Использование личностно-ориентированного подхода в обучении, позволяет мне спроектировать самореализацию личности ученика в его собственной траектории развития.
Технология уровневой дифференциации, применяемая на данном уроке( пи выполнении домашнего задания и самостоятельной работы) как одно из средств личностно-ориентированного обучения, позволяет учитывать способности, интересы, склонности, а также особенности интеллектуальной деятельности каждого ученика.
С целью развития коммуникативных навыков общения и говорения используется технология коллективных способов обучения, способствующая воспитанию у учащихся чувства сотрудничества, взаимопомощи, ответственности перед товарищами.
Формированию и развитию ключевых и предметных компетенций, логического и математического мышления школьников, а также расширению их общего кругозора способствует применение технологии проблемного обучения при решении задачи исследовательского характера. Данная технология на уроке используется одновременно с технологией коллективных способов обучения, поскольку ученики работая в группах и проговаривая свои мысли вслух, активизируют свою мозговую деятельность и способны добиться больших результатов, нежели работая индивидуально.
На данном уроке также используется образовательная технология "Интеллект" как средство дифференциации и индивидуализации обучения, созданная специалистами научно-методической лаборатории "Интеллект" Ломоносовской школы города Москвы и способствующая развитию интеллектуальных способностей школьника. Большая работа во время урока проводится по развитию предметно-речевых навыков и предметно-ориентированных психологических качеств ученика.
Закрепление изучаемого материала происходит в форме игры "Кто быстрее?"
Сценарий игры хорошо разработан, четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.
Применение игровой и информационной технологий позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, повысить интерес к предмету, уменьшает объем фронтальных форм организации деятельности школьников, а также доминирования речи учителя
Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе способствует реализации основной цели обучения - саморазвитию и самовоспитанию учащихся.
Цель урока: повторить и закрепить изученный материал по теме: "Решение квадратных уравнений. Теорема Виета".
Задачи:
- закрепить умения учащихся выполнять различные задания на применение теоремы Виета;
- совершенствовать умения и навыки решения квадратных уравнений различными способами;
- расширить общий кругозор учащихся;
- развивать внимание, логическое и математическое мышление, работоспособность, умение анализировать, математические и коммуникативные компетенции, интерес к математике;
- воспитывать чувства сотрудничества, взаимопомощи, ответственности перед товарищами;
- побуждать учеников к взаимоконтролю, вызывать потребность в обосновании своих высказываний.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Используемые технологии: дифференцированное обучение, проблемное обучение, игровое обучение, технология "Интеллект", КСО.
Формы учебной деятельности учащихся: индивидуально-групповая.
Дидактический материал:
слайды с таблицей для проверки теоретических знаний учащихся по теме "Решение квадратных уравнений", ромашки с заданиями, карточки с трёхуровневыми заданиями, слайды с ответами к трехуровневым заданиям и критериями оценки.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Продолжительность урока: 40 мин.
План урока:
1. Организационный момент, инициализация урока (1 мин.).
2. Проверка домашнего задания. ( 2 мин.)
3. Устный опрос (4 мин.)
4. Закрепление изученного материала (15 мин.)
5. Выполнение задания исследовательского характера (5 мин.)
6. Самостоятельная работа (5 мин.)
7. Контроль и проверка знаний (2 мин.)
8. Домашнее задание (2 мин.).
9. Подведение итогов занятия (2 мин.)
10.Рефлексия учащихся (2 мин.)
Ход урока
Организация начала занятия.
Класс делится на несколько групп по 5 человек. Каждый участник группы имеет свой номер. Номер каждого ученика записан на цветном бейджике. Бейджик с номером 1 - красного цвета, 2 - голубого, 3 - зеленого, 4 - желтого, 5 - розового.
Для каждого ученика на парте приготовлены листы с индивидуальными заданиями.
I. Организационный момент, инициализация урока .
Объявление темы, цели и плана урока.
II. Актуализация знаний учащихся
Проверка домашнего задания.
Консультанты класса до урока проверили у учеников домашнюю работу и докладывают о результатах выполнения (домашняя работа была задана по двум уровням сложности). К тем номерам, которые вызвали затруднения у многих ребят дается пояснение.
2. Устный опрос
1) Проверка теоретических знаний по теме "Решение квадратных уравнений. Теорема Виета" проводится фронтально с использованием мультимедийного проектора. На экране высвечивается задание № 1.
Задание № 1
Квадратное уравнение и его корни.
№ | УТВЕРЖДЕНИЯ | И | Л | Н |
1 | Квадратным уравнением называется уравнение вида ax2+bx + c = 0, x - переменная, a,b,c - числа, причем a - не равно нулю. | |||
2 | Если в квадратном уравнении один из коэффициентов равен 0, то такое уравнение называется неполным. | |||
3 | Выражение b2+4ac - называется дискриминантом квадратного уравнения. | |||
4 | Если в квадратном уравнении второй коэффициент равен 1, то оно называется приведенным. | |||
5 | Неполное квадратное уравнение всегда имеет решения. | |||
6 | Если дискриминант целое число, то корней в квадратном уравнении - два. | |||
7 | Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, а произведение корней равно свободному члену. | |||
8 | Если сумма коэффициентов квадратного уравнения равна нулю, то один из корней этого уравнения равен одному, а второй - свободному члену. |
В левой части таблицы записаны утверждения, прочитав которые ученики определяют его истинность или ложность. Напротив каждого записанного предложения ставится соответствующая буква: "И" - если это истинное утверждение, "Н" - неполное, "Л" - ложное. В ложные и неполные утверждения ученики вносят поправки, приводящие данные утверждения к истинным.
Ответы к заданию № 1 даны в приложении № 1
После получения правильных ответов подчеркивается актуальность опорных знаний по теме: "Решение квадратных уравнений. Теорема Виета" и определяется готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
2). Устно разбираются уравнения № 959. (фронтальный опрос)
№ 959 У какого из заданных квадратных уравнений сумма корней равна -6, а произведение - 11:
а) х2 - 6х + 11 = 0;
б) х2 + 6х - 11 = 0;
в) х2 - 11х - 6 = 0;
г) х2 + 11х - 6 = 0.
(Ответ: б)
3. Закрепление изученного материала.
Учащимся предлагается сыграть в игру "Кто быстрее?".
Во время игры учитель проверяет правильность выполнения задания №1 и результата самооценки.
На данном этапе урока работа по закреплению знаний и совершенствованию навыков и умений решения квадратных уравнений и применения теоремы Виета проводится в группах, на которые был разделен класс в начале урока. Каждая группа получает цветок (ромашку) с разноцветными лепестками, на обороте которых записаны квадратные уравнения. 1-й ученик решает задание, написанное на красном лепестке, 2-й - на голубом, 3-й - на зеленом, 4-й - на желтом, 5-й - на розовом, т.е. цвета выбранных учениками лепестков и их бейджиков совпадают.
1.
После того, как каждый ученик группы решает свое уравнение, ответы заданий на всех пяти лепестках суммируются.
0 - 4,5 + 0 + 9 + 0 + 4 + 5 - 5 +8 - 8 = 8,5
На столе учителя лежат ромашки с различными числовыми значениями в центре.
После выполнения задания, капитан каждой из команд берет со стола учителя новую ромашку с номером, соответствующим сумме, найденной в результате выполнения предыдущего задания.
2.
2 + 2,5 + 23 - 1 + 3 - 8 + 2 - 0,2 + 6 = 29,3
3.
В результате нахождения суммы ответов всех пяти заданий получили число -2,4.
-5 - 2 - 43 + 0,6 + 35 - 1 + 6 + 3 + 4 = -2,4.
Если в процессе решения уравнений кто-то из учеников допустил ошибки, то ромашку с нужным номером его группа найти не сможет.
Поэтому ребятам придется вернуться к исходным заданиям и совместными усилиями найти допущенную ошибку.
Так, этап за этапом, выполняя задания различной сложности, помогая друг другу, выполняя проверку, ученики приходят к своей последней ромашке, на обороте которой написано "Молодцы".
Группа учеников, закончившая работу первой, получает оценку "отлично", вторая группа - "хорошо".
4. Задание исследовательского характера
Ученикам предлагается продолжить работу в группах и выполнить задание исследовательского характера.
З А Д А Н И Е
При каких значениях параметра m уравнение х2+2mх-(m-20)=0 имеет один корень?
(Ответ: -5; 4).
Группа учащихся, закончившая работу первой, получает оценку "отлично" и объясняет свое решение у доски.
5.Самостоятельная работа
Учащимся для выполнения предлагаются карточки с трехуровневыми заданиями по теме "Решение квадратных уравнений. Теорема Виета". Задания выбираются учащимися по желанию, в зависимости от уровня усвоения ими данной темы. (см. Приложение № 3)
6. Контроль и проверка знаний
По окончании отведенного на выполнение заданий времени проводится проверка выполненных учениками решений.
При помощи мультимедийного проектора на экран высвечиваются ответы заданий и критерии оценки знаний. (Приложение № 4)
Рядом сидящие ученики, обменявшись своими карточками, сверяют решения с ответами на экране, выставляют оценку исходя из пятибалльной системы и сообщают её учителю. По окончании проверки учитель собирает карточки с выполненными заданиями.
7. Домашнее задание
Домашнее задание задается по двум уровням сложности. Ученики самостоятельно выбирают уровень сложности домашнего задания. Но учащимся, претендующим на оценки "4" и "5" рекомендуется выбрать домашнее задание второго уровня сложности.
- Первой группе задаются: № 991 (в, г), 996 (в,г) 997;
- Второй группе - 997,1005, 1006. стр. 161 - 163 (Мордкович А.Г.и др. Алгебра. 8 кл.: Задачник для общеобразовательных учреждений, 2003 г.). К номерам № 997 И 1005 даются пояснения.
8. Подведение итогов занятия
На данном этапе дается анализ и оценка успешности достижения целей урока исходя из результатов опроса и данных по самооценке и взаимооценке. По результатам урока каждому учащемуся выставляется оценка (или две оценки) в журнал. Намечаются перспективы последующей работы.
9. Рефлексия
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
Урок
- привлек меня тем :
- показался интересным :
- заставил задуматься:
На доске прикреплены картинки:
Выходя из класса, поставьте пожалуйста, точку под рисунком соответствующим вашему настроению.