Цель: коллективное изучение трудностей обучения первоклассников и пятиклассников, выявление причин, вызывающих затруднения у учеников и учителей, разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин.
План:
- Целевая установка.
- Вступительное слово.
- Преемственность дошкольного и начального образования.
- Результаты диагностики развития ребёнка, поступившего в 1 класс.
- Выступление учителей начальных классов. « Использование игровых форм обучения на уроках в 1 классах»
- Преемственность обучения начальной и средней школы
- Выступления классных руководителей 4-х, 5-х классов (характеристика классов).
- Анализ сформированности основных учебных умений:
-результаты окончания прошлого учебного года и 1 четверти.
-анализ контрольных работ по русскому языку и математике учащихся 4-х, 5-х классов.
- Результаты диагностики учащихся 5-х классов. Наличие школьной тревожности, причины её появления и предложения по решению проблемы.
- Обсуждение путей решения проблемы.
- Заключительное слово, принятие решения педагогического консилиума.
Ход педагогического консилиума
Сопровождение презентацией (Приложение)
1. Целевая установка. Вступительное слово.
Тема сегодняшнего консилиума «Преемственность в обучении и воспитании 1-х, 5-х классов».
Цель консилиума: изучить трудности обучения и воспитания первоклассников и пятиклассников, выявить причины вызывающие затруднения у учеников и учителей, разработать учебно-воспитательные и управленческие меры по устранению этих причин.
Данная тема очень актуальна на протяжении многих лет, так как процесс перехода ребёнка из детского сада в начальную школу, из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей является не только радостным событием, но зачастую и очень проблемным.
Цель работы по преемственности:
- Облегчить переход детей с одной ступени обучения на другую;
- Создать благоприятный микроклимат для того, чтобы дети в полной мере могли применять знания, умения и навыки, полученные в начальной школе;
- Облегчить процесс привыкания учащихся к новым условиям;
- Установить нормальные взаимоотношения, творческое сотрудничество учителей начальных классов и предметников.
Вопрос о преемственности обучения не является новым. Однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы, практика её решения пока далека от теории
2. Преемственность дошкольного и начального образования.
Начнём с преемственности детского сада и начальной школы. Приходя в начальную школу, дети должны живо, связно и последовательно излагать свои мысли, самостоятельно составлять рассказы по картинкам и на предложенную тему, слышать и отличать звуки; уметь самостоятельно и ответственно выполнять задания, иметь математические представления, но кроме этого дошкольное воспитание должно способствовать развитию общечеловеческих качеств, добрых чувств, глубокого ума, здорового тела.
Из детского сада в этом году поступило 13 человек. В начале учебного года была проведена диагностика уровня развития ребёнка, поступившего в 1 класс. Результаты следующие:
- Развитие речи:
- составление предложений по картинкам-13 человек (100%)
- знают стихи-5 человек (38%)
- рассказывают сказки-10 человек (76%)
- Уровень развития навыков чтения:
- знают буквы-12 человек (92%)
- умеют читать- 4 человека (30%)
- Развитие математических представлений:
- прямой и обратный счёт в пределах 10-13 человек (100%)
- сравнение чисел-10 человек (76%)
- решение простых примеров-5 человек (38%)
- решение простых задач-10 человек (76%)
- соотношение цифры и предмета-13 человек (100%)
- знание геометрических фигур, цветов-13 человек (100%)
- Понятийное мышление-11 человек (84%)
В целом качество уровня развития первоклассников 84%
В конце учебного года будет проведена повторная диагностика первоклассников и сравнение результатов.
В начальной школе нужно формировать умение учиться, создавать условия, при которых обучение становится средством самовыражения ребёнка. Каждое звено образования должно выполнять свои задачи, не подменяя друг друга.
Дошкольный период сензитивен к развитию образных форм познания окружающего мира (восприятия, наглядно-образного мышления и памяти, творческого воображения), эти познавательные процессы развиваются благодаря игре, формируя психологическую готовность к обучению в школе. Анализируя посещённые уроки в 1-х классах, видно, что учителя отводят значительное место игровым методам обучения, проблемно-творческим задачам, созданию обстановки сотрудничества и взаимопонимания.
Выступления учителей начальных классов. «Использование игровых форм обучения на уроках в 1 классе»
Всё это убеждает в необходимости создания следующих условий, которые могут обеспечить реальную преемственность:
- Овладение воспитателями и учителями личностно ориентированным возаимодействием с детьми
- Ориентация педагогической оценки на достижения ребёнка с учётом его индивидуальности
- Формирование ведущей деятельности как важнейших факторов развития (дошкольник-игра, младший школьник-учёба)
- Опора учителя на игру при формировании учебной деятельности
- Сбалансированность репродуктивной, исследовательской и творческой деятельности
- Использование при обучении совместных и самостоятельных видов деятельности
- Использование в процессе обучения подвижных и статичных форм активности детей
- Создание развивающей образовательной среды в ДОУ и начальной школе
Вывод: при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту основной акцент в деятельности детей должен делаться не на продвижении в предметном материале, а на осмыслении и освоении норм и способов сотрудничества, форм оценивания, укладов школьной жизни, способов общения, с помощью которых ученики на следующем этапе будут активно осваивать предметное содержание. В этот период освоение учебного материала совершается мелкими шагами, объём его незначителен. Ученики как бы накапливают потенциал для того, чтобы в дальнейшем сделать резкий рывок в предметном содержании.
3. Преемственность обучения начальной и средней школы
При переходе детей из начальной школы в среднюю у них начинаются проблемы с поведением и успеваемостью.
Важнейшей причиной трудностей, обусловливающих переход в среднюю школу, является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности. Кроме объективной новизны ситуации обучения, характерной для 1 и 5 классов, в данном случае добавляется ещё так называемый субъективный фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой по следующим аспектам:
- взаимодействие программ обучения: иногда класс, обучавшийся в начальной школе по одной из развивающих программ, переходя в среднюю школу, возвращается к традиционной системе.
- преемственность форм и методов обучения: темпа, объёма и уровня изложения предметного материала, а также требований к качеству его оформления.
- единство подхода к критериально - оценочной деятельности в начальных и средних классах. Многие «хорошисты» и «отличники» начальной школы при переходе в среднюю меняют свой «статус» на более низкий.
Какие изменения произошли с учащимися 5-х классов?
Выступления классных руководителей. Характеристика 4-х, 5-х классов.
Анализ сформированности основных учебных умений.
Сравнивая данные, мы видим, что в 4 классе по русскому языку качество53%, в 5 классе 41%,по математике в 4 классе- 50%, в 5 классе-60%
Вывод: по русскому языку качество знаний ниже на 11%, по математике выше на 10%.
Как объяснить такую нестабильность?
Существует ли преемственность программ начального и среднего звена.
Русский язык.
- знание и понимание тенденций языкового развития от дошкольного до старшего школьного возраста в обогащении словаря, синтаксисе речи и т.д.;
- чёткое понимание того, как идёт речевое развитие учащихся на каждом последующем этапе их обучения;
- согласование программ и учебников смежных классов;
- разработка единого курса русского языка с 1 по 9 классы;
- пропедевтика в младших классах в изучении тем, которые будут изучаться в более старших классах;
- согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков, учащихся по русскому языку на разных этапах обучения;
- умение планировать и видеть конечный результат обучения.
В настоящее время отдельные из названных условий не соблюдаются в полной мере. Это относится, в частности, к «стыковке» программ, а в особенности учебников для начальной и основной школ. На практике получается так, что дети на разных этапах обучения (в начальной и основной школах) занимаются по разным авторским программам и учебникам. Это приводит к многократным, часто неэффективным повторам одного и того же материала или к «выпадению» каких-либо сведений из курса русского языка. Поэтому учителю средней школы приходится «стыковать» материал учебников, тщательно отбирать уже известные и новые для учащихся сведения. Вот почему крайне важно, чтобы учителя начальной школы знали программу, а также учебники, по которым будут потом заниматься их ученики, чтобы учителя начальной школы — для более успешного использования на практике пропедевтического изучения какого-либо материала — знали весь курс русского языка. Большинство материалов учебников для 5 кл. расположены концентрически по отношению к материалам учебников для начальной школы. Многие разделы знакомы учащимся по начальной школе, но вместе с этим объём, конечно, расширяется. Но в учебнике для средней школы есть некоторая «несогласованность» в изложении ряда тем. Большинство сведений из начальной школы остаются практически невостребованными. В программы начальной школы необходимо включать указания, как будут продолжены в основной школе те разделы, темы, основные направления работы, которые начаты в младших классах. Основные проблемы возникали в связи с незнанием как раз требований программы для начальной школы, объёма знаний, с которыми выпускники пришли в среднее звено. Завышенные требования, с которыми подходят учителя средней школы к оценке знаний, умений и навыков учащихся, способствовали тому, что успеваемость детей стремительно падала вниз. Тем самым усугубляется и без того сложное положение детей, которые испытывали большие трудности, связанные с их адаптацией к новым требованиям и условиям обучения на более высокой ступени.
Математика
Преподавание математики в школе - сложный, многогранный, противоречивый педагогический процесс. Его закономерности раскрываются на основе объективных связей, существующих между образованием, развитием и воспитанием учащихся: развивающий и воспитывающий аспект обучения проявляется в показателях достигнутого учеником уровня образованности.
При изучении школьного курса математики важен основательный, прочный фундамент, полученный в начальной школе. В настоящее время преемственность математического образования в начальной и основной школе обеспечивается организационными формами работы, характерными для начальной школы, привычными для учащихся приемами учебной деятельности. Вместе с тем целесообразно опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, терминов, учитывать более высокий уровень образования школьников, логику развития изучаемого материала.
Для успешного решения проблемы преемственности на современном этапе необходимо:
- полностью согласовать требования к математической подготовке учащихся, сформулированные в программах начальной и основной школы;
- согласовать методы обучения, обеспечивающие достаточную подготовку учащихся младших классов к восприятию обобщенных фактов, правил, законов, адаптацию школьников к дедуктивному методу изложения;
- строить обучение математике так, чтобы достижение учащимися обязательных результатов обучения было безусловным требованием и непременно контролировалось;
- выявить опорные умения для смежных дисциплин;
- сгладить переход от одного учителя ко многим учителям-предметникам;
- создать оптимальные условия для реализации системы средств обучения, разработать комплекс учебных пособий;
- установить тесную связь в методах работы с учащимися между учителями 4-х и 5-х классов.
Основой осуществления преемственности является установление преемственных и перспективных связей между этапами педагогического процесса. Перспективная связь обращена в будущее, преемственная - в прошлое. Проблема преемственных связей в обучении должна исследоваться как комплексная психолого-педагогическая проблема, и от ее решения зависит успех перехода школ на новые программы и учебники по математике.
Приходя в среднюю школу, дети становятся младшими подростками. Этот переход совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Практика выявляет утомляемость, перегрузки, эмоциональное и психологическое напряжение с вытекающим отсюда снижением учебной результативности. Это психологическая сторона проблемы. Эти объективно сложные психологические этапы взросления требуют очень бережного и внимательного отношения со стороны взрослых. Ещё в современных условиях в связи с резким снижением числа здоровых детей, увеличением количества детей, имеющих хронические заболевания, неврозы из-за гиподинамии, нарушения состояния экологической и социальной среды возникают проблемы связанные с успеваемостью и поведением.
Выступление учителей предметников по данному вопросу, из опыта работы.
Приходя в среднюю школу, дети становятся младшими подростками. Этот переход совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Практика выявляет утомляемость, перегрузки, эмоциональное и психологическое напряжение с вытекающим отсюда снижением учебной результативности. Это психологическая сторона проблемы. Эти объективно сложные психологические этапы взросления требуют очень бережного и внимательного отношения со стороны взрослых. Ещё в современных условиях в связи с резким снижением числа здоровых детей, увеличением количества детей, имеющих хронические заболевания, неврозы из-за гиподинамии, нарушения состояния экологической и социальной среды возникают проблемы связанные с успеваемостью и поведением.
Выступление психолога по результатам тестирования
Проведёна оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филипса.
Цель: исследования - изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего возраста.
Тест состоял из 58 вопросов. На каждый вопрос дети отвечали однозначно «Да» или «Нет». Участвовало 40 человек.
Отслеживались следующие факторы: общая тревожность в школе, переживания социального стресса, фрустация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх несоответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями. Более 50% высокий уровень
- общая тревожность в школе - 58%
- переживания социального стресса - 37%
- фрустация потребности в достижении успеха - 37%
- страх самовыражения - 61%
- страх ситуации проверки знаний - 66%
- страх не соответствовать ожиданиям окружающих - 52%
- низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - 42%
- проблемы и страхи в отношениях с учителями - 43%
Вывод: высокая степень тревожности имеют факторы: общая тревожность в школе, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
Какую работу можно провести по снижению уровня тревожности? (психолог)
Для снижения уровня тревожности, прежде всего, необходимо, чтобы в классе на уроках была хорошая обстановка, были добрые отношения между учителем и учащимися. Для того, чтобы наладить хорошие отношения между учителем и учащимися необходимо проводить игры, которые помогут лучше узнать учителю детей, а детям - учителя. Чтобы снизить страх ситуации проверки знаний можно посоветовать детям тренинг самовнушения, который может помочь детям поверить в свои силы.
Нестабильная успеваемость и качество знаний показывают, что их причины не столько в недостаточной предметной подготовке школьников, сколько в сфере взаимоотношений. Для учащихся начальной школы личностно значимой является оценка учителя, тогда как в 5-м классе значимой становится оценка товарищей по классу, сверстников. Также ученик начальной школы привык, что результаты его учения оценивал всегда один человек. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки, Более того, и класс оценивал его также в аналогичном качестве. И вдруг «оценивающие» меняются. Они ещё мало знакомы, а уже выносят ребёнку подчас суровые или просто другие оценки. В результате возникающие внутренние противоречия склоняют многих пятиклассников руководствоваться прежними критериями и оценками своих действий, в чём учащиеся находят поддержку и у своих одноклассников. В итоге эти дети испытывают стресс, из которого они выходят к концу 5-го класса. А у многих отрицательное отношение к школе сохраняется дольше. Лишь небольшой части школьников-экстравертов удаётся сохранить относительно положительное, комфортное самочувствие в школе.
4. Обсуждение путей решения проблемы.
5. Принятие решения педагогического консилиума.
Литература.
- Виноградова ИА. Взгляд с другой стороны // Начальная школа.1990.№10. С.86-87.
- Добрикова ОС. О преемственности в работе начальной и средней школы // Начальная школа. 2000. № 12. С.21-24.
- Князева ТН. К Проблеме преемственности обучения в начальной и средней школе // Начальная школа. 2004. № 2. С. 29-31.
- Лебедева НВ. Преемственность в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей-предметников // Начальная школа. 1997. № 12. С.60-63.