«Все хотят быть
предпринимателями,
а самого главного - предпринимать -
не умеют»
(из речи предпринимателя)
«Проектов сейчас много, а людей, по-
настоящему умеющих их реализовать,
-единицы» (из статьи Копылова
«Образование, придающее силы», газета
«Управление школой»№24 2003 г.)
Основные этапы урока:
1-й этап — мотивационный. Перспективная мотивация, постановка учебной цели, теоретическая и практическая значимость темы.
2-й этап —презентация продукта предпринимательской деятельности, защита проектов.
положительные эмоции, подкрепляющие учебную деятельность, достижение конкретного результата.
3-й этап — рефлексивно-оценочный.
(анализ выполненных заданий, сопоставление достигнутого результата с поставленной задачей и оценкой работы;
организованное подведение итогов, переводящее удачные и неудачные ответы учащихся в позитивную плоскость приобретенного опыта («на ошибках учатся»);
«подкрепление» учебной мотивации, что, в свою очередь, приведет к формированию ее устойчивости)
Методы: Метод проектирования, как метод развивающего обучения направленный на личностно – ориентированное обучение. Метод проектирования создает условия для творческой самореализация, повышает мотивацию к учению, способствует развитию интеллектуальных возможностей самостоятельности , ответственности, умений планировать , принимать решения, оценивать результаты. Методы репродуктивные, проблемно-поисковые, стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
Цель: презентация защиты проектов в форме «Деловая игра» при организации предпринимательской деятельности, её открытии и пробы себя в проекте
«Моё собственное дело».
Задачи:
- обобщить и систематизировать полученные знания об организации и создании фирм;
- развивать умение принимать решения при возникновении экономической ситуации;
- воспитывать умение работать командой; быть успешными в жизни; воспитание творческой личности; повышение познавательной активности, нравственное воспитание.
Знать и уметь:
- умение формулировать замысел своего действия;
- умение прогнозировать последствия реализации замысла;
- умение оценивать результаты своей работы;
- сравнивать задуманное с реализованным;
- умение определять ответственность за реализованный замысел
- фиксировать открытые или освоенные способы действия,
- умение учащихся работать с рекламой, как элементом маркетинга.
- учиться применять полученные знания в реальной практике, т. е. формировать навыки грамотного потребительского поведения;
- знать Закон РФ “О защите прав потребителей”
Межпредметные связи с технологией реализуются в следующих направлениях: изучение экономики, предпринимательства. Все эти умения можно сформировать только в деятельности, в организационной деятельности, столь востребованной в социуме.
Поэтому реализация урока предполагает деятельностный подход, основное в нём - метод проб разных видов деятельности, разных позиций.
Участники игры:
1. Учащиеся, объединенные в группы по созданию фирм.
«Моё собственное дело»
- «Куналейские стряпухи» Красноярова Ирина,Синицина Олеся, Фалилеева Анастасия
- «Галина» Барсукова Галина, Пальшина Галина
- «Сладкая жизнь» Смолина Татьяна, Архипова Мария, Калашникова Любовь, Калашникова Татьяна
- «Куналейский родник» Дармаева Ирина
- «Родник здоровья» Смолина Яна, Русина Светлана
- Ателье «Головные уборы» Плюснина Анна, Кобычева Анна, Протасова Александра
2. Эксперты:
экономист – консультант (родитель), (Барсова Л.С.)
юрист – консультант (родитель) (Некипелова С.М.)
представитель сельской администрации (Сидорова Л. В.)
Оборудование:
- плакат с названием игры и эпиграфом
- компьютер
- электронные носители
- банк оформления проекта
- презентации каждой фирмы
- изделия
- грамоты по номинациям
- оформление каждой фирмы
Ход урока
1. НАЧАЛО ИГРЫ (Стадия вызова успеха)
В.В. Путин в своем послании к Федеральному собранию уделил большое внимание развитию малого и среднего бизнеса. Говорил о его проблемах, в том числе о проблемах, которые создают ему чиновники муниципальных организаций разного уровня, налоговики. Но ведь малый и средний бизнес помогает повышению благосостояния населения страны: это рабочие места, налоги, это и решение многих социальных проблем: наркомания, алкоголизм и пр. Дорогие «предприниматели», Вам предоставляется возможность создать свою фирму, организовать свой бизнес. Ведь многие отрасли экономики не требуют большого начального капитала (сельское хозяйство, сфера услуг, торговля и т.д.) Здесь можно попробовать свои силы и проверить свои знания в создании фирм малого и среднего бизнеса. Для того, чтобы ваша фирма имела надежный статус предлагаем вам защитить свой проект. Желаем вам успехов в вашем новом деле!
2. Защита проектов
Каждая фирма защищает свой проект, рекламирует продукцию, продолжает работу в бутике по реализации продукции. Заданные вопросы в ходе защиты представителями сельской администрации, учащимися: Как вы привязываете свой проект к нашей географической зоне? Будет ли достаточно потребителей вашего товара и услуги в нашей местности? Возможно ли инвестирование проекта со стороны сельской администрации? и др.
Оценка защиты проекта.
Ф.И.О.
Критерии | Пожелания, замечания, положительные и отрицательные стороны. |
Баллы |
1.Обоснование проекта. (Общественная потребность, аргументированность выбора темы, обоснование потребности). | ||
2. Определение цели и конкретных задач проекта | ||
3. Исследование, новизна проекта | ||
4. Анализ технологии изготовления изделий. (Качество проектного изделия). | ||
5.Экономическое обоснование (бизнес-план себестоимость). | ||
6. Маркетинг (реклама, оценка спроса, перспективы рынка) | ||
7. Экологическое обоснование. (Влияние проекта на окружающую среду, утилизация отходов, вторичная переработка). | ||
8.Эстетическое обоснование (Качество наглядных пособий, оформление доклада в соответствие стандартам, качество эскиза, чертежа). |
||
9. Самооценка. Выводы.Резуль
таты.(Успешным ли было предложенное вами решение проблемы.) |
||
10. Имидж делового человека (Деловые и волевые качества предпринимателя, ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, доброжелательность, убедительность. культура речи). |
||
Итоговый рейтинг | ||
Оценка |
(по 10 балльной шкале)
От 45 до 69 –ставится оценка «3»
От 70 до 84 – ставится оценка «4»
От 85 до 100 – ставится оценка «5»
Итог урока-игры
Проанализировать рейтинговую оценку каждого проекта, объявить баллы экспертов, выставить оценки. Жюри подводит итоги по критериям:
- Реалистичность.
- Целесообразность.
- Экономически и юридически обосновано.
Решением рейтинговой комиссии объявить благодарности за ответственное отношение к подготовке защиты проектов и наградить грамотами по номинациям:
Слово руководителю:
- «За практическую направленность проекта».
- «За социально-значимый проект».
- «За оригинальное оформление и представление проекта».
- «За высокое мастерство исполнения изделия».
- «За сохранение и развитие ремесел и традиций».
- «За возрождение исторических традиций»
4. Рефлексия
- Оправдались ли ваши ожидания от урока?
- Реально ли практически создать в нашем селе фирмы, проекты, которые мы сегодня услышали?
Учитель: Все проекты для нас ценны. Хотелось бы, чтобы они имели свое развитие. Каждый человек уникален по своим способностям и талантам . Не бывает двух одинаковых снежинок или двух одинаковых дел. В каждом из нас скрыта неповторимая творческая индивидуальность. Творческие способности развиваются только в творческом труде. Радуйтесь своему творчеству, чтобы ваша жизнь была успешной и счастливой во всех отношениях.
Гимн радости:Жизни бурный поток,
Как пьянящий глоток,
Что порой замираю от сладости.
В жизни столько высот,
В жизни столько красот,
В жизни столько кипения и радости!
Светлый миг – впереди,
Унывать погоди,
Одолей все сомненья и слабости,
Не вздыхай о судьбе - радость только в тебе!
В неустанном движении к радости!5. Домашнее задание Проект по улучшению экономического состояния села