Цель: познакомить учащихся с предметом “Проблема”.
Задачи: Начать формирование проблемного мышления, как одного из важнейших типов интеллектуальных технологий, которые будут необходимы в XXI веке. Познакомить с технологией выявления хорошо обоснованных логик, каждая их которых отрицает другую.
Оборудование: приложения (Приложение 1, Приложение 2), (тезисы из различных источников), доска.
Предварительная подготовка к уроку:
Последовательность заданий | Прогноз деятельности детей | Возможные варианты сценария |
Первичная коммуникация: | ||
Исходя из полученных ответов формируются группы:
|
Исходя из знаний полученных на уроках учащиеся
отвечают на вопрос, перечисляя причины увлечения играми:
|
Возможны другие варианты ответов учащихся на вопрос. |
Коммуникация детей с различными точками зрения | ||
|
Нужно ли играть в компьютерные игры?Выделенные
причины:
Работа в сформированных группах, выработка обоснованной защиты своей точки зрения. Защита (презентация) своей точки зрения Сведение в пары взаимоотрицающие суждения, подведение к работе с источниками. Учащиеся получают документы. Чтение текста с вопросами:
|
Вполне вероятно, что первоначально, исходя из
ответов учащихся будут обсуждаться несколько другие варианты, чем
прогнозируемые учителем для последующих дебатов, но это позволит
втянуть учащихся в дискуссию, заинтересовать поднятым вопросом. Возможно, на начальном этапе придется приостанавливать обсуждение, не давая перерасти в “базар” Для расширения представления о других взглядах на обозначенную проблему учащимся в произвольном порядке выдаются тексты , т.о. они должны будут абстрагироваться от своей точки зрения и проанализировать предложенный текст. Возможно сохранение ранее сформированных групп. |
Ход урока
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя:
Компьютеризация нашей жизни давно стала привычной и принесла с собой наряду с пользой немало проблем. Относится это и к компьютерным играм - тем более, что ими в основном увлекаются дети и подростки.
С 80-х годов в средствах массовой информации появляется много сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера в целом и компьютерных игр в частности на психику подростков. Среди основных обвинений - зависимость, которая выражается в психопатологических симптомах: неспособность подростка переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, оскудение эмоциональной сферы и т.д.
Проблемная тема нашего урока “Компьютерные игры: добро или зло?”, но это может быть и не окончательная формулировка проблемы, в результате работы в течение нашего урока над проблемной может осуществиться переосмысление обозначенной проблемной темы и ее уточнение.
Анализ анкет выявил, широкий веер причин увлечение компьютерными играми, но практически во всех работах отмечалась одна– интересно, увлекательно.
Вторая причина на которую обратили внимание учащиеся – хочется увидеть конечный результат: если проиграл , то что можно изменить при повторной игре.
Остальные причины были обозначены не всеми учащимися, но две из них объединив модно получить достаточно большой процент голосов, выяснить нюансы игры, победа в игре вселяет уверенность в себе, поражение- попробовать еще раз. А также выделилась группа, которая считает, что компьютерные игры приносят вред здоровью.
Исходя из полученных данных и ответов на вторую часть задания, подчеркнуть наиболее значимую причину по- мнению учащихся, получим две группы , условно их можно назвать: “Игроманы”, “Обыватели”.
- Инструктаж:
На нашем занятии сегодня каждая группа докажет точку зрения автора. Проанализировать тексты и представить схематично позицию и аргументы в защиту точки зрения автора. Учащиеся получают документы, при этом не учитывается, какую точку зрения защищал ученик, лучше дать противоположную. (Приложение №1, Приложение №2)
- Для этого вам необходимо изучить представленный материал , объединив свои аргументы после обсуждения и выработки общего мнения, представить и доказать свою правоту. На обработку материала у вас 5 -10мин.
По окончании этого времени Выступление представителя от группы с результатом обсуждения, выработанной точкой зрения, обоснованием. Выступают по два человека: один знакомит с теоретической частью, другой фиксирует на доске. (5 мин.)
<Рисунок 1>, <Рисунок 2>
Оставшаяся группа внимательно слушает выступление и помечает у себя вопросы, которые, по их мнению, могут быть спорными, т.е. критические вопросы. По окончанию выступления групп – подготовка вопросов оппоненту (3 мин. На построение вопросов, два вопроса от группы любому оппоненту).
Знакомство учащихся с правилами ведения научных дебатов (критические замечания)
- Внимательно выслушать вопрос
- Отвечать точно на поставленный вопрос
- Выслушать ответ до-конца, только после этого уточнять не освещенные моменты.
- Не перебивать.
- Обращаться к группе, а не к учащемуся, задающему в данный момент вопрос.
Взаимная критика групп (3-5 мин).
Фиксация вопросов не получивших опровержения. Если получиться- сведение в пары взаимоотрицающие суждения, подведение к работе с источниками.
- Заключительное слово учителя:
Опираясь на ограниченную источниковую базу, а опрос выявил, что при изучении темы пользовались двумя источниками: информация учителя, документы, вы включились в интереснейший процесс проблемного мышления, которое способно оспаривать любые устоявшиеся истины. Давайте расширим источниковую базу и познакомимся с мнениями по нашей теме других авторов.
- Д/З.
Взять материал приложений домой и попытаться выяснить с какой позиции автор придерживается (можно подсказать: позиция рекламного агенства, позиция врачей, может позиция конкурентов и т.д.)
- Какой позиции придерживается автор документа? (каждый участник группы выявляет ту позицию, которую он выделил из текста)
- Как аргументирована точка зрения? (каждый участник группы выявляет из текста, аргументы и оформляет их в виде схемы)
Надо сказать, что урок сложен по нескольким составляющим:
- поиск документов, очень много оценочных текстов и практически нет позиционных;
- на уроке вывести учащихся на принципиальную критику, а не орбитную;
- найти предмет противоречия, для этого необходимо самому учителю проиграть урок и для себя определиться с возможным вариантом, но четко предсказать результат урока не возможно;
- длительность урока по времени.
Можно очень долго рассуждать на тему пользы и вреда компьютерных игр. Однако самое смешное кроется в том, что сами они не обладают ни признаком вредности, ни признаком полезности, точно так же, как и любой другой предмет. Ведь ножом можно отрезать лимон, а можно и зарезать старушку. И почему-то еще никому не пришло в голову запретить ножи. Дело не в предметах, а в том как, кем и с какой целью они используются.
Безусловно, родителям надо более внимательно относиться к тому, чем занимается их ребенок вообще, и к тому, в какие игры он играет, в частности. Вред и польза компьютерных игр являются одним из тех вопросов, на которые невозможно дать однозначные ответы. Очевидно одно: все хорошо в меру, и каждый человек должен нести ответственность за свою жизнь, знать, что для него вредно и гибельно, а что идет на пользу.
Литература:
- Ю.В.Громыко “Метопредмет: Проблема”, институт учебника “ПАЙДЕЙЯ”, 1998 г.
- Ю.В. Громыко “Мыследеятельностная педагогика”, ТЕХНОПРИНТ, 2000 г.