Интегрированный подход к организации коррекционно-оздоровительной работы в логопедической группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Насущными проблемами современной коррекционной педагогики являются:

  • сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением речи;
  • коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны
    речи;
  • успешная социализация детей с нарушениями речи.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, важное место занимает подготовка детей к школе. Основным показателем готовности ребенка к успешному обучению является хорошо развитая речь. От того, насколько развита речь ребенка, зависит успешность его обучения в школе. Поэтому развитие правильной речи является главной задачей всего педагогического коллектива дошкольного учреждения.

Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, координации движений. Дыхание у таких детей поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику.

Целью совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре является развитие психофизических возможностей, выразительной, связной речи, эмоционально-личностной сферы, артикуляционного аппарата, голоса, просодической стороны речи, сенсомоторных возможностей.

Содержание занятий определяется целями коррекционного обучения.

Усилия учителя-логопеда направлены на ликвидацию имеющихся у детей пробелов в области звукопроизношения, грамматического строя речи, фонетико-фонематических нарушений, на закрепление правильного и осмысленного употребления слов в спонтанной речи, упражнения детей в составлении грамматически правильных высказываний.

Работа воспитателя по физической культуре заключается в развитии общей моторики у детей-логопатов, развитии дыхания и координации движений. А также ведется работа над развитием уверенности, внимания, самостоятельности и трудолюбия. Взаимодействие различных движений обеспечивает развитие речи. От развития моторики зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность.

На совместных занятиях активно используются логопедические разминки, двигательные рассказы, логоритмические упражнения, пальчиковая гимнастика, рифмованные фразы, дыхательную и звуковую гимнастику.

Такие виды упражнений помогают снять неуверенность ребенка, которые связаны именно с речевыми недостатками и личностными комплексами. Конечно, не все физические упражнения можно выполнять и одновременно произносить стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому мы на занятии по физической культуре при выполнении интенсивных движений делим детей на подгруппы: одна выполняет движения с воспитателем, а вторая с учителем-логопедом произносят текст, затем они меняются.

Ритм речи, прежде всего стихов, поговорок, пословиц, способствует совершенствованию динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая и двигательная память.

Предлагаемый материал рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и представляет собой примерный конспект интегрированного занятия по физической культуре в логопедической группе.

Программное содержание: учить детей выполнять общеразвивающие упражнения в соответствии с текстом, с ритмом; закреплять выполнение основных видов движений осознанно, быстро и ловко в форме круговой тренировки; развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, дыхание; формировать образно-пространственное мышление; развивать артикуляционный аппарат, формировать четкую дикцию, темп речи и речевой слух; прививать интерес к занятиям по физической культуре и спорту.

Организационный момент (построение, равнение)

  1. Вводная часть (речь с движением)
  1. Ходьба в колонне по одному.

Спинку правильно держу,
С физкультурой я дружу,
Мы шагаем на парад,
Быть здоровым очень рад.

  1. Ходьба на носках в колонне по одному, поднять прямые руки вверх, ладонями внутрь.

Мы становимся все выше
Достаем руками крышу
На носочки поднимись
И макушкой дотянись!

  1. Ходьба на пятках, локти прижаты к туловищу, лопатки соединены.

Руки в “крылышки” сложили
И на пятках походили.

  1. Ходьба на наружном своде стопы, руки на поясе.

А теперь походим
На наружном своде.

  1. Ходьба в полуприсядке, руки на коленях, спина прямая.

Я сейчас как уточка
Похожу минуточку.

6. Легкий бег друг за другом в колонне по одному.

Побежали, побежали
Никого не обогнали.

  1. Основная часть.

Общеразвивающие упражнения.

  1. “Кто там”.

И.п.: - стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Повернуть голову направо, вернуться в и.п. То же в другую сторону. Повторить 3 раза в каждую сторону.

Посмотрели мы налево,
Посмотрели мы направо,
Кто же прячется от нас?
Мы найдем его сейчас.

  1. “Маятник”

И.п.: - стоя, руки на пояс, ноги на ширине плеч. Наклонить туловище влево, вернуться в и.п. Тоже - в другую сторону. Повторить 4-6 раз в каждую сторону.

Тик-так, тик-так
Ходят часики вот так!

  1. “Наклонись до пола”

И.п.: - стоя руки опущены, ноги на ширине плеч. На счет 1-2 развести руки в стороны, вдох, на счет 3-4-наклон вниз, выдох, пальцами коснуться пола, вернуться в и.п. Повторить 4-6 раз.

  1. “Приседания”

И.п.: - стоя, руки опущены. Присесть с прямой спиной, вытянуть руки вперед, пятки от пола не открывать, вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз.

Приседать я буду рад
Даже десять раз подряд,
Спину правильно держу,
За осанкой я слежу.

  1. “Прыжки”.

Выполнять 6-10 прыжков на левой и правой ноге, затем на двух ногах вместе, руки располагаются свободно или на поясе. Закончить прыжки дыхательными упражнениями.

Равновесие держу —
За осанкой я слежу.
На одной ноге, на двух
Буду прыгать целый круг.

  1. “Дыхательные упражнения”

Вдох носом, поднять руки через стороны вверх, прогнуться назад, выдох ртом, руки опустить” выпрямиться. 4 раза. Вдох глубокий, руки шире, Дышим плавно и легко.

Основные движения (круговая тренировка)

Разделить детей на две группы, одна читает стихи, другая - выполняет движения четко под ритм стихов, затем меняются.

  1. Ходьба по рейке.

Мы по реечке идем
И с нее не упадем,
Руки в стороны поставь,
Спинку ровно ты расправь!

  1. Прыжки в обручи (5-6 штук)

Прыгать будем мы сейчас
На обеих ножках
Зайки прыгают вот так
По лесным дорожкам.

  1. Ходьба по наклонной скамейке.

Шагать довольно высоко
Очень просто и легко,
Равновесие держи
И смотри не упади.

  1. Перешагивание через набивные мячи.

Будем ноги поднимать,
Чтобы им работу дать.

Подвижная игра “Мышеловка”

Играющие делятся на две группы. Дети одной группы образуют круг -“мышеловку”, остальные изображают мышей и находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку. Берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо со словами.

“Ах, как мыши надоели!
Развилось их — просто страсть,
Все погрызли, все поели.
Всюду лезут - вот напасть!
Берегитесь же, плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вот поставим мышеловки —
Переловим всех сейчас!

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают и выбегают из “мышеловки”. По сигналу воспитателя “Хлоп!”, дети, стоящие в кругу, опускают руки и приседают - мышеловка захлопнута. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они садятся на скамейку. Затем дети меняются местами.

  1. Заключительная часть.

Ходьба по залу спокойным шагом.

Звуковая гимнастика:

  • Сделать вдох носом, на выдохе протяжно тянуть звук “М-М-М”, одновременно постукивая себя по крыльям носа.
  • Энергично произносить “Т-Д, Т-Д” (произношение этих звуков укрепляет мышцы языка).

Итог занятия.

Таким образом, благодаря такому комплексному подходу достигается высокая эффективность и стабильность результатов в коррекционной работе с детьми-логопатами. У детей с нарушением речи значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность, корректируется звукопроизношение, возрастают показатели грамотности, выразительности речи и развивается фонематическое восприятие.

Литература

  1. Алябьева А.В. Логоритмические упражнения. - М.: Творческий центр, 2005
  2. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ.- М., 2005
  3. Давыдова М.С. Взаимосвязь логопеда со специалистами дошкольного учреждения // Логопед - №1 – 2008
  4. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду. – М.,2004
  5. Шевцова Т.И. , Хоменко Н.А. Педагогика оздоровления в системе коррекции у детей общего недоразвития речи.// Логопед - №3 – 2008.