ХОД УРОКА:
I. Вводное повторение.
Устный счёт.
а) Прочитать дроби.
б) Задачи «С сюрпризом.»
В результате их решения учащиеся получают слово «Пиза». Им демонстрируется вид этого города.
Историческая справка. Пиза – родной город итальянского математика, путешественника и торговца Фибоначчи, который в 1202 году впервые ввёл в записи дроби дробную черту, и само слово «дробь». Однако широкое распространение эта форма записи получила лишь 300 лет назад.
II. Этап № 2
Объяснение нового материала
(Можно использовать мультимедийную установку.)
Проблема: Как разделить два яблока между тремя мальчиками ?
Сделать выводы:
- Черту дроби можно понимать, как знак деления
а : в =
(а – любое натуральное число или ноль, в - любое натуральное число).
- С помощью дробей можно записать результат деление двух любых натуральных чисел. Если деление выполняется нацело, то частное – целое число, если нет, то дробное.
III.
Закрепление:
- Записать частное в виде дроби. Назвать делимое, делитель, частное, числитель, знаменатель:
- Записать дробь в виде частного и найти его значения.
IV.
Контроль: Заполнить таблицу
Учащиеся, не справившиеся с контролем 2 этапа, получают индивидуальное задание.
Задание №1
а) Записать в виде дроби: 3:7; 4:9; 7:8
б) Записать в виде частного:
Остальные в это время решают старинную задачу: «На Руси были распространены монеты достоинством меньше 1 копейки. Если копейку разделить на 2 части, то получится грош, а если грош разделить на две части, то полушка. Какую часть копейки составляет грош, а какую полушка ? Что из них больше »?
V. Продолжение изучение материала.
Запишем число 3 в виде дроби со знаменателем 5
Для этого нужно найти число, которое при делении на 5 даст 3 , т.е. 3 × 5 = 15
Попробуйте записать число 7 в виде дроби со знаменателем 6
Число 9 - со знаменателем 9
Сделать вывод :
Любое натуральное число можно записать в виде дроби с любым натуральным знаменателем. Числитель этой дроби равен произведению числа на этот знаменатель.
VI.
Закрепление
Решение задач:
Задача №1
Дробь ровна своему числителю. Чему равен ее знаменатель?
Задача №2
Дробь ровна своему знаменателю. Чему равен ее числитель? Сколько решений имеет задача?
Задача №3
Как зависит от n число m, если
Контроль
Игра «Мозайка» (Учащиеся должны сложить круги так, чтобы получилось верное равенство.)
Учащиеся, не справившиеся с контролем 3 этапа, получают индивидуальное задание.
Задание №2
- Записать в виде дроби со знаменателем 3 числа:
2; 9; 100
- Записать со знаменателем 2 числа:
1; 7; 10
Остальные в это время разгадывают кроссворд.
- Результат умножения?
- Число на которое нельзя делить?
- Число вида а/в?
- Действие, результатом которого является частное?
- Число, употребляемое при счете предметов?
Ключевое слово: ДРОБЬ
Решение задач:
Задача №4
3 метра ленты разрезали на 5 равных частей. Выразите длину каждого куска в сантиметрах. Какой части метра ровна длина каждого куска?
Задача №5
2 кг чая упаковали в 20 одинаковых пачек. Сколько граммов оставляет масса чая в одной пачке? Какую часть килограмма составляет масса чая, упакованного в одну пачку?
VII. Итоги урока.
VIII. Примечание: контроль индивидуальных заданий проходит в рабочем порядке.
При наличии времени можно провести самостоятельную работу, анализ которой планируется на следующим уроке.
Самостоятельная работа
Вариант №1
- Комбайн убрал поле за 7 дней. Какая часть поля была убрана за 3 дня?
- Представьте число 8 в виде дроби со знаменателем 11.
- Найти значение выражения: (3393 + 999) : 3
Вариант №2
- Работа выполнена за 9 часов. Какая часть работы выполнена за 4 часа?
- Представьте число 11 в виде дроби со знаменателем 8.
- Найти значение выражения: 405 : 27 +135 : 27