Урок риторики в 4-м классе "Знаки вокруг нас"

Разделы: Начальная школа


Целеполагание для учащихся:

  • Знать элементарное представление о системе знаков, которая окружает человека;
  • Изучить особенности знаков: запрет, символ, копия, языковые знаки.
  • Уметь творчески исследовать систему знаков.

Целеполагание для учителя:

  • Организовать усвоение знаний о системе знаковых обозначений, помочь реализовать умение читать различные знаки;
  • Организовать работу в групповом и индивидуальном режиме по развитию общеучебных умений и навыков: работа с учебником, карточками. Содействовать развитию логического мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков;
  • Помочь формированию уважения к знаковым обозначениям, через умение читать знаки и правильно следовать их указаниям.

Оборудование: наборы карточек со знаками; классная доска, магнитная доска.

Место в системе обучения: 4 класс, 2 четверть, первый урок по теме «Знаки вокруг нас».

Система обучения: УМК «Школа 2000-2100», по учебнику «Детская риторика в рассказах и картинках» /Т.А. Ладыженская, Н.В.Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина/

Педагогическая технология: модульное обучение (на изучение темы отведено 4 часа, учитель запланировал 2 часа: первый – изучение нового, 2 – закрепление. Весь теоретический материал даётся на первом занятии.)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Я многое хочу узнать,
Я хочу творить, искать!

- Ребята, вы готовы к уроку? Настраиваем себя на хорошую плодотворную работу. Ваша задача - постараться понять новую тему, запомнить её. Для этого необходимо активно и творчески работать на уроке.

II. Речевая разминка.

- Подготовим речевой аппарат к активной работе на уроке, проведем уже знакомую нам разминку.

1) Упражнение “свеча”.

Вдох – через нос. Выдох – через рот.
Вдох – через нос. Резкие, короткие выдохи через рот.

Погаси свечу (короткими толчками выдохнуть воздух: фу! Фу! Фу!)

2) Работа со стихотворением.

Котик ниток клубок
Укатил в уголок.
Укатил в уголок
Котик ниток клубок.

Чтение с различной громкостью от шепота до крика, с различной интонацией (вопросительной, восклицательной и различным логическим ударением).

III. Проверка домашнего задания.

Молодцы, хорошо справились с разминкой. А теперь вспомним, о чем говорили на прошлом уроке.

Найдите в филворде главные понятия прошлой темы. /Запрет, строгий, мягкий/

в

р

о

л

н

С

м

З

А

П

Р

Е

Т

э

ж

л

е

ч

п

Р

ь

о

н

к

е

в

О

д

ф

а

ы

р

и

Г

ж

е

М

Я

Г

К

И

Й

л

с

ч

а

т

Й

з

Напомните, чем отличаются строгий и мягкий запреты, приведите примеры из домашнего задания.

Хотелось бы вам жить в стране, где нет ни каких запретов? Почему?

IV. Постановка проблемы.

Найдите в филворде буквы, выделенные жирным шрифтом. Составьте из них слово.

Знакомо ли вам это слово? Какие знаки вы знаете? Где с ними встречались, приведите пример и докажите наглядно(можно с помощью учебников).

(Дорожные знаки, запрещающие таблички, знаки на одежде, знаки препинания и математические знаки, буквы и даже цифры – это знаки.

По мере называния учащимися знаков, учитель вывешивает их на доску).

Каким важным умением должен владеть человек по отношению к знакам? /Должен уметь их понимать и читать/.

V. Риторический анализ.  

1) Проверим, умеете ли вы читать незнакомые знаки. Откройте учебник на стр.79, найдите задание №114. Что требуется сделать в задании?(Дети самостоятельно читают и выполняют задание). На выполнение – 1 минута.

Проверка выполнения.

Учитель показывает карточку со знаком, дети называют правильное объяснение. В конце проверки учитель показывает новый знак (утюг с двумя точками), дети, сопоставив полученные знания, должны догадаться, что данный знак обозначает. /Одежду можно гладить, установив регулятор утюга на среднее положение./

2) Перед вами дорожные знаки. Вспомните, какие они бывают по назначению? /Информационные, запрещающие, предупреждающие/.

Для чего они применяются? /Чтобы создать порядок на дороге, предупредить водителей и пешеходов об опасности, помочь найти правильное направление движения/.

Почему дорожные знаки так необходимы нам? /Потому что соблюдение правил охраняет нашу жизнь/.

3) Творческое задание по командам: придумать и нарисовать дорожные знаки для героев сказок: «Колобок»/Скорость движения Колобка ограничена…/, «Красная шапочка»/запрет: прохода по лесу нет. Волки!/, «Золушка» /место для стоянки карет/

Не забудьте учесть форму дорожного знака и цвет его окантовки с назначением.

Защитите-представьте свой знак.

VI. Новое риторическое знание.

Как вы думаете, можно ли классифицировать все знаки, которые мы поместили на доску? /Да/.

На какие группы и по какому принципу вы бы их разделили? /Ребята предлагают свои варианты/.

Вы знаете, данную систему знаков условно можно разделить на:

  • Знаки – запреты.
  • Знаки – символы.
  • Знаки – копии.
  • Знаки языковые.

Какие знаки вам более знакомы и понятны? /Запреты и языковые/.

Какие знаки вы отнесёте к символам, а какие к копиям? Расскажите мне об этом через 2 минуты, воспользовавшись самостоятельно найденной информаций в учебнике на стр.82 №116.

Теперь найдите среди известных нам дорожных знаков символы и копии.  

VII. Закрепление.

1) Сейчас каждый получит индивидуальную карточку с надписью и должен будет зашифровать данное слово в виде знака так, чтобы товарищи потом могли угадать, что было написано на карточке:

1 – Аптека, 2 – булочная, 3 – «скорая помощь», 4 – мастерская по ремонту обуви, 5 – ателье шляп, 6 – зоомагазин, 7 – метро, 8 – милиция, 9 – школа, 10 – мостостроительная организация, 11 – Интернет кафе, 12 – ипподром, 13 – дельфинарий, 14 – парковка велосипедов.

Проверка: пусть выйдут те, кто для знака выбрал символическое значение. Затем те, кто копировал изображение со значимого предмета в определении.

Теперь распределите оставшиеся знаки на доске по их назначению и отношению к знаковой системе.

2) Представьте, что к нам в гости пожаловали инопланетяне. Подумайте и составьте такую систему знаков, которая бы помогла сориентироваться инопланетным гостям у нас в школе. Задание по группам: 1 – знаки в классе, 2 – знаки в коридоре, 3 – знаки на школьной уличной территории. Постарайтесь использовать разные виды знаков.

Защита группового проекта проводится в виде словесного описания знаковой системы.

VIII. Итог урока.

Расскажите коротко, зачем люди придумали знаки? В каких жизненных ситуациях они могут нам помочь? Почему знаки различны?

Выставление оценок. Домашнее задание с.83 № 119.

Спасибо за урок!