Цели занятия по орфографии:
- создать условия для отработки умения правильно обозначать безударные гласные в корне слова;
- организовать деятельность учащихся по закреплению алгоритма работы с данной орфограммой;
- содействовать исследовательской деятельности.
Оборудование:
- учебник “Русский язык 2 класс” (Иванов С.В., Евдокимова
- А.О., Кузнецова М.И. и др.);
- рабочая тетрадь “Пишем грамотно”;
- памятка-алгоритм для работы с безударными гласными;
- карточки по дифференциации;
- толковый словарь;
- “линейка” для самооценки.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Мы за парту сядем дружно,
А шуметь совсем не нужно!
Сели прямо, ноги вместе!
Класс затих. Вздохнули дружно,
Ведь урок начать нам нужно!
Подравнялись. Улыбнулись.
И ко мне все повернулись!
II. Чистописание.
– Посмотрите на доску и скажите: что вы видите?
– Запишите в тетрадь.
– Оцените себя сами по линейке.
III. Актуализация знаний.
– Что общего у этих букв? А кто может сформулировать тему нашего урока? А кто помнит, как нужно работать с такими словами?
– А достаточно ли знать только правило? Что нужно развивать? А как вы понимаете значение слова “зоркий”? (Работа со словарём). А что же тогда “орфографическая зоркость”?
– Наш знакомый мальчик Серёжа утверждает, что гласные “а, о, я, е, и” всегда безударные и никогда не бывают под ударением. Прав ли он? Докажите.
– А ещё он говорит, что чтобы правильно и грамотно писать, нужно пользоваться вот этими приборами: (Учитель показывает очки, бинокль, лупу, подзорную трубу). Верно? Кому нужны эти вещи и зачем? А ученику они помогут в учёбе? А нужно ли быть ученику зорким? Докажите свою точку зрения.
Вывод: Чтобы грамотно писать, нужно знать правила и уметь применять их на практике, уметь работать со словарём и памяткой-алгоритмом, а также много читать, развивать зоркость, ум и внимание, тренировать память.
IV. Словарная работа.
– А теперь давайте проверим вашу зоркость. В течение небольшого промежутка времени прочитайте слова с доски, постарайтесь запомнить их как можно больше и записать орфографически правильно по памяти.
Пальто
Заяц
Дорога
Тетрадь
Июнь
– Проверьте. Что это за слова? Какая здесь орфограмма? Поставьте ударение, выделите безударную гласную. Как мы работаем с такими словами? Запишите своё слово. Составьте и запишите предложение с одним из них. (Несколько человек зачитывают свои предложения).
Вывод: Если безударную гласную в корне слова нельзя проверить ударением, то смотрю в словарь и запоминаю, как пишется слово.
V. Физкультминутка.
– Встали, выпрямили спинки.
И следите все за мной:
Покачали головой.
Руку правую подняли,
Ею дружно помахали
Опустили, поморгали,
Руку левую подняли,
Ею дружно помахали.
Опустили и подняли.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Будто ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись. Тихо сели.
На меня все посмотрели.
VI. Словарная работа.
– Послушайте и скажите: чем похожи эти слова?
Ковёр
Зима
Снегов
Страна
Рядком
– Как называется орфограмма? Как мы работаем с такими словами?
Самоинструкция (алгоритм)
Определяю:
1) гласный под | 2) гласный без |
ударением. |
ударения. |
Вывод: |
1. Изменяю слово так, ` |
2. Смотрю в |
Пишу, как слышу. |
чтобы падало ударение. |
словарь. |
Вывод: |
Вывод: |
|
Пишу, как слышу. |
Пишу, как |
|
в словаре. |
– Запишите слова в столбик, поставьте ударение, выделите орфограмму, перед данными словами запишите проверочные слова. (Проверяем вместе: 1 ученик читает, остальные проверяют у себя в тетрадях).
– Придумайте и запишите 2-3 своих слов на данную орфограмму. Обменяйтесь тетрадями и проверьте.
Вывод: Если безударная гласная в корне слова проверяется ударением, то пишем так, как слышится в проверочном слове.
VII. Закрепление знаний. Дифференцированная работа.
– Итак, с какой орфограммой мы работаем сегодня? Что нужно делать, чтобы грамотно писать?
– Выберите себе задание по силам: тетрадь “Пишем грамотно”
стр.15 упр.2 – 10 баллов
стр.13 упр.3 – 8 баллов
стр.15 упр.3 – 6 баллов
(Выборочно проверяет учитель)
– А сейчас вы будете работать в учебнике стр.84 упр.1:
1 ряд – 1и 2 предложения
2 ряд – 3 и 4 предложения
3 ряд – 5 и 6 предложения
(Кому трудно работать самостоятельно, даю листочки с проверочными словами).
Слезал (лез) с крыши
Слизал (лижет) молоко
Вылизал (лижет) блюдце
Вылез (лез) из будки
Запивал (пить) водой
Мне подпевал (петь)
На каждом ряду дети “эксперты” проверяют выполнение задания и оценивают.
Дополнительно: стр.12 упр.3 в тетради “Пишем грамотно”. Проверяем все вместе.
VIII. Итоги урока.
– С какой орфограммой мы сегодня работали?
– Что делать, если безударная гласная не проверяется ударением?
– А как работать с безударными проверяемыми?
– А для чего нам нужно всё это?
IX. Рефлексия.
– Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята!
Я хочу вам пожелать, чтобы зоркими у вас были не только глазки. Есть такая сказка “Маленький принц” Антуана де Сент-Экзюпери. Мне очень нравятся слова из этого произведения: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”.
Я желаю вам, чтобы было зорким ваше сердце, ваш ум, ваши глаза, и тогда вам не будут страшны никакие “ошибкоопасные места” не только на уроке, но и в жизни!
Возьмите “линейки самооценки” и покажите нам, как вы сегодня работали на уроке.