Цель урока: познакомить учащихся с растениями и животными болот, их «профессиями» в экосистеме, ролью болот в жизни человека.
Задачи:
- расширить представления учащихся о животном и растительном мире болот,
- объяснить круговорот веществ в экосистеме болота;
- развивать умение ставить перед собой учебные задачи и решать их;
- воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- карта Архангельской области;
- иллюстрации животных, птиц, растений, грибов, микроорганизмов;
- тест для учеников;
- карточки для составления пищевой цепочки;
- видеофильм “Ондатра” ;
- цветные карандаши;
- учебник Вахрушева А.А. и др.
Ход урока
1. Организационный момент:
Приветствие, эмоциональный настрой на урок, (слайд 1) (приложение 1).
2. Актуализация знаний:
Индивидуальная работа у доски:
1-й ученик на инд. доске из предложенных слов собирает цепь питания в экосистеме озера. (Слова: планктон, рачки, карась, щука, мертвые организмы, рак-беззубка, микробы).
2-й ученик распределяет на группы иллюстрации живых организмов по их роли в экосистеме: производители, потребители, разрушители.
Фронтальный опрос: (после ответов учеников на доске появляются опорные слова)
- Назовите тему изучаемого раздела? (экосистема)
- Что такое экосистема?
- Перечислите составные части экосистемы? ( Воздух, вода, горные породы, почва, производители, потребители, разрушители)
Выслушиваются ответы детей, на доску помещаются слова- называния частей экосистемы.
- Какую роль выполняют производители, разрушители, потребители?
Выполняется взаимопроверка работы 2 ученика (распределение по группам живых организмов). Учащиеся задают ему дополнительные вопросы, выставляют аргументированную отметку.
- С какой экосистемой познакомились на прошлом уроке? (слайд 2)
- Что о ней можете рассказать? Назовите обитателей озера?
- Выполните задание на карточках (дети работают самостоятельно).
Подчеркни производителей: 1 вар. |
Подчеркни потребителей: 2 вар. |
||
водоросли рачки циклопы плотва щука кувшинка камыш |
элодея дафнии карась окунь хара рогоз |
водоросли рачки циклопы плотва щука кувшинка камыш |
элодея дафнии карась окунь хара рогоз |
Проверьте работу друг друга в паре, оцените товарища. (слайд 3)
Проверяется работа 1 ученика, составлявшего пищевую цепь. Ребята задают дополнительные вопросы по материалу, выставляют отметку.
- Что произойдёт, если в экосистеме круговорот не замкнут полностью?
3. Определение темы.
Отгадайте загадку: Все обходят это место:
Здесь земля – как будто тесто.
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги.
– Определите тему урока? (после ответов учеников на доске появляется запись) (Экосистема болота) (слайд 4)
Слово учителя:
– Трудно найти человека, который выберет болото местом своих прогулок. Сырость, топь, множество кусающих насекомых, а может и кикимора болотная, которая хочет завлечь нас в гиблое место. Так что же такое болото, зло или добро, попробуем разобраться сегодня на уроке.
Болота могут образовываться в пониженных местах, где накапливается и застаивается вода, местность заболачивается. Также болота образуются на местах зарастающих водоемов.
Каждое болото по-своему интересно, их множество.
Обратите внимание на карту Архангельской области. Знак болот встречается повсеместно. Наш товарищ нашёл в сети Интернет информацию о том, сколько процентов территории области занято болотами.
(Ученик делится найденной информацией)
– Итак, сегодня мы с вами изучаем ту экосистему, которая нас окружает.
4. Постановка проблемного вопроса и определение учебных задач.
– Прочтём диалог в учебнике на странице 48.
– Поставим проблемный вопрос.
– Что ещё хотели бы узнать о болоте?
Выслушиваются ответы учеников, на доске появляются записи:
- Как озеро превращается в болото?
- Обитатели болот.
- Значение болот для человека.
5. Физ. минутка.
(включает в себя и гимнастику для глаз).
6. «Открытие» новых знаний.
(групповая деятельность)
– Решаем первую задачу.
Прочитайте текст учебника, найдите ответы на вопросы (работа в группах). (слайд 5)
Заслушиваются ответы представителей каждой группы.
Обобщение материала (слайд 6).
– На какой вопрос ответили? (образование болот).
– Переходим ко второму вопросу.
Подумайте, какое из болотных растений первым появляется на зарастающем озере? (мох-сфагнум).
– Один из вас подготовил небольшое сообщение об этом растении. (Доклад ученика) (слайд 7)
Учитель показывает коллекцию мха-сфагнума и торфа.
– Рассмотрите иллюстрации на странице 49.
– О каких обитателях болот вы можете ещё рассказать?
Ученики рассказывают то, что они знают:
- о растениях, ( слайд 8, слайд 9)
– Один из учеников подготовил чтение наизусть стихотворения Д. Ушакова «Морошка».
– Предлагаю вам попробовать дар северного болота (дети угощаются морсом из ягод клюквы, брусники, черники)
- птицах (слайд 10) (заслушивают крик выпи) (приложение 2)
- зверях и насекомых (слайд 11) (просмотр, выполненной ученицей, видеосъемки ондатры).
– Какую задачу решили на этом этапе урока? (Узнали обитателей болот)
7. Первичное закрепление.
– Предлагаю выполнить задание №3 на стр. 51 в паре. (слайд 12)
– Самостоятельно проверьте результат работы. Оцените себя.
– Следующее задание выполните в группах. Перед вами лежат карточки с названиями обитателей болота. Составьте возможные пищевые цепи.
Задание для группы: соберите цепи питания. белая куропатка лягушка клюква цапля стрекоза болотный лунь |
– Проверьте свою работу. (слайд 13)
8. Итог урока.
– Подумайте, полностью ли замкнут круговорот веществ в болоте? Почему?
– Для решения 3 задачи урока о значении болот предлагаю вам подумать, правы ли те, кто относится к болотам как к бросовой земле, обоснуйте. (Выслушиваются мнения детей.) (слайд 14)
– Мы ответили на вопросы, которые задавали себе в начале урока?
– Какой главный вывод можем сделать? (Болото – кладовая Солнца, кладовая жизни).
Вы отлично поработали сегодня на уроке. Всем спасибо! (слайд 15)
Список литературы:
- Вахрушев, А.А. Обитатели Земли: метод. реком. для учителя: 3-й кл./ А.А.Вахрушев, С.М.Алхутов, А.С.Раутиан.- М:Баласс,2002. -96с.
- Вахрушев, А.А. Окружающий мир. Обитатели Земли: учебник для 3 кл. в 2 ч.: ч.1./ А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский и др. – М.: Баласс,2008 -144с.: ил.- (Образовательная система «Школа 2100»)
- География Архангельской области: учебное пособие для 8 -9 кл. общеобразовательной школы / Под ред. Н.М. Бызовой, Я.К.Премининой. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 184 с.
- Петров, В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя /В.В.Петров.- 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.: ил.