Урок на тему "Деление и дроби" (5-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 5


ХОД УРОКА:

I. Вводное повторение.

Устный счёт.

а) Прочитать дроби.

б) Задачи «С сюрпризом.»

В результате их решения учащиеся получают слово «Пиза». Им демонстрируется вид этого города.

C:\Documents and Settings\ВР\Мои документы\Мои рисунки\Картинка-40.jpg

Историческая справка. Пиза – родной город итальянского математика, путешественника и торговца Фибоначчи, который в 1202 году впервые ввёл в записи дроби дробную черту, и само слово «дробь». Однако широкое распространение эта форма записи получила лишь 300 лет назад.

II. Этап № 2

Объяснение нового материала

(Можно использовать мультимедийную установку.)

Проблема: Как разделить два яблока между тремя мальчиками ?

Сделать выводы:

  • Черту дроби можно понимать, как знак деления

а : в =

(а – любое натуральное число или ноль, в - любое натуральное число).

  • С помощью дробей можно записать результат деление двух любых натуральных чисел. Если деление выполняется нацело, то частное – целое число, если нет, то дробное.

III.

Закрепление:

  • Записать частное в виде дроби. Назвать делимое, делитель, частное, числитель, знаменатель:

  • Записать дробь в виде частного и найти его значения.

 

IV.

Контроль: Заполнить таблицу

C:\Documents and Settings\ВР\Мои документы\Мои рисунки\Картинка-42.jpg

Учащиеся, не справившиеся с контролем 2 этапа, получают индивидуальное задание.

Задание №1

а) Записать в виде дроби: 3:7; 4:9; 7:8

б) Записать в виде частного:

Остальные в это время решают старинную задачу: «На Руси были распространены монеты достоинством меньше 1 копейки. Если копейку разделить на 2 части, то получится грош, а если грош разделить на две части, то полушка. Какую часть копейки составляет грош, а какую полушка ? Что из них больше »?

V. Продолжение изучение материала.

Запишем число 3 в виде дроби со знаменателем 5

Для этого нужно найти число, которое при делении на 5 даст 3 , т.е. 3 × 5 = 15

Попробуйте записать число 7 в виде дроби со знаменателем 6

Число 9 - со знаменателем 9

Сделать вывод :

Любое натуральное число можно записать в виде дроби с любым натуральным знаменателем. Числитель этой дроби равен произведению числа на этот знаменатель.

VI.

Закрепление

Решение задач:

Задача №1

Дробь ровна своему числителю. Чему равен ее знаменатель?

Задача №2

Дробь ровна своему знаменателю. Чему равен ее числитель? Сколько решений имеет задача?

Задача №3

Как зависит от n число m, если

Контроль

Игра «Мозайка» (Учащиеся должны сложить круги так, чтобы получилось верное равенство.)

Учащиеся, не справившиеся с контролем 3 этапа, получают индивидуальное задание.

Задание №2

  • Записать в виде дроби со знаменателем 3 числа:

2; 9; 100

  • Записать со знаменателем 2 числа:

1; 7; 10

Остальные в это время разгадывают кроссворд.

  1. Результат умножения?
  2. Число на которое нельзя делить?
  3. Число вида а/в?
  4. Действие, результатом которого является частное?
  5. Число, употребляемое при счете предметов?

Ключевое слово: ДРОБЬ

C:\Documents and Settings\ВР\Мои документы\Мои рисунки\Картинка-44.jpg

Решение задач:

Задача №4

3 метра ленты разрезали на 5 равных частей. Выразите длину каждого куска в сантиметрах. Какой части метра ровна длина каждого куска?

Задача №5

2 кг чая упаковали в 20 одинаковых пачек. Сколько граммов оставляет масса чая в одной пачке? Какую часть килограмма составляет масса чая, упакованного в одну пачку?

VII. Итоги урока.

VIII. Примечание: контроль индивидуальных заданий проходит в рабочем порядке.

При наличии времени можно провести самостоятельную работу, анализ которой планируется на следующим уроке.

Самостоятельная работа

Вариант №1

  1. Комбайн убрал поле за 7 дней. Какая часть поля была убрана за 3 дня?
  2. Представьте число 8 в виде дроби со знаменателем 11.
  3. Найти значение выражения: (3393 + 999) : 3

Вариант №2

  1. Работа выполнена за 9 часов. Какая часть работы выполнена за 4 часа?
  2. Представьте число 11 в виде дроби со знаменателем 8.
  3. Найти значение выражения: 405 : 27 +135 : 27

Презентация.