В настоящее время сдача экзаменов в форме ЕГЭ является основной формой аттестации выпускников школ. Поэтому учителям приходиться использовать данную форму для проверки уровня знаний учащихся, начиная со среднего звена. Административные контрольные работы все чаще составляются в форме тестирования.
Для обработки результатов административных контрольных работ в форме тестов учителям гимназии №7 Ново-Савиновского района города Казани Республики Татарстан была предложена электронная форма мониторинга качества образования по предмету в параллели, созданная в программе Ms Excel.
В Приложении 1 представлен результат обработки административной контрольной работы за I полугодие по информатике в 11-х классах гимназии.
В данную форму учитель заносит следующую информацию по классу:
Адрес ячейки |
Вносимая информация |
Пояснение |
С1 |
Класс и литер класса |
пример: 11а |
С2 |
Ф.И. учителя |
|
В4 – В41 |
Ф.И. учащихся |
|
С4 – L41 |
Выполнение заданий уровня А |
Выполнение задания обозначается следующими символами: |
М4 – R41 |
Выполнение заданий уровня B |
|
S4 – W41 |
Выполнение заданий уровня C |
|
AD4 – AD41 |
Оценки за работу |
Используем пятибалльную систему оценивания |
Оценки за работу учитель выставляет сам, т.к. у каждого предмета свои особенности и у каждого учителя свои критерии оценки тестовых заданий.
Вся остальная информация рассчитывается и заносится в сводные таблицы автоматически.
В данном файле собрана и наглядно отображена следующая информация:
- Показана общая картина выполнения тестовых заданий каждым учащимся классов по информатике (Приложение 1, лист а, б, б1, в, в1, г, г1, м, м1)
- Подсчитан процент усвоения материала заданий уровня А, уровня В и общий процент каждым учащимся (Приложение 1, лист а, б, б1, в, в1, г, г1, м, м1)
- Подсчитан процент усвоения материала учащимися по каждому заданию контрольной работы, а также количество учащихся допустивших ошибки и не приступивших к выполнению данного задания (Приложение 1, лист а, б, б1, в, в1, г, г1, м, м1)
- Построена итоговая таблица по классам, с подсчетом среднего показателя в параллели, вся информация отображена графически в диаграммах (Приложение 1, лист итог)
- Построена таблица выполнения заданий по разделам (Приложение 1, лист сводная)
Рассмотрим на примере документа Приложение 2, как самостоятельно составить мониторинг в программе Ms Excel.
Пусть контрольная работа состоит из 10 заданий уровня А, 5 заданий уровня В, 5 заданий уровня С.
Откроем программу Ms Excel.
Переименуем Лист 1 в литер класса а (Необходимо выделить надпись Лист1 курсором, нажать Delete и набрать с клавиатуры новое имя листа). Построим таблицу:
|
В |
C |
|
L |
M |
|
Q |
R |
|
V |
Y |
Z |
AA |
AB |
AC |
1 |
класс: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
учитель: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Ф.И.О. |
А1 |
… |
А10 |
В1 |
… |
B5 |
C1 |
… |
C5 |
усвоение уровня А |
усвоение уровня В |
усвоение уровня С |
% усвоения |
оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пусть в классе 38 учащихся, в ячейках столбца В строки с 4 по 41 мы оставим место для ввода Ф.И.О. учащихся. В ячейку С2 введем Ф.И.О. учителя.
Для работы с формулами и функциями в MsExcel необходимо знать несколько правил:
- Формулы могут содержать числа, имена ячеек, знаки операций, круглые скобки, имена функций.
- Необходимо проставлять все знаки арифметических операции: + (сложение), – (вычитание), * (умножение), / (деление), % (процент)
- Ввод формулы начинается со знака =
- Заканчиваем ввод формулы нажатием клавиши ENTER.
Таблица связи пунктов анализа тестовой работы с функциями Ms Excel
Пункты анализа тест.работы |
Функция Ms Excel |
Категория |
Диапазон ячеек |
Примечание |
кол-во учащихся, допустивших ошибки в задании |
СЧЕТЕСЛИ |
Статистические |
С4-С41 |
Условие «-», подсчитываем кол-во учащихся, допустивших ошибки в каждом задании. |
кол-во учащихся, выполнивших верно задание |
СЧЕТЕСЛИ |
Статистические |
С4-С41 |
Условие «+», подсчитываем кол-во учащихся, верно выполнивших каждое задание. |
кол-во учащихся, не приступивших к выполнению задания |
СЧЕТЕСЛИ |
Статистические |
С4-С41 |
Условие «+», подсчитываем кол-во учащихся, не приступивших к выполнению каждого задания. |
всего писало |
СЧЕТ |
Статистические |
AB4:AB41 |
Подсчитываем, сколько учащихся писало работу |
На «5» |
СЧЕТЕСЛИ |
Статистические |
AB4:AB41 |
Условие «5», подсчитываем кол-во учащихся, выполнивших работу отлично |
На «4» |
СЧЕТЕСЛИ |
Статистические |
AB4:AB41 |
Условие «4», подсчитываем кол-во учащихся, выполнивших работу хорошо |
На «3» |
СЧЕТЕСЛИ |
Статистические |
AB4:AB41 |
Условие «3», подсчитываем кол-во учащихся, выполнивших работу удовлетворительно |
неудовл. |
СЧЕТЕСЛИ |
Статистические |
AB4:AB41 |
Условие «2», подсчитываем кол-во учащихся, не справившихся с работой |
% усвоения материала учащимся |
СРЗНАЧ |
Статистические |
X4:Z4 |
Процент усвоения уровней А, В, С |
Для подведения итогов по классу будем использовать Мастер функции:
- Устанавливаем курсор в ячейку, где необходимо произвести расчет
- Заходим в меню ВСТАВКА и выбираем команду функция
- Откроется окно Мастер функции, где выбираем категорию функции (см. таблицу 1)
- Указываем диапазон ячеек, которые будем использовать в данной функции
Пошаговая инструкция применения Мастера функций на примере вычисления количества ошибок в задании А1 описана в Приложении 3.
Процент усвоения задания А1 всеми учащимися в классе вычисляем по формуле: кол-во учащихся выполнивших верно задание/ общее кол-во писавших.
- В ячейке С44 ставим знак равно
- Выбираем мышкой С43 (ячейка, где храниться количество учащихся, выполнивших верно задание А1)
- Ставим знак деления /
- Выбираем мышкой С47 (ячейка, где храниться количество учащихся писавших работу), затем нажать на Enter
После ввода формулы адрес С47 необходимо «заморозить», чтобы при копировании не происходила автоматическая смена адреса. Для этого добавить знак $ перед именем столбца и номером строки: $C$47
После заполнения всех формул для задания А1, так будут выглядеть формулы в ячейках С42 – С45.
|
А |
В |
С |
3 |
|
|
А1 |
|
|
|
|
42 |
|
кол-во ошибок |
=СЧЁТЕСЛИ(C4:C41;"-") |
43 |
|
выпол. Верно |
=СЧЁТЕСЛИ(C4:C41;"+") |
44 |
|
% усвоения |
=C43/$C$47 |
45 |
|
не приступили |
=СЧЁТЕСЛИ(C4:C41;0) |
Чтобы ввести формулы для остальных заданий, достаточно:
- выделить ячейки с С42 по С45,
- зайти в меню Правка и выбрать команду Копировать
- выделить ячейки D42 по V45
- зайти в меню Правка и выбрать команду Вставить
В Приложении 4 пошагово описано, как ввести формулы вычисления процентов усвоения заданий по уровням и общего процента усвоения материла учащимся.
Таким образом, мы построили таблицу для одного класса. Для остальных классов достаточно создать копии данного листа и переименовать в соответствующие литеры классов параллели. Чтобы создать копии листа: наводим курсор на ярлычок лист, вызываем контекстное меню (нажав правую кнопку мыши) и выбираем команду Переместить/скопировать.
Построим итоговую таблицу на новом листе:
- Зададим имя листу ИТОГ
- Построим таблицу
|
А |
B |
C |
D |
E |
1 |
Предмет: |
|
|
|
|
2 |
учитель: |
|
|
|
|
3 |
Класс |
|
|
|
|
4 |
Всего в классе |
|
|
|
|
5 |
Писало |
|
|
|
|
6 |
отлично |
|
|
|
|
7 |
хорошо |
|
|
|
|
8 |
удовл. |
|
|
|
|
9 |
неудовл. |
|
|
|
|
10 |
% успеваемости |
|
|
|
|
11 |
% качества |
|
|
|
|
Из листов с данными классов необходимо перенести информацию в таблицу на листе ИТОГ таким образом, чтобы при изменении данных класса, в итоговой таблице информация менялась автоматически. Для этого нам необходимо установить связи между соответствующими ячейками листов.
Введем номер класса в итоговую таблицу: Установили курсор в ячейке В3, ставим знак = и переходим курсором на лист а в ячейку С1 (где введен класс), затем нажимаем ENTER. В ячейке В3 появиться формула =а!$C1, а отображаться будет класс. Знак $ добавим перед названием столбца, чтобы затем эти формулы можно было скопировать на остальные классы в итоговой таблице.
Всего учащихся в классе и название предмета вводим вручную.
Аналогичным образом вводим всю информацию по первому классу. Вид ячеек с формулами после установки связи с листом а первого класса:
|
А |
B |
C |
D |
E |
1 |
Предмет: |
Сами вводим |
|
|
|
2 |
учитель: |
=а!$C2 |
|
|
|
3 |
Класс |
=а!$C1 |
|
|
|
4 |
Всего в классе |
Сами вводим |
|
|
|
5 |
Писало |
=а!$C47 |
|
|
|
6 |
отлично |
=а!$C48 |
|
|
|
7 |
хорошо |
=а!$C49 |
|
|
|
8 |
удовл. |
=а!$C50 |
|
|
|
9 |
неудовл. |
=а!$C51 |
|
|
|
10 |
% успеваемости |
=а!$C52 |
|
|
|
11 |
% качества |
=а!$C53 |
|
|
|
Затем выделяем ячейки с В2 по В11, копируем и вставляем в ячейки с С2 по С11. У нас отобразиться вся информация по первому классу. Во всех формулах второго класса необходимо поменять букву а на б, чтобы информация бралась уже с листа б.
Аналогично поступаем с остальными классами.
После того как мы ввели информацию по всем классам, нам необходимо найти общий итог и средний показатель качества и успеваемости. Чтобы рассчитать Всего в классе, Писало, … неудовл. Используем функцию СУММ (из категории математическая, с указанием диапазона соответствующих ячеек данных строк. Для расчета % успеваемости и % качества используем функцию СРЗНАЧ (среднее значение из категории статистическая)
Итак, документ с мониторингом у нас готов.
Если Вы в контрольной работе используете большее количество заданий того или иного уровня, то установите курсор на номер последнего задания из нужного уровня, зайдите в меню ВСТАВКА и выберите команду СТОЛБЕЦ. Затем не забудьте скопировать итоговые формулы для подведения итогов данного задания.
Если Вы используете меньшее количество заданий, то удалите соответствующие столбцы.
Если у Вас не будет заданий целого уровня, например, уровень С, то нужно удалить столбец с процентом усвоения уровня С.