Использование экспонатов школьного краеведческого музея на уроках истории с применением метода проблемного обучения

Разделы: История и обществознание


В настоящее время, когда школа стоит перед необходимостью модернизации и гуманизации образования, существенную роль в этом могут сыграть краеведческие музеи, которые обладают специфическими, только им присущими особенностями образовательно-воспитательного воздействия на учеников. Я уверен, что школьный музей станет средством социальной адаптации учащихся, накопления и развития ими социального опыта. Именно школе, и в частности школьному музею, принадлежит важная роль в воспитании основ патриотизма. Музей формирует и развивает социально значимые ценности человека. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры – эта основа патриотического воспитания учащихся в настоящее время.
Использование краеведческого материала на уроках истории открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования. Важная форма работы музея — привлечение его материалов как в учебной работе, так и во внеурочной деятельности по предмету. На уроках истории используются экспонаты музея, на материалах музея пишутся рефераты и доклады.
Особенно активно и плодотворно работают с вещественными источниками руководители школьных музеев, чаще всего учителя истории. Много источников используются при изучении Великой Отечественной войны.
При школьном краеведческом музее работает кружок «Юный историк». Здесь учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить исторический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, оформлением выводов исследования. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации и т.д.
Когда изучается значительное историческое событие, учитель раскрывает его ход в данной конкретной местности и это приобретает особое воспитательное и образовательное значение. Учащиеся видят исторические события, отраженные в близкой им обстановке.
Среди используемых в современной школе педагогических технологий метод проблемного обучения у многих преподавателей занимает ведущее место. Сам метод не нов. Но применяют его нечасто. И лишь те педагоги, которые не боятся нарушить классно-урочную систему, традиционный ход урока. Проблемный метод таит в себе элемент новизны, непредсказуемости. Но именно он является мощным стимулом для познания нового.
Проблемная ситуация – создание обстановки, в которой у обучающихся возникает интеллектуально-психологическое затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, направленных на выявление личной оценки противоречий, заложенных в проблемном вопросе. Проблемная ситуация является следствием обнаружения нестыковки между имеющимися знаниями и знаниями, полученными в ходе постановки вопроса. Учитель так преподносит учебный материал, что у учащихся возникает изумление, заинтересованность, удивление: как же, так и почему так, ведь должно быть по-другому?!
Разрабатывая проблемные вопросы и задачи, учитель должен избегает не имеющих отношений к школьному курсу истории тем, даже если они очень остры и привлекательны. Проблемные вопросы и задачи используются с учетом особенностей каждого вида занятий.
Работа учителя по внедрению проблемного метода обучения в учебную практику носит систематический характер, отличается настойчивостью и оценивается как инновационная. Учащиеся довольно быстро втягиваются в такого рода общение, уроки для них проходят интереснее, у них вырабатывается потребность анализировать, спорить, доказывать. Вершиной использования метода является самостоятельная разработка наиболее сильными учащимися проблемных вопросов и задач и стопроцентное участие учащихся в их обсуждении. Проблемная ситуация прививается там, где учащиеся обладают минимумом необходимых для разрешения задач знаний. Но если знаний по данной теме не достаточно?
Проблемное задание с ситуацией неопределенностисодержит в своём условии недостаточное количество данных для решения, но оно все-таки может быть найдено благодаря сообразительности, смекалке, интуиции ученика и базовым знаниям. В проблемных заданиях с ситуацией предположенияученикампредлагается создать собственную интерпретацию историческихсобытий и явлений, объяснить их причины и следствия, мотивы и цели деятельности, привести аргументы, провести исследование. Исторические представления, созданные методом внутренней наглядности, неизбежно будут расплывчаты, неточны, не вполне адекватны исторической действительности.
В обучении истории никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у учащихся таких точных и конкретных представлений о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений.
При словесном описании на уроках истории событий и явлений прошлого в подавляющем числе случаев не имеется возможности опереться на непосредственное наблюдение учащимися предметов описания или повествования потому, что это явление уже прошедшее, недоступное живому, непосредственному восприятию обучаемых.
Применение исторических источников при обучении истории имеет специфическое значение, существенно отличаясь от аналогичного метода преподавания естественных наук. Под предметной наглядностью в изучении истории понимается непосредственное восприятие не самого исторического прошлого, а вещественных памятников прошлого, его материальных следов. Исторические памятник, это тот вид наглядности, при котором на уроке истории представления и понятия учащихся формируются на основе непосредственного восприятия самого предмета изучения. Именно на основе непосредственного восприятия предметов или с помощью наглядности в процессе обучения у учащихся и формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Вещественные и документальные экспонаты школьного музея могут играть большую вспомогательную роль в познании социальных отношений прошлого, помогут выразить эти отношения, передать их конкретное проявление.
К предметной наглядности, таким образом, относятся вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию.
Экспонаты экспозиций школьного музея очень важны при установлении связи исторического прошлого с современностью, в процессе познания общественных отношений, в раскрытии понятий о русском народе и его образе жизни, в изучении науки и техники, экономики и культуры. Привлечение краеведческого материала создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, широкого использования местных источников и самостоятельной работы школьников, применение в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования.
Но для того чтобы что-либо исследовать, нужно иметь перед собой объект исследования.
И здесь на помощь ученикам приходит школьный краеведческий музей, в котором собраны экспонаты двух типов: вещественные и документальные. К вещественным относятся орудия труда, предметы быта, изделия местных промыслов, монеты, предметы культа. Документальные экспонаты представлены фотографиями, документами, книгами, газетами и журналами, письмами. Все экспонаты собраны руками учащихся, учителей и родителей, что только способствует проявления интереса работы с ними. Для разных форм занятий школьный краеведением музей имеет огромное значение. Здесь дети могут соприкоснуться с древностью, своими руками потрогать экспонаты, поработать с документами, «соприкоснуться с прошлым вживую».
В нашей школе историко-краеведческий музей «Памяти Начало», представлен тремя экспозициями: «История села», «История школы», «Село в годы Великой Отечественной войны». Фонд музея составляет около двух тысяч подлинных экспонатов.
Несмотря на большое педагогическое значение краеведческого материала, некоторые учителя и методисты считают местный материал подсобным, вспомогательным, не имеющим самостоятельного образовательного или воспитательного значения.
Безусловно, эпизодическое использование краеведческого материала не дает положительного результата в учебно-воспитательной работе. История края – не только составная, но и обязательная часть знаний по истории страны. Данное положение закреплено в программе по истории России. Краеведческий материал имеет важное самостоятельное значение.
Краеведческий материал, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества. Практика показывает, что использование музейных экспонатов на уроках и уроки на базе музея не только не вызывают перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчают усвоение курса истории России, делают знания учащихся более прочными и глубокими.
Метод использования школьного музейного материала позволяет мне вести учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки. При этом процесс обучения проходит наиболее естественным и доступным путем.
Но для того, чтобы экспонаты школьного краеведческого музея при использовании на уроках истории принесли положительный эффект необходимо соблюдение определенных условий. В первую очередь соответствие краеведческого материала общим методологическим задачам курса истории России, научной достоверности, и конечно взаимосвязи местного и общеисторического материала.