Цели: отработка навыков письменных вычислений, случаи сложения и вычитания; Введение новых понятий из курса информатики (множество); закрепление умения решать текстовые задачи; развитие математической речи, логического мышления.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку (Приложение 1), программа «Мир информатики 1 год обучения», песня в исполнении Софии Ротару «Родина моя».
Ход урока
I. Подготовка учащихся к началу урока:
- организационный момент;
- объявление темы и целей урока;
- инструктаж по ТБ.
II. Обобщение сведений.
В этом году вы пришли в первый класс новой школы, где познакомились со множеством учебных предметов. Назовите их. (Во время ответа детей демонстрируется Слайд 1 презентации).
(Чтение, русский язык, математика, рисование, физкультура, родной язык, окружающий мир).
- Сегодня у нас необычный урок. Что необычного вы видите в классе? (Компьютеры)
- Назовите школьный предмет, на котором учат работать на компьютере (информатика)
- Давайте и его поместим к этому списку, т.к. в следующем году мы начнем его изучать.
- Давайте все эти школьные предметы объединим во множество.
– Все эти предметы имеют один признак. Что общего у предметов данного множества? (Мы изучаем их в школе).
– Как вы думаете, что такое множество? (Несколько предметов имеющих общий признак)
Все предметы школьной программы взаимосвязаны. Например, чтение и математика. Часто в сказках можно встретить числа, перечислите сказки, где встречаются числа. («Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Двенадцать месяцев» и т.д.) Но ближе всего к математике – информатика. Компьютер подготовил нам задания.
III. Устный счет.
- Посмотрите на доску. (Программа «Мир информатики. 1-й год обучения»)
К нам прибежала и просит помощи Мышка - норушка. Из какой она сказки?
- Правильно решив примеры, мы поможем ей добраться до сыра. (Дети выходят к доске и нажимают нужные ответы)
Физминутка для глаз.
Руки за спину, головки назад.
Глазки пускай в потолок поглядят.
Головки опустим - на парту гляди.
И снова наверх - где там муха сидит?
Глазами посмотрим, поищем её.
И снова решаем. Немного ещё.
- Ребята, а Мышка - норушка в благодарность привела свою подружку - компьютерную мышку, которая не любит сыр, но любит командовать компьютером. Компьютерная мышка приготовила для вас свое задание: надо решить примеры и найти ответ в данной таблице. (Демонстрируются Слайды 3-12 презентации, дети выходят к доске и нажимают нужный ответ).
- Что у нас получилось?
- Что можно сказать о числе 14? (количество десяток, количество единиц, состав числа…)
- Назовите предыдущее и последующее числа.
- Можно ли объединить в одно множество компьютерную мышку и Мышку - норушку? (Слайд 13 презентации).
– Назовите общий признак.
IV. Работа над темой урока.
- Посмотрите на доску, давайте выполним следующее задание (Программа «Мир информатики. 1-й год обучения»):
- Сколько элементов мы выделили?
- Сколько элементов осталось?
- Какое можно составить выражение?
- Что такое ..., что обозначает число...?
- Что можно найти, зная две части?
- Какие ещё выражения можно составить?
(Все ответы учитель записывает на доске, для этого перейти на Слайд 14 презентации).
Физминутка. (программа «Мир информатики. 1-й год обучения»)
V. Работа по учебнику.
- Ребята, ведь вас тоже много. На какие множества можно разделить наш класс? (мальчиков и девочек, по цвету глаз, по году рождения…)
- Давайте рассмотрим № 15 на с. 91 (Учебник математики Л.Г. Петерсон, 1-й класс, 3 часть).
Разбор задачи у доски. (Используется Слайд 15 презентации).
Составить задачи, обратные данной.
VI. Подведение итогов урока.
- С каким новым понятием познакомились?
- Чем занимались на уроке?
- Что понравилось?
- У нас осталось последнее задание, внимание на доску. (В программе Paint открыть файл Рисунок 1)
Одному или одной
Трудно справиться с бедой
Слово «мы» сильней, чем «я»
Вот - семья, а мы - друзья.
- А теперь давайте сделаем эту картину яркой. Выделим все имеющиеся там множества. (Множество цветов, множество деревьев, множество людей.)
Звучит песня в исполнении Софии Ротару «Родина моя».