Педсовет-тренинг "Особенности работы с семьями учащихся с целью привлечения родителей к участию в образовательном процессе"

Разделы: Администрирование школы


“Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями”. (Старый школьный афоризм)

План проведения педсовета

  1. Анкетирование классных руководителей (вопрос 1,2 анкеты) см. приложение 1
  2. Доклад и выступление “свежей головы”
  3. Тренинг “Разработка родительского собрания”
  • составление приглашения родителей на собрание
  • выбор темы собрания
  • начало собрания
  • основная часть
  • заключительная часть собрания
  • презентация разработанного собрания

(Для разработки сценариев родительских собраний использовались материалы книги Л.П. Кибардина, Е.П. Алексеева “Родительское собрание” см. приложение 2)

  1. Анкетирование классных руководителей (вопрос 3,4 анкеты)

Классные руководители работали в группах

Темы собраний для тренинга

  • Правовые основы семейного воспитания
  • Формирование здорового образа жизни детей и подростков
  • Культура межличностных отношений родителей и детей
  • Воспитание трудолюбия в семье
  • Особенности задач семь в воспитании и социализации ребенка
  • Как уберечь детей от беды, предупреждение вредных привычек
  • Золотые россыпи родительской педагогики
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в их развитии
  • Как обрести свою педагогическую позицию
  • Как воспитать себе помощника и подготовить ребенка к семейной жизни.

Доклад и выступление “свежей головы”

Старый школьный афоризм гласит: “Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями”. Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются способствование единению, сплочению силы, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

Семья и семейное воспитание испытывают сегодня в России огромные трудности: усиливаются расслоения семей по уровню доходов, растет число разводов, разрушается традиционная структура семьи. Современная семья, к сожалению, бедна – не только материально, но и духовно. Объясняется это просто: родителям, чтобы обеспечить семью приходится работать в двух-трех местах, что сводит общение с ребенком к минимуму и снижает воспитательный потенциал семьи.

Теперь подумает – зачем родитель идет в школу? Узнать про то, как учится его ребенок. Нужны ли для этого родительские собрания в том виде, в котором они традиционно проводятся: общее состояние дел в классе, потом про каждого ребенка вслух, при всех – его недостатки, иногда успехи, затем – количество денег на нужды класса? Ответом на этот вопрос должны стать наши рассуждения и решение этого педагогического совета.

Институт семьи и школы существует для детей и из-за детей, и через них проходит вся наций. Родитель как учитель и воспитатель детей в части своей ответственности за потенциал ребенка должен квалифицированно быть на том же уровне, что и школа.

Нам нужно суметь всем вместе преодолеть традицию неучастия родительского сообщества в делах школы (т.е. в делах их же собственных детей). Вместе с семьей в школу придут ее труд и ресурсы. Одновременно мы увидим те семьи, которые не захотят придти в школу и таким образом идентифицировать трудные семьи.

Участие большинства семей в деятельности школ будет помогать решению проблемы воздействия на трудные семьи, их вовлеченности в “жизнь других”.

Участие родителей в различной деятельности школы существенно усиливают мотивацию детей. Внутренний мир ребенка дополняется ощущением ответственности за своих родителей, а это усиливает у него ответственность за самого себя. Стремящийся к замкнутости (от родителей) школьный элемент внутреннего мира ребенок в этом случае, напротив, открывается, и его “жизнь в школе” становится для него “нашей” (семейной) жизнью в ней”. Это всегда меняет школьную социализацию и поведение ребенка в лучшую сторону.

Расслоение общества провело грань между семьями учащихся, и это может влиять на некоторые существенные моменты учебно-воспитательного процесса. Поэтому очень важно знать социологический портрет семей учащихся. Знание их особенностей, социального положения поможет снять целый ряд негативных моментов сотрудничества, более полно учесть образовательно-воспитательный потенциал семьи, найти разнообразные формы взаимодействия.

Типы семей и семенного отношения (выступление “свежей головы”) (см презентация слайд 1)

Типы семей и семейных отношений
Типы семей классифицируются :
По количеству детей многодетная

  • малодетная
  • однодетная
  • бездетная
  • семья однодетная может сформировать и “балованное дитя” (с безудержно растущими потребностями и конфликтными отношениями с обществом), одинокого человека (с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачного) , и “узурпированного” родительской любовью (желающего как можно быстрее вырваться из-под этой гиперопеки).
  • семья многодетная может создать не только дружных детей-коллективистов, но и детей, педагогически запущенных, с асоциальным поведением и даже антисоциальным поведением – если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а не жизнь и воспитание детей пущены на самотек

В педагогике рассматривается классификация семей по характеру взаимоотношений. В этом случае Азаров делит семьи на:

  • идеальную
  • среднюю
  • негативную или скандально-раздражительную

Исследователь Буянова называет следующие типы семей:

  • гармоничная
  • распадающаяся
  • распавшаяся
  • неполная

Семья неполная из-за недостатка материнского или отцовского влияния может породить маскулинизацию девочек или феминизацию мальчиков

У педагогов – практиков деление семей принято на “неблагополучные” и “благополучные” Их признаки таковы:

  • В “благополучной” семье оба родителя работают, имеют достаточно благополучное материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей
  • “Формально благополучная” – благополучие нередко носит видимый характер и определяется лишь анкетными данными. Семья не занимается воспитанием детей.
  • “Неблагополучная семья”, где явно просматриваются дефекты воспитания – постоянные окрики, наказания детей
  • Рождается новый тип семьи “новых русских” - высокообеспеченные и сверхобеспеченные. Социологи и психологи фиксируют в этих семьях наивысший кризис в семейных отношениях и воспитании детей

Одной из ключевых функций семей – коммуникативная. Существует несколько моделей внутрисемейных коммуникаций. Наиболее оптимальная из них – демократическая, при которой ребенок вносит определенный вклад в обсуждение общих проблем. Типы внутрисемейных коммуникаций, господствующий в семье, определяет коммуникативные навыки ребенка, его социальную роль. При нарушении этих отношений, ребенок начинает играть в семье следующие роли.

Роли ребенка в семье (выступление “свежей головы”) (см. презентация слайд 2)

Роли ребенка в семье

“Кумир семьи”. Ребенок взвывает всеобщее восхищение и умиление у домашних. В такой семье чаще всего вырастают изнеженные капризные, а главное – глубоко эгоцентричные дети. Иногда демонстрация беспредельной любви к ребенку отражает соперничество взрослых, которые пытаются таким образом утвердить свое главенство в семье.

Возможен другой вариант “кумир семьи” сам того не подозревая поддерживает семейные связи в условиях мнимого сотрудничества взрослых. Общее восхищение ребенком превращается в символ семейного “единства”. Как правило, такие дети обладают завышенной самооценкой, поэтому в общении со сверстниками и взрослыми терпят фиаско. Это может привести к замкнутости, а порой и эмоциональному срыву. Положение усугубляете тем, что родители, создавая атмосферу сверхзначимости ребенка, лишают его возможности здраво оценить реальность.

“Мамино (папино, бабушкино и.т.д.) сокровище”. Эта роль близка к “кумир семьи” Единственное отличие в том, что в данном случае ребенок не всеобщий кумир, а только одного из членов семьи. Роль, навязанная ребенку, зачастую свидетельствует об остром соперничестве между взрослыми.

“Болезненный ребенок”. Дети со слабым здоровьем, которые требуют особого внимания и ухода. Однако семье иногда складывается такая ситуация: ребенок выздоровел, а к нему продолжают относиться как к слабому и болезненному. В этом случае возможна условная “выгода” болезни ребенка для кого–то из членов семьи, который использует ее для самоутверждения.

Ребенок со своей стороны может, пользоваться ролью, манипулируя родителями, чтобы решить свои проблемы. С другой стороны, возможен и протест ребенка, выражающийся в активной или пассивной форме.

“Ужасный ребенок”. Чаще всего ребенка вынуждают играть эту роль ожидания старших, воспринимающих его как постоянный источник неприятностей. Он непослушен, расхлябан, лишен чувства долга и даже злонамерен, поскольку многие его поступки рассматриваются как действия “назло взрослым”. Все в семье ругают и наказывают. Но поскольку применяемые к нему меры безрезультатны, ребенок начинает играть роль “мучителя”. В общении со взрослыми он конфликтен и агрессивен.

Иногда “ужасный ребенок” становится “козлом отпущения” для членов семьи. Все в семье считают его плохим, и это дает право разряжать на нем сою агрессивность. При таком общении ребенок из “ужасного” превращается в “забитого”: он начинает бояться наказания

Нередко ребенку приходится исполнять роль – “путающегося под ногами”: он чувствует, что всем мешает и вызывает у домашних раздражение. Как правило, использование двух последних ролей приводит к тому, что дети становятся замкнутыми и сводят к минимуму свое общение с членами семьи. В общении со сверстниками они ведут себя зачастую избирательно: общаются с теми, кто оказывает им положительное подкрепление

Характер взаимоотношений классного руководителя с семьями должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия. Необходимо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать взрослых к делам школы и класса. Массовый охват родителей одинаковыми формы работы малоэффективен, здесь нужен личностный подход. Знание особенностей тех или иных семей дает возможность прогнозировать определенные педагогические проблемы, которые необходимо решать вместе. Чаще источником таких проблем являются издержки семейного воспитания: безудержный авторитаризм родителей, со временем взывающий резкий протест детей, или наоборот, попустительство, отчуждение формальное отношение родителей к сложностям становления ребенка и своим родительским обязанностям, порой отсутствие свободного времени, занятость родителей, откладывание важного разговора на “потом”, перекладывание проблем с ребенка на школу.

Одной из форм знакомство с семьей – посещение семей школьников. Особенно они актуальны, если мы берем новый класс. Дело это деликатное, потому следует тщательно все продумать и постараться предотвратить любую ситуацию, которая сможет произойти. Существует несколько правил, которые следует помнить во время таких посещений.

(Выступление “свежей головы) (см. презентация слайд 3)

  1. Заранее договориться о посещении и не назначать на этот день больше ничего,
  2. Не планировать свой визит больше чем на один час.
  3. Не беседовать у двери, на ходу.
  4. Тон в беседе должен задавать классный руководитель. Тон должен быть дружелюбным и спокойным. От вас требуется максимум тактичности и выдержки. Надо не поучать, а советовать родителям, больше задавать вопросов, но при этом не стоит превращать разговор в допрос.
  5. Желательно продумать предварительные вопросы или основные пункты разговора. Записи делать не желательно. Однако после посещения надо записать все услышанное, а также записать выводы.
  6. Вести беседу желательно со всей семьей. Во-первых, вы сразу познакомитесь со всеми членами семьи. Во-вторых, сам ребенок должен участвовать в беседе, так как говорят о нем и, в конце концов, вы – его гость. Но есть моменты, когда присутствие ребенка исключено. Вы заранее обговариваете эти моменты, и родители под каким-либо предлогом отправляют ребенка из комнаты.

Надо помнить, что для ребенка ваш приход – событие. Порой, он совершает прями-таки “революцию” в умах ребят. Надо сказать, что после визита и родители и дети смотрят на вас совсем иначе. Для них вы теперь “свой”.

Рассмотрим основные принципы, на которых должно строиться продуктивное сотрудничество педагогов и родителей (выступление “свежей головы”) (см. презентация слайд 4)

Основные принципы, на которых должно строиться продуктивное сотрудничество педагогов и родителей:

  • Равенство – педагоги и родители несут одинаковую ответственность за воспитание детей. Поэтому никто из них не вправе предъявлять требования или отдавать распоряжения друг другу
  • Этичность – отношения должны строиться на основе взаимного уважения. Причем следует стремиться к тому, чтобы уважение было не поверхностным, демонстрируемым в присутствии детей, а искренним присущим в душе у каждого участника общения.
  • Взаимопомощь в воспитании детей. Взаимопомощь оказывается более продуктивной, когда ее организаторы хорошо представляют себе, чем заняты школьники и к чему они стремятся.
  • Обмен информацией о жизни и деятельности детей в школе и дома

Л.И. Маленкова в книге для учителя “Воспитание в современной школе” выделяет пять функций работы классного руководителя с семьей. (см презентация слайд 5)

  1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса
  2. Психолого-педагогическое просвещение.
  3. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми -участие во всех видах внеурочной деятельности
  • участие в профориентационной работе
  • ведение кружков, секций для учащихся
  • оказание спонсорской помощи
  1. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся
  • оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различным категориям учащихся
  • оказание психолого-педагогической в решении проблем семейного воспитания
  • индивидуальная работа с семьями
  1. Взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса, советом школы и т.д.

Педагогическое просвещение или педагогическая пропаганда среди родителей не столь проста. Родители приходят в школу не с целью слушать лекции или рассуждения. Уставшие от работы и массы собственных проблем, смогут и захотят ли они слушать, понимать и усваивать психологические и педагогические идее. Тем более, что некоторые их них учились так давно (а может и недолго), что само восприятие теоретических и методических идей вызывает у них большие трудности. И, наконец, многие из них глубоко уверены, что и сами хорошо разбираются в том, как надо воспитывать собственных детей.

И, тем не менее, психолого-педагогическая пропаганда среди родителей необходима. И участвовать в ней должны в первую очередь школьные педагоги. Для этого можно использовать индивидуальные беседы, но особенно – классные и школьные собрания родителей. Рассматривать методические и теоретические идеи, целесообразно отталкиваясь от тех или иных случаев, затруднений и тупиков школьной, классной, внутрисемейной жизни учеников, от тех жизненных проблем, с которыми сталкиваются учителя и родители. Выступая перед родителями, надо чаще использовать диалог, втягивать их в обсуждение и ставить в позицию не учеников, а сотрудников, участников взаимной консультации, которые обмениваются мнениями на равноправной основе.

Научиться выступать перед родителями с научными идеями не скучно, “заумно” и наукообразно, а увлекательно, интересно и в тоже время содержательно, просто и убедительно – не так уж просто. Для овладения искусством устной популяризации знаний педагогу надо кое-что почитать из работ по риторике, много самому размышлять над проблемами воспитания, а также не забывать каждый раз тщательно подготовиться и вообще стараться чаще выступать перед родителями, чтобы накопить нужный опыт.

Ведь не секрет, что каждый взрослый норовит не только слушать других, сколько говорить сам. Поэтому нужно постараться организовать на родительском собрании такую жизнь, что бы родители могли действительно учиться брать советы, решения, оптимизм – не только от классного руководителя, но и друг от друга (со – брание –“совместно брать”) и чем больше они унесут, тем богаче станут наши ученики и мы сами.

И еще один маленький “секрет”: во многих статьях можно встретить совет начинать разговор с родителями с похвалы ребенку. И это абсолютно правильный совет. Причем заканчивать разговор тоже лучше с похвалы. И еще вот о чем : скажите родителям, что вы просите их о встрече (обратите внимание – не “вызываете” в школу, а именно “просите о встрече”), т.к. очень нуждаетесь в их совете, поскольку никто лучше них не знает какой подход нужен их ребенку. И если родители пойму, что педагоги искренне заинтересованы в их мнении, а не являют собой “истину в последней инстанции”, то охотно пойдут на контакт.

Формы работы

Знания, которые стоит передать родителям.

На практике и в литературе сегодня можно встретить такие официальные и неофициальные формы передачи педагогических знаний родителям.

К неофициальным относится форма “сарафанного радио”, опыт и информацию передают друг другу соседи, родственники, “одна дама сказала”. Так же приемы воспитания черпают их художественной и популярной литературы, журналов, газет. Теле и радио передач.

Официально педагогические знания сообщают родителями посредством следующих форм:

  • индивидуальные консультации, личное общение
  • совместная с родителями исследовательская деятельность: проектная методика, конференции, совещания;

Групповая работа: тренинги, лекции, инструктажи – рекомендации.

Микрогрупповая работа с родителями. На встречу приглашаются только те родители, чьи дети имеют сходные личностные или учебные проблемы. Разумно пригласить на такое собрание специалиста. Кстати, такие микрогрупповые собрания можно практиковать и между классами, где есть дети со сходными проблемами.

Собрание – прецедент (прецедент – случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев такого же рода). Такое собрание проводится в начале учебного года. На это собрание целесообразно пригласить родителей из параллели или классов разного возраста. Для родителей, будет полезно вспомнить какие проблемы, решались ими несколько лет назад и поделиться своим опытом. Родителям предлагается проблемная ситуация. И после этого классный руководитель провоцирует родителей на обсуждение, обмен мнениями, опытом, советами. Следующий этап – просмотр “развития события” и родители, могут убедиться, к чему может привести следование их советам.

Родителей можно разделить на группы, которые обсуждают данную проблему. Затем обсуждают варианты решения. Так родители могут увидеть конфликтную ситуацию с разных сторон, увидеть многообразие вариантов решения, научиться анализировать свои поступки.

Аналогично можно провести собрание – тренинг, на котором можно обсудить различные ситуации, предложив родителям готовые варианты ответов либо вопросы для обсуждения.

Интересной формой передачи знаний может стать знакомство родителей с трудами выдающихся педагогов, ученых, философов. Родителям предлагаются карточки с описанием жизни ученых и отрывки их трудов. Участникам собрания предлагается обсудить практические советы известных педагогов и общественных деятелей. При обсуждении крайне важно вызвать родителей на разговор о проблема, именно их детей. Таким образом, вы сможете не только понять реальное положение в семьях учащихся, но и еще раз укрепить доверительные отношения с родителями.

Родительский университет, в рамках которого организуются как эпизодические, так и систематические курсы. С ними родителей можно ознакомить заранее, формируя их на основе плана воспитательной работы школы и класса или же индивидуальных тревог, о которых родители, желая соблюдать анонимность, могут поведать педагогу через родительский почтовый ящик.

И еще одна форма собрания, которую можно назвать “с ног на голову”. Раз в месяц в классе имеет место 20 или 17 (по числу детей) родительских собраний втроем: ребенок, родитель, учитель. Только на таком собрании не учитель рассказывает маме о проблемах ребенка, а ребенок рассказывает маме и учителю о себе. Установка такая – рассказать о себе как о хорошем ученике: что интересного, какие успехи, чем достойным себя проявил. Доложить, так сказать, о хорошем за отчетный период. Классный руководитель интересуется как дела дома, мама как в школе. Причем, интересуются хорошими делами, а не плохими. И спрашивают не друг у дружки, а у ребенка (правильно, кто же лучше знает!).

Школа накопила значительный опыт взаимодействия педагогов с родителями для повышения качества воспитательного процесса. Используя разные формы связи – встречи, беседы, родительские собрания, контакты по телефону, совместное проведение мероприятий, - может повысить эффективность воспитательной работы. Но добиться успеха педагог можно только в том случае, если он не будет жаловаться родителям на детей, навязывать им свое мнение и перекладывать на них свою работу, а находить пути взаимопонимания и взаимосотрудничества.

Тренинг “Разработка родительского собрания”

  • составление приглашения родителей на собрание
  • выбор темы собрания
  • начало собрания
  • основная часть
  • заключительная часть собрания
  • презентация разработанного собрания

Решение педагогического совета

  1. Отметить положительную работу по привлечению родителей к образовательному процессу классных руководителей:
  2. Обратить внимание классных руководителей на слабое использование положительного опыта такой формы воспитательной работы как презентация класса, показавшей свою высокую эффективность
  3. В 2007 – 80 учебном году провести презентацию классов
  4. Заместителю директора по воспитательной работе систематизировать материал по работе с родителями и составить картотеку совместно со школьной библиотекой Ознакомить с инновационными методиками работы с семьей классных руководителей на секции классных руководителей до конца учебного года.
  5. Заместителю директора, старшей вожатой оформить стенд “Работа с родителями как эффективное средство повышения качества образовательного процесса” в помощь классным руководителям, на котором разместить актуальные материалы педсовета.
  6. Классным руководителям при планировании системы работы с родителями учащихся исходить из особенностей конкретной семьи и ее проблем.
  7. Заместителю директора по воспитательной работе на секции классных руководителей квалифицированно с конкретными рекомендациями рассмотреть содержание работы с детьми из группы “социального риска” с целью активного использования этих материалов в практической деятельности.
  8. Классным руководителям при планировании работы с родителями руководствоваться рекомендациями педсовета и разделом “Работа с родителями” Программы развития школы