Цели:
- Образовательные:
- Создать условия для ознакомления со свойством сторон прямоугольника (противоположные стороны прямоугольника равны);
- Содействовать закреплению умений выполнять письменные приёмы сложения и вычитания вида 36+28, 32-24, делать проверку; решению задач изученных видов, закреплению вычислительных умений и навыков.
- Развивающие: Способствовать развитию мышления, речи, памяти, внимания, умений анализировать, обобщать, делать выводы.
- Воспитательные: Способствовать воспитанию культуры речи, настойчивости в учебе, формированию умений осуществлять взаимоконтроль, взаимосотрудничество.
Оборудование: геометрические фигуры, краткие записи к задачам, материалы для игры "Геометрия вокруг нас", опорные схемы сложения и вычитания 36+28, 32-24, раздаточный материал (геометрические фигуры, полоски бумаги).
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: Создание условий для положительного самоопределения к деятельности на уроке.
Прозвенел звонок,
Начинается урок (дети – хором)
Учитель:
В кругу друзей
Лучше считать,
Легче решать
И побеждать!
– Пусть эти слова будут девизом нашего урока.
1) Математическая разминка
– 17 увеличить на 8
– 22 уменьшить на 6
– Первое слагаемое 19, второе – 6. Вычислить сумму.
– Найдите сумму 7 и 5.
– Уменьшаемое 15, вычитаемое 9. Чему равна разность?
– Найдите разность 24 и 16, 12 и 7.
– На сколько 18 больше 9?
– На сколько 8 меньше 16?
2) Прочитайте записи и выполните действия:
(50+20)+2 | 13-(6+4) | |
(80+7)+10 | 13-6+4 |
– Сравните записи во втором столбике. Почему получились разные результаты?
3) Игра: "Найдите лишнее выражение".
37-7 | 70-40 | 62-32 | 76-36 | |||
20+10 | 100-70 | 48-18 |
– Докажите.
4) Задачи.
- Мальчик за 1 четверть исписал 6 тетрадей, а за вторую – 4 тетради. Сколько всего тетрадей он исписал за 2 четверть?
- У Игоря и Жени 11 голубей. У Жени 7 голубей. Сколько голубей у Игоря?
5) На смекалку.
- На ветке сидели 5 синиц и 7 воробьев. 6 птиц улетели. Улетел ли хоть один воробей?
2. Актуализация знаний.
Цель: способствовать повторению знаний о геометрических фигурах и их свойствах.
1) Игра: "Геометрия вокруг нас".
– По координатам букв прочитайте слово и скажите, что оно означает.
4 | Е | Я | ||
3 | Г | О | ||
2 | Т | И | ||
1 | М | Р | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
(1;3), | (2;4), | (3;3), | (1;1), | (2;4), | (2;2), | (3;1), | (4;2), | (4;4). |
Г | Е | О | М | Е | Т | Р | И | Я |
– Что означает слово "Геометрия"?
Геометрия – раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы (из "Толкового словаря" С. И. Ожегова).
– Назовите геометрические фигуры.
– Какие свойства этих геометрических фигур вы знаете?
– Назовите предметы или части предметов, которые имеют такую геометрическую форму.
– Для чего нам нужно знать свойства геометрических фигур?
Вывод (делают дети): Чтобы сделать мебель или другие предметы мы должны знать свойства геометрических фигур.
– Какие две геометрические фигуры можно назвать одним словом? (фигуры 3 и 4 – прямоугольники)
– Докажите, что эти фигуры прямоугольники (У этих фигур все углы прямые).
2) Работа в парах
– Найдите среди геометрических фигур прямоугольники.
(Чертеж на доске и у детей).
– Как проверили? (Использовали угольник, модель прямого угла).
3. Постановка проблемы.
Цель: способствовать выявлению у детей необходимости получения новых знаний о свойствах прямоугольника.
- Практическая работа.
– Вырежьте из бумаги в клетку любой прямоугольник.
– Как удобней вырезать? (По сторонам клеточек, т.к. у клеток углы прямые). - Какое свойство прямоугольника мы использовали для того, чтобы вырезать прямоугольник? (Все углы прямоугольника прямые)
- А какие свойства есть еще у прямоугольника?
- Какую же мы поставим перед собой цель? (Выяснить, какими свойствами обладает прямоугольник).
- Итак, тема урока "Свойства сторон прямоугольника".
4. Проектирование и фиксация нового знания.
Цель: вывести правило, что противоположные стороны прямоугольника равны.
- Посмотрите внимательно на прямоугольник, вглядитесь, может, вы еще что-то интересное заметите у прямоугольника?
Дополнительно: Обратите внимание на стороны прямоугольника.
(Стороны, находящиеся друг напротив друга – одинаковые). - А как можно назвать эти стороны, которые находятся напротив друг друга. (Эти стороны, находящиеся напротив друг друга, называются противоположными).
– Почему они так называются? (положены друг против друга) - А что это значит: стороны, находящиеся друг напротив друга одинаковые? (Они равны по длине)
- Практическая работа.
Найдем их и покажем синим и красным цветом противоположные стороны.
– А как проверить наше наблюдение, что противоположные стороны прямоугольника равны?- Измерить длину противоположных сторон и сравнить.
- Можно проверить перегибанием (практическая работа).
- Проанализируйте нашу работу и сделайте вывод. (Противоположные стороны прямоугольника равны)
- Сравните наш вывод с выводом учебника на странице 28.
5. Физминутка.
6. Первичное закрепление.
Цель: применить свойства сторон прямоугольника при измерении длин сторон.
- (В тетрадях на печатной основе) Измерить стороны прямоугольников, подписать длины сторон.
- Начертить прямоугольник со сторонами 2 см и 4 см.
– Почему даны только 2 измерения, ведь у прямоугольника 4 стороны? - Работа с заданиями№1,2 в учебнике на странице 28.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цели:
- тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
- проверить умение проверять правила на практике.
– А теперь представим, что мы строители, нам надо сделать раму для окна. Она имеет прямоугольную форму. У вас на партах 4 полоски бумаги разной длины. Как это сделать удобнее, быстрее?
Самостоятельная работа.
Изготовление прямоугольной рамки (клей, ножницы, полоски бумаги).
– Какие 2 правила вы соблюдали при построении прямоугольной рамки? (Все углы должны быть прямые и противоположные стороны равны).
– Проверьте себя и свою работу.
8. Повторение пройденного материала.
Цели:
- закрепление решения примеров вида 36+28, 32-24.
- анализ и решение текстовых задач.
- Повторение алгоритма решения примеров вида 36+28, 32-24 (стр. 11, 25, учебник)
- Решение примеров №4, страница 28 (у доски 3 ученика).
- Решение выражений №2 страница 28 с комментированием.
Для "сильных" №27 страница 34 в тетради на печатной основе. - Самостоятельное составление и решение задач №3 (1,2) страница 28.
Взаимопроверка.
9. Домашнее задание:
страница 28 правило, решить примеры №8 страница 29.
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.
- оценить собственную деятельность.
- зафиксировать неразрешенные затруднения.
– Что нового узнали о свойствах прямоугольника?
– Где можно использовать новые знания?
– Кто доволен работой на уроке?
– Над чем стоит поработать?
– Потренируйтесь дома.
– Спасибо за урок!
Литература: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степенова. Математика. Учебник для 2 класса начальной школы. Москва. «Просвещение», 2006.