“Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую и убедительную мысль: люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь”.
[Майор Ф. “Воспитание – сверхзадача: Обращение к глобальному форуму по защите окружающей среды и развитию”. Москва. 1990 г.]
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение: Центр развития ребенка – детский сад № 7 “Радость” впервые распахнул свои двери для маленьких северян в 1991 г. Расположение детского сада в экологически чистом районе, в непосредственной близости к лесному массиву, таит в себе поистине неограниченные возможности в воспитании социально активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Для достижения данной цели используется разработанная в ДОУ модель эколого-эстетического воспитания дошкольников с учетом климатических условий Крайнего Севера “Экоцвет” (авторы – заведующая МДОУ № 7 Н.В. Логинова, воспитатель Л.И. Васильева).
“Экоцвет” опирается на принципы интеграции и экологизации всего образовательного процесса и содержит семь направлений-лепестков, в ходе реализации которых решаются воспитательные и образовательные задачи:
- Формирование у детей элементарной системы знаний о живой природе.
- Развитие элементарных естественнонаучных представлений.
- Основы безопасности жизнедеятельности.
- Обучение навыкам ухода за растениями и животными.
- Развитие представлений о человеке в истории и культуре.
- Организация элементарно-поисковой деятельности.
- Художественно-эстетическое развитие.
Система работы охватывает детей всех возрастов, начиная с раннего, и включает в себя различные виды занятий, экскурсии, экологические акции и др. Особое внимание уделяется региональному компоненту, который включает знакомство с природным ландшафтом города и края, географическими и климатическими особенностями; знакомство с культурными достижениями, трудом жителей города и края.
Взаимодействие педагогов и детей. |
||
Специально организованное обучение. |
Совместная деятельность педагогов и детей. |
Самостоятельная деятельность детей. |
Формы и методы работы |
||
Занятия. | Игры. | Студия рисованных фильмов. |
Детские конференции. | Участие в ярмарке Урожай”. | Праздники и развлечения. |
Детское экологическое движение “ЭКОРАД”. | Чтение природоведческой литературы. | Вернисажи “Времена года”. |
Путешествия по экологической тропе. | Создание рукописных книг, тематических альбомов. | Эколого-краеведческий музей МДОУ. |
Экскурсии и походы. | Издание газеты “Экошка”. | Использование ТСО. |
Опыты и эксперименты. | Практическая деятельность по уходу за растениями и животными. | Природоохранная деятельность (акции, рейды, десанты, субботники). |
Продолжается постоянный поиск и внедрение новых форм работы. Одна из таких форм – детское экологическое движение “ЭКОРАД” (“Экология “Радости”).
“ЭКОРАД” - экологическая краеведческая организация российских апатитских дошкольников.
Дата создания – 2002 г.
Место – МДОУ Центр развития ребенка детский сад № 7 “Радость”.
Инициаторы создания – заведующая МДОУ № 7 Н.В. Логинова; воспитатель Л.И. Васильева
Цели движения:
- Показать маленькому человеку прекрасный мир природы; помочь наладить взаимоотношения с ним.
- Заложить начальные элементы экологической культуры, используя ведущий вид деятельности детей – игру.
Задачи движения:
- Воспитание осознанно бережного отношения к природе и готовности участвовать в посильных действиях по сохранению и улучшению её состояния.
- Воспитание чувства любви к родному городу, краю, Родине.
- Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.
- Организация природоохранной деятельности (акции, рейды, субботники, походы и др.).
- Развитие художественно-творческих способностей детей через участие в праздниках, фестивалях, творческих конкурсах экологической направленности.
Принципы детского экологического движения:
- Добровольность,
- Гуманность,
- Любовь к природе,
- Потребность к познанию родного края,
- Инициативность,
- Творчество,
- Сотрудничество.
Участники движения – воспитанники, педагоги и родители МДОУ № 7 “Радость”.
Эмблема: персонаж Экошка, символизирующий планету Земля, с цветком из семи разноцветных лепестков, повторяющих цвета радужного спектра.
Символика: пилотки и галстуки с узором из ромашек, разбросанных на ярко-розовом фоне.
Девиз экорадовцев:
“Я, ты, он, она: Мы – экологов страна!
Экорадовцев отряд помогать природе рад!
Мы хотим, чтоб птицы пели
И вокруг леса шумели.
Ждет нашей помощи Земля,
Её спасём и ты, и я!”
Печатный орган: газета “Экошка”, издаётся с июня 2002 г.
Основные направления и содержание деятельности детского экологического движения “ЭКОРАД”
Элементарно-поисковая деятельность.
Изучение природных систем в их естественном и измененном состояниях: фенологические наблюдения, тематические экскурсии, элементарные опыты и экспериментирование.
Природоохранная деятельность.
Природоохранная деятельность направлена на восстановление, защиту природных экосистем.
Участие в озеленении территории дошкольного учреждения, санитарная чистка лесной поляны, уход за цветниками и огородом.
Проведение рейдов: “Мы хотим жить в чистом городе”, “Берегите первоцветы”, “Четыре времени года” “Береги родную природу”.
Проведение экологических акций: “Елочка – зеленая иголочка”, “Марш парков”, “Наш зимний сад” и др.
Изготовление и размещение природоохранных знаков, домиков для птиц, кормушек.
Художественно-эстетическая деятельность.
Художественно-эстетическая деятельность связана с изобразительным, музыкальным и другими видами творчества: проведение конкурса рисунков на природоохранную тему, конкурсы-выставки поделок из природного и бросового материала, фото-вернисажи.
Организация экологических праздников и развлечений, создание рукописных книг, альбомов; функционирование студии рисованных фильмов.
Просветительская и пропагандистская деятельность.
Выпуск газеты “Экошка”; участие в ярмарке “Урожай”. Проведение экскурсий в эколого-краеведческом музее МДОУ № 7.
Оформление “Красной книги”; создание экологической библиотеки и видеотеки.
Творческая созидательная деятельность, гармонизация с природой раздвигает рамки возможностей каждого ребенка; формирует позитивное отношение к себе и обществу, что дает надежду на изменение мышления и культуры всего общества в лучшую сторону.
“Я повторять готов, живущий трудно,
Что мир устроен празднично и мудро.
Пока могу я видеть каждый день
Тень облака, плывущего над тундрой,
Тень птицы, пролетающей над тундрой,
И тень оленя, что бежит по тундре,
А рядом с ними – собственную тень”. [А. Городницкий.]