Письмо строчной буквы щ, слоги ща и щу

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1) образовательные:

  • закрепление навыка письма строчной буквы щ;
  • учить применять на практике правило написания сочетаний ЩА, ЩУ;

2) развития:

  • развивать навык грамотного письма;
  • развивать умение составлять рассказ по иллюстрации;
  • тренировать логическое мышление;

3) воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе, уважение к труду.

Оборудование: карточки с написанием строчной буквы щ и ее элементов, иллюстрации щавеля и маленькой щуки, карточки с правилом написания сочетаний ЩА, ЩУ, карточки для штриховки буквы щ, карточки для составления слов, иллюстрация для составления рассказа по картине о маме.

Ход урока

1. Организационный момент.

(Проверка готовности к уроку, рабочего места)

2. Активизация знаний учащихся.

– О какой букве идет речь в стихотворении:

Эта буква поможет нам
чистить зубы по утрам.

3. Работа над пройденным материалом. Работа в тетради.

1) – Дайте характеристику звуку [щ’].

– У вас на парте лежат листочки с печатной буквой щ, заштрихуйте ее вертикальными, прямыми линиями. Каким цветом выполните штриховку? (зеленым) Почему?

2)– Отложите листочек.

(на доске буква щ состоящая из разборных элементов)

– Из скольких элементов состоит строчная буква щ? (4 элемента) Проверим. (Учитель разбирает букву на доске, дети считают количество элементов)

– В каких буквах мы уже встречали подобные элементы? (Заслушиваются варианты детей, на доске вывешиваются называемые буквы)

– Обведите данные элементы в тетради, в рамке у нашего помощника карандаша напишите строчную букву щ.

3) Письмо строки букв щ и ш.

– Как вы думаете, почему эти буквы написаны на одной строке? (есть похожие элементы) Чем отличается написание? (в букве щ есть замочек)

– Какой звук обозначают эти буквы по звонкости-глухости? (глухой)

– В чем разница звуков? (в твердости и мягкости)

– Напишите по половине строки каждую букву, обозначьте точками звуки?

ФИЗ./ПАУЗА

4) Работа со словами.

а) – Приготовьте карточки с заштрихованной буквой. Игра “Услышь звук”.

– Пищать, печать, гуща, куча, трещать, встречать, укачать, угощать.

б) Прочитайте слова, написанные на доске.

– Что общего в этих словах? ( написаны с буквы щ)

– Запишите слова, обозначьте звуки, посчитайте количество букв и звуков. (выполняется учащимися на доске)

– Почему в этих словах количество букв совпадает, а количество звуков нет?

5) Работа над предложением.

а) Развитие речи.

– Посмотрите на иллюстрацию. Кто изображен на ней?
– Что делают женщина и дочка?
– Как вы думаете, к какому празднику они готовятся?
– Составь рассказ по картинке?

б) – Прочитайте предложение.

– Кто знает, что за суп такой – щи?
– Сколько слов в этом предложении? 1? 2? 3?
– Назовите правила записи предложений?
– Прочитаем по слогам, запишем в тетради предложение.

ФИЗ./ПАУЗА  (для рук, и глаз)

4) Игра “Составь слова”

(на доске написаны слова и внизу расположены карточки со слогами ЩА, ЩУ)

– Добавьте к имеющимся слогам карточки со слогами, чтобы получились новые слова.

Ро.., .. ка, ча.., чи...

– Какое правило вспоминали, когда ставили карточки со слогами? (хором повторяют правило)

– Запишите эти слова, подчеркивая сочетания ЩА, ЩУ. (дети дописывают слова в тетради, а один ученик на доске)

*) Буквенный диктант. Повторение.

– Напишите на пустой строке, буквы, которые обозначают всегда твердые, мягкие звуки, букву, которая звука не обозначает.

4. Итог урока.

– Что сегодня вы узнали на уроке?

– Что понравилось вам на уроке?

– Было ли вам трудно?