Урок математики во 2-м классе "Свойства сторон прямоугольника"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Образовательные:
    1. Создать условия для ознакомления со свойством сторон прямоугольника (противоположные стороны прямоугольника равны);
    2. Содействовать закреплению умений выполнять письменные приёмы сложения и вычитания вида 36+28, 32-24, делать проверку; решению задач изученных видов, закреплению вычислительных умений и навыков.
  2. Развивающие: Способствовать развитию мышления, речи, памяти, внимания, умений анализировать, обобщать, делать выводы.
  3. Воспитательные: Способствовать воспитанию культуры речи, настойчивости в учебе, формированию умений осуществлять взаимоконтроль, взаимосотрудничество.

Оборудование: геометрические фигуры, краткие записи к задачам, материалы для игры "Геометрия вокруг нас", опорные схемы сложения и вычитания 36+28, 32-24, раздаточный материал (геометрические фигуры, полоски бумаги).

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: Создание условий для положительного самоопределения к деятельности на уроке.

Прозвенел звонок,
Начинается урок (дети – хором)

Учитель:

В кругу друзей
Лучше считать,
Легче решать
И побеждать!

– Пусть эти слова будут девизом нашего урока.

1) Математическая разминка

– 17 увеличить на 8

– 22 уменьшить на 6

– Первое слагаемое 19, второе – 6. Вычислить сумму.

– Найдите сумму 7 и 5.

– Уменьшаемое 15, вычитаемое 9. Чему равна разность?

– Найдите разность 24 и 16, 12 и 7.

– На сколько 18 больше 9?

– На сколько 8 меньше 16?

2) Прочитайте записи и выполните действия:

(50+20)+2            13-(6+4)
(80+7)+10   13-6+4

– Сравните записи во втором столбике. Почему получились разные результаты?

3) Игра: "Найдите лишнее выражение".

37-7            70-40            62-32            76-36
20+10   100-70   48-18    

– Докажите.

4) Задачи.

  • Мальчик за 1 четверть исписал 6 тетрадей, а за вторую – 4 тетради. Сколько всего тетрадей он исписал за 2 четверть?
  • У Игоря и Жени 11 голубей. У Жени 7 голубей. Сколько голубей у Игоря?

5) На смекалку.

  • На ветке сидели 5 синиц и 7 воробьев. 6 птиц улетели. Улетел ли хоть один воробей?

2. Актуализация знаний.

Цель: способствовать повторению знаний о геометрических фигурах и их свойствах.

1) Игра: "Геометрия вокруг нас".

– По координатам букв прочитайте слово и скажите, что оно означает.

  4     Е   Я
3   Г     О  
2   Т   И
1 М   Р  
  1   2     3     4  

(1;3), (2;4), (3;3), (1;1), (2;4), (2;2), (3;1), (4;2), (4;4).
Г Е О М Е Т Р И Я

– Что означает слово "Геометрия"?

Геометрия – раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы (из "Толкового словаря" С. И. Ожегова).

– Назовите геометрические фигуры.

– Какие свойства этих геометрических фигур вы знаете?

– Назовите предметы или части предметов, которые имеют такую геометрическую форму.

– Для чего нам нужно знать свойства геометрических фигур?

Вывод (делают дети): Чтобы сделать мебель или другие предметы мы должны знать свойства геометрических фигур.

– Какие две геометрические фигуры можно назвать одним словом? (фигуры 3 и 4 – прямоугольники)

– Докажите, что эти фигуры прямоугольники (У этих фигур все углы прямые).

2) Работа в парах

Найдите среди геометрических фигур прямоугольники.

(Чертеж на доске и у детей).

– Как проверили? (Использовали угольник, модель прямого угла).

3. Постановка проблемы.

Цель: способствовать выявлению у детей необходимости получения новых знаний о свойствах прямоугольника.

  1. Практическая работа.
    – Вырежьте из бумаги в клетку любой прямоугольник.
    – Как удобней вырезать? (По сторонам клеточек, т.к. у клеток углы прямые).
  2. Какое свойство прямоугольника мы использовали для того, чтобы вырезать прямоугольник? (Все углы прямоугольника прямые)
  3. А какие свойства есть еще у прямоугольника?
  4. Какую же мы поставим перед собой цель? (Выяснить, какими свойствами обладает прямоугольник).
  5. Итак, тема урока "Свойства сторон прямоугольника".

4. Проектирование и фиксация нового знания.

Цель: вывести правило, что противоположные стороны прямоугольника равны.

  1. Посмотрите внимательно на прямоугольник, вглядитесь, может, вы еще что-то интересное заметите у прямоугольника?
    Дополнительно: Обратите внимание на стороны прямоугольника.
    (Стороны, находящиеся друг напротив друга – одинаковые).
  2. А как можно назвать эти стороны, которые находятся напротив друг друга. (Эти стороны, находящиеся напротив друг друга, называются противоположными).
    – Почему они так называются? (положены друг против друга)
  3. А что это значит: стороны, находящиеся друг напротив друга одинаковые? (Они равны по длине)
  4. Практическая работа.
    Найдем их и покажем синим и красным цветом противоположные стороны.
    – А как проверить наше наблюдение, что противоположные стороны прямоугольника равны?
    • Измерить длину противоположных сторон и сравнить.
    • Можно проверить перегибанием (практическая работа).
  5. Проанализируйте нашу работу и сделайте вывод. (Противоположные стороны прямоугольника равны)
  6. Сравните наш вывод с выводом учебника на странице 28.

5. Физминутка.

6. Первичное закрепление.

Цель: применить свойства сторон прямоугольника при измерении длин сторон.

  1. (В тетрадях на печатной основе) Измерить стороны прямоугольников, подписать длины сторон.
  2. Начертить прямоугольник со сторонами 2 см и 4 см.
    – Почему даны только 2 измерения, ведь у прямоугольника 4 стороны?
  3. Работа с заданиями№1,2 в учебнике на странице 28.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цели:

  1. тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
  2. проверить умение проверять правила на практике.

– А теперь представим, что мы строители, нам надо сделать раму для окна. Она имеет прямоугольную форму. У вас на партах 4 полоски бумаги разной длины. Как это сделать удобнее, быстрее?

Самостоятельная работа.

Изготовление прямоугольной рамки (клей, ножницы, полоски бумаги).

– Какие 2 правила вы соблюдали при построении прямоугольной рамки? (Все углы должны быть прямые и противоположные стороны равны).

– Проверьте себя и свою работу.

8. Повторение пройденного материала.

Цели:

  1. закрепление решения примеров вида 36+28, 32-24.
  2. анализ и решение текстовых задач.
  • Повторение алгоритма решения примеров вида 36+28, 32-24 (стр. 11, 25, учебник)
  • Решение примеров №4, страница 28 (у доски 3 ученика).
  • Решение выражений №2 страница 28 с комментированием.
    Для "сильных" №27 страница 34 в тетради на печатной основе.
  • Самостоятельное составление и решение задач №3 (1,2) страница 28.

Взаимопроверка.

9. Домашнее задание:

страница 28 правило, решить примеры №8 страница 29.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

  1. зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.
  2. оценить собственную деятельность.
  3. зафиксировать неразрешенные затруднения.

– Что нового узнали о свойствах прямоугольника?

– Где можно использовать новые знания?

– Кто доволен работой на уроке?

– Над чем стоит поработать?

– Потренируйтесь дома.

– Спасибо за урок!

Литература: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степенова. Математика. Учебник для 2 класса начальной школы. Москва. «Просвещение», 2006.