Запрет, строгий, мягкий/
в |
р |
о |
л |
н |
С |
м |
З |
А |
П |
Р |
Е |
Т |
э |
ж |
л |
е |
ч |
п |
Р |
ь |
о |
н |
к |
е |
в |
О |
д |
ф |
а |
ы |
р |
и |
Г |
ж |
е |
М |
Я |
Г |
К |
И |
Й |
л |
с |
ч |
а |
т |
Й |
з |
Напомните, чем отличаются строгий и мягкий запреты, приведите примеры из домашнего задания.
Хотелось бы вам жить в стране, где нет ни каких запретов? Почему?
IV. Постановка проблемы.
Найдите в филворде буквы, выделенные жирным шрифтом. Составьте из них слово.
Знакомо ли вам это слово? Какие знаки вы знаете? Где с ними встречались, приведите пример и докажите наглядно(можно с помощью учебников).
(Дорожные знаки, запрещающие таблички, знаки на одежде, знаки препинания и математические знаки, буквы и даже цифры – это знаки.
По мере называния учащимися знаков, учитель вывешивает их на доску).
Каким важным умением должен владеть человек по отношению к знакам? /Должен уметь их понимать и читать/.
V. Риторический анализ.
1) Проверим, умеете ли вы читать незнакомые знаки. Откройте учебник на стр.79, найдите задание №114. Что требуется сделать в задании?(Дети самостоятельно читают и выполняют задание). На выполнение – 1 минута.
Проверка выполнения.
Учитель показывает карточку со знаком, дети называют правильное объяснение. В конце проверки учитель показывает новый знак (утюг с двумя точками), дети, сопоставив полученные знания, должны догадаться, что данный знак обозначает. /Одежду можно гладить, установив регулятор утюга на среднее положение./
2) Перед вами дорожные знаки. Вспомните, какие они бывают по назначению? /Информационные, запрещающие, предупреждающие/.
Для чего они применяются? /Чтобы создать порядок на дороге, предупредить водителей и пешеходов об опасности, помочь найти правильное направление движения/.
Почему дорожные знаки так необходимы нам? /Потому что соблюдение правил охраняет нашу жизнь/.
3) Творческое задание по командам: придумать и нарисовать дорожные знаки для героев сказок: «Колобок»/Скорость движения Колобка ограничена…/, «Красная шапочка»/запрет: прохода по лесу нет. Волки!/, «Золушка» /место для стоянки карет/
Не забудьте учесть форму дорожного знака и цвет его окантовки с назначением.
Защитите-представьте свой знак.
VI. Новое риторическое знание.
Как вы думаете, можно ли классифицировать все знаки, которые мы поместили на доску? /Да/.
На какие группы и по какому принципу вы бы их разделили? /Ребята предлагают свои варианты/.
Вы знаете, данную систему знаков условно можно разделить на:
- Знаки – запреты.
- Знаки – символы.
- Знаки – копии.
- Знаки языковые.
Какие знаки вам более знакомы и понятны? /Запреты и языковые/.
Какие знаки вы отнесёте к символам, а какие к копиям? Расскажите мне об этом через 2 минуты, воспользовавшись самостоятельно найденной информаций в учебнике на стр.82 №116.
Теперь найдите среди известных нам дорожных знаков символы и копии.
VII. Закрепление.
1) Сейчас каждый получит индивидуальную карточку с надписью и должен будет зашифровать данное слово в виде знака так, чтобы товарищи потом могли угадать, что было написано на карточке:
1 – Аптека, 2 – булочная, 3 – «скорая помощь», 4 – мастерская по ремонту обуви, 5 – ателье шляп, 6 – зоомагазин, 7 – метро, 8 – милиция, 9 – школа, 10 – мостостроительная организация, 11 – Интернет кафе, 12 – ипподром, 13 – дельфинарий, 14 – парковка велосипедов.
Проверка: пусть выйдут те, кто для знака выбрал символическое значение. Затем те, кто копировал изображение со значимого предмета в определении.
Теперь распределите оставшиеся знаки на доске по их назначению и отношению к знаковой системе.
2) Представьте, что к нам в гости пожаловали инопланетяне. Подумайте и составьте такую систему знаков, которая бы помогла сориентироваться инопланетным гостям у нас в школе. Задание по группам: 1 – знаки в классе, 2 – знаки в коридоре, 3 – знаки на школьной уличной территории. Постарайтесь использовать разные виды знаков.
Защита группового проекта проводится в виде словесного описания знаковой системы.
VIII. Итог урока.
Расскажите коротко, зачем люди придумали знаки? В каких жизненных ситуациях они могут нам помочь? Почему знаки различны?
Выставление оценок. Домашнее задание с.83 № 119.
Спасибо за урок!