Диктант " Проверяю себя " как средство развития орфографической зоркости учащихся

Разделы: Русский язык


Проверочные работы (чаще всего контрольный диктант), проводимые в школе, дают учителю общую картину состояния орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

На первое место в проверочных работах, естественно, выступает контролирующая их функция, в процессе письма ученик поставлен в такие условия, что он должен писать во всех случаях: и когда он уверен, что пишет правильно, и когда не уверен в этом. Никто не интересуется его сомнениями.

Но в интересах обучения учителю важно выявить все эти сомнения, важно иметь картину истинного уровня знаний учащихся”

Таким видом работ и является диктант " Проверяю себя”, главное назначение которого состоит в том, чтобы выявлять сомнения учащихся при письме и научить их сомневаться, когда они сталкиваются с орфограммой.

Большое количество сомневающихся в написании той или иной орфограммы - сигнал учителю о том, что над этой орфограммой нужно продолжать работать, нужны еще обучающие упражнения, преждевременно включать ее в контрольную работу.

Наша задача – обучить всех школьников, и обучить хорошо. Очень важно, чтобы учитель постоянно имел ясное представление о том, как усвоен материал всеми учениками, кто в чем затрудняется, кому необходимо помочь. При этом помощь учителя должна быть своевременной.

Обычно данные об усвоении учащимися орфографических правил учитель получает с большим опозданием - при проверке тетрадей, при проведении контрольных работ, когда ошибки уже допущены. К тому же зачастую остается неизвестными причины, по которым ученики допустили те или иные ошибки. Работа над ошибками начинается с большим опозданием и не всегда достигает цели.

Кроме того, обычная проверка знаний учащихся с помощью контрольного диктанта не дает возможности выявить скрытые ошибки в виде случайно правильных написаний. А их бывает много, о чем свидетельствует такой, например, факт.

Учащиеся писали контрольный диктант, результаты которого им не сообщались. Через два дня тот же диктант был проведен вторично в этом же классе. Общее количество ошибок в обоих случаях было примерно одинаковым.

Но интересно, что при повторном диктанте исчезло примерно 50% ошибок, допущенных в первый раз, а вместо них появилось такое же количество новых неверных написаний.

Применялся и другой порядок работы: после первого диктанта работали над ошибками, а затем давали повторный диктант. Количество ошибок снижалось, повторяли свои ошибки немногие ученики, однако новых ошибок по-прежнему оказывалось довольно значительное количество.

Результаты всегда имели одну особенность: чем лучше была проведена работа над ошибками, тем меньше их допускали при повторной диктовке, но зато возрастал процент новых ошибок.

Как же научиться своевременно обнаруживать и предупреждать скрытые ошибки? Как развить способность учащихся видеть орфограммы, видеть те места, где возможна при письме орфографическая ошибка?

Решение этой задачи строится на основе методики, разработанной для диктанта " Проверяю себя". Диктант стал проводиться и как обучающий (предупредительно-объяснительный), и как обучающе- проверочный (контрольно-объяснительный) .

Проводимый как обучающий, диктант " Проверяю себя" позволяет предупреждать ошибки в процессе письма.

Учащиеся получают установку: те орфограммы, в написании которых они сомневается, пропустить, подчеркнуть место пропуска и написать на полях против этой строки вопрос). Таким образом осуществляется предупреждение ошибок.

После записи каждого предложения учитель выясняет, у кого в процессе письма возникли вопросы. При этом рекомендуется поднять руки не только тем, у кого вопрос возник в момент записи и орфограмма пропущена, но и тем, кто лишь сейчас обнаружил, что не уверен в правильности написанного слова или не может объяснить орфограмму.

Учитель видит, сколько учеников затрудняются объяснить написание, и просит других учащихся ответить на вопросы товарищей. Отвечает кто-либо из школьников, не поднявших руку(т.е. из тех, у кого вопрос не возник и кто, следовательно, может объяснить написание). Иногда с помощью учителя может ответить и сам ученик, задавший вопрос. Если учащиеся не могут дать полного и четкого объяснения, их ответы уточняет учитель. Когда написание объяснено и ответ на вопрос получен, учащиеся, пропустившие орфограмму, вписывают ее, а допустившие ошибку - исправляют.

Если есть еще написания, в которых, по мнению учителя, учащиеся могут ошибиться, то вопрос задает сам учитель, хотя у учеников этого вопроса не возникло.

Для тех, кто пропустил орфограмму в момент письма, диктант является предупредительным, а для тех, кто исправил только что допущенную ошибку, он объяснительный.

Вот как выглядит запись одного и того же предложения у разных учащихся.

До проверки:

1.

! Ранн_м морозн_м утром я иду по зимн_му лесу.
! ( Ученик пропустил затруднившие его орфограммы)

2.

! Раннем морозным утром я иду по зимниму лесу.
! (Ученик, написав слово ранним с ошибкой, засомневался в написании и оформил вопрос. В слове зимнему он не заметил ошибки, сомнения у него не возникло.)

ПОСЛЕ Проверки:

1.

! Ранним морозным утром я иду по зимнем у лесу.
! (Ученик вставил пропущенные орфограммы, написал без ошибок.)

2.

! Ранним морозным утром я иду по зимнему лесу.
! (Ученик исправил допущенную ошибку и в том случае, когда у него возник вопрос, и тогда, когда не возник.)

Обучающий диктант " Проверяю себя" может проводиться почти на каждом уроке: после изучения нового материала, в начале следующего урока при повторении, на уроках закрепления обобщающего повторения в качестве подготовки к контрольным работам.

В зависимости от характера орфограмм диктант может быть словарным (из слов или словосочетаний), состоять из отдельных предложений или небольшого связного текста.

На уроках закрепления и обобщающего повторения текст для обучающего диктанта может быть насыщен орфограммами на различные правила, быть большим по объему.

Иногда такой диктант занимает целый урок. Но чаще всего учитель, обнаружив хорошее усвоение материала по тем или иным разделам, переходит к более сложным видам упражнений, к работам творческого характера. Обучающий диктант " Проверяю себя" позволяет организовать эффективное обучение, помогает учителю видеть, как усвоен материал, можно ли переходить к другой тем е или к другим, более сложным упражнениям, в частности к обучающе-проверочному диктанту " Проверяю себя".

Обучающее-проверочный диктант " Проверяю себя" не дает возможности предупредить ошибки, но позволяет учесть фактическую грамотность учащихся даже более точно, чем контрольный диктант, при этом контроль сочетается с обучением.

Методика проведения обучающе-проверочного диктанта "Проверяю себя" следующая.

Диктуемый текст учащиеся записывают без пропусков орфограмм, но сомнительнее для себя орфограммы и пунктограммы подчеркивает, а на поля (вопрос).

В том случае, если диктант проводится в течении урока или значительной части его и учитель намерен выставить в журнал оценки за диктант, вводится дополнительное оформление: в скобках после предложения школьник указывает количество вопросов, возникших у него в процессе записи этого предложения: (?0)- вопросов нет (ноль), (? 1) - один вопрос и т.д.

НАПРИМЕР: Я пришел на обрыв и увидил превосходную картину.

Продиктовав предложение и дав учащимся время на обдумывание своих затруднений, учитель проходит между рядами парт и просматривает, сделано ли дополнительное оформление количества вопросов в скобках. И лишь после этого учащимся разрешается задавать вопросы вслух. Указание количества вопросов в скобках нужно затем, чтобы ученик не оформлял вопросов после того, как кто-то другой спросил о трудной орфограмме, и чтобы можно было точно определить степень орфографической зоркости учащихся (если такой учет ведется.). Если же по методике обучающе-проверочного диктанта записывается небольшой текст, за который отдельная опенка не будет выставляться указание количества вопросов по каждому предложению необязательно.

Как видим, при обучающе-проверочном диктанте " Проверяв себя” ошибки не предупреждаются, но развиваются способности учащихся самостоятельно отыскивать допущенные ошибки.

Учитель же, проверяя тетради, видит все ученические исправления сделанные как по своим, так и по чужим вопросам, и может учесть фактическую грамотность класса.

Такой вид работы совмещает в себе особенности и объяснительного, и контрольного диктанта.

В силу особенностей обучающе-проверочный диктант нельзя проводить после только что изученной темы. Надо дать время на усвоение правила, и когда учитель видит, что сомневающихся в написании почти нет (обучающе-предупредительный вариант диктанта " Проверяю себя"), он переходит к обучающе-проверочному варианту диктанта.

Обучааще-проверочный диктант " Проверяю себя", занимающий небольшую часть урока и обычно не требующий отдельной оценки, может проводиться довольно часто как на уроках изучения нового материала, так и на уроках закрепления и обобщающего повторения. Намеченный учителем для диктанта текст может быть использован вначале как обучающий, затем как обучающе-проверочный диктант и, наконец, как контрольный: ход урока подскажет, когда можно давать более трудный вид диктанта.

На уроках закрепления и повторения обучающе-пловерочный диктант " Проверяю себя" может быть рассчитан на пол-урока и более и в этих случаях может оцениваться. Оценивается и словарный обучающее-проверочный диктант " Проверяю себя", хотя он может занимать всего 10-12 минут урока. Такие диктанты, по усмотрение учителя, могут проводиться четыре-пять раз в четверть.

Наконец, обучающе-проверочный диктант " Проверяю себя", охватывающий ряд изученных правил, может быть рассчитан на целый урок и проводиться вместо контрольного диктанта или же предшествовать ему. Такой диктант " Проверяю себя" в моей практике проводится один-два раза в четверть. За него обязательно выставляются оценки.

Если учащиеся уже неоднократно писали диктант " Проверяю себя”, то за этот диктант, проведенный по методике обучающе-проверочного могут быть ыставлены две опенки: первая оценка – за работу на уроке, вторая – за фактические знания. В классном журнале оценка выставляется дробью или отводятся две колонки с надписями: " обуч", " контр.(т.е. оценки выставляются и за обучающий, и за контрольный диктант). Наш опыт показал, что рассекречивание второй опенки не пугает учащихся и не ухудшает качества их работы во время диктанта. При этом требования к учащимся постепенно повышаются. Сначала, когда ставится одна оценка, учитываются только ошибки, оставленные неисправленными (при правильной методике проведения диктанта их с самого начала бывает немного). Затем " 5 " ставится лишь за такую работу, в которой не оставлено ошибок и все исправления связаны с личными вопросами самого ученика: если в тетради ошибок не оставлено, но все исправления или часть их сделаны по чужим вопросам, обычно ставится " 4" ( "3" может быть поставлено, если ошибок много и все они исправлены по чужим вопросам). В дальнейшем эти требования сохраняются по отношение к первой оценке – за работу на уроке. Строго снижается первая оценка за ошибки, оставленные неисправленными, если эти орфограммы разбирались на уроке; за одну такую ошибку ставлю "3", а в дальнейшем “2”, особенно в тех случаях, если ошибок ученик вообще допустил мало.

Вторая же оценка ставится, как правило, по нормам контрольного диктанта, но при этом учитываются все фактически допущенные ошибки и оставленные учителю, и исправленные сами учеником по своим и чужим вопросам. Поэтому у некоторых учеников могут быть значительные расхождения в оценках. Например: первая оценка “5”, вторая “2” (допущено 5-6 орфографических ошибок, но все они связаны с личными вопросами и исправлены самим учеником).

Первая оценка – "2",вторая – "4” (допущены две орфографические ошибки, вопросов у данного ученика не было, ошибки не исправлены, хотя эти орфограммы на уроке разбирались).

Во время диктанта учитель может в своем тексте сразу же подчеркивать те орфограммы и пунктограммы, которые вызывают вопросы со стороны учащихся. Тогда текст учителя выглядит примерно так: при проверке работ учитель, как обычно, красным цветом на полях "палочками" и " галочками" ошибки, не исправленные учащимися, обводя кружком ошибки, допущенные в орфограммах к которым на уроке были заданы вопросы. Обнаружив на полях “?”, учитель смотрит, какая орфограмма подчеркнута, к правильному или ошибочному написанию задан вопрос.

Если вопрос поставлен к правильному написанию, то ошибки нет: оценка за вопросы к правильным написаниям не снижается.

Если вопрос задан к ошибочному написанию, учитель может снизить оценку.

Исправления учащимися не подчеркнутых ими орфограмм в большинстве случаев сделаны по вопросам товарищей, учителя или самостоятельно, после того как вопросы были заданы.

Все исправления и ошибки несут учителю дополнительную информацию об уровне развитости орфографической зоркости учащихся. А сами учащиеся тоже видят свои успехи в этом отношении.

Это методика проведения обучающего и обучающе-проверочного диктанта " Проверяю себя" в чистом виде. Но разновидности диктантов часто переплетаются.

Как видно из сказанного, особенности методики диктанта " Проверяю себя" выразились в следующем:

  1. Учащиеся задают вопросы и получают ответы, как правило, после написания каждого предложения, а не тогда, когда напишут весь текст диктанта. Таким образом, разрешение сомнений учащихся не откладывается, а происходит немедленно ,и, если в следующих предложениях встречаются подобные орфограммы, ученики могут написать их правильно, так осуществляется косвенное предупреждение ошибок. при этом легко решается вопрос об объеме диктанта, рассчитанного на целый урок: учащиеся напишут столько, сколько успеют ( текст надо подобрать с некоторым запасом.).
  2. О шибки исправляются организованно: учащиеся должны внимательно выслушать вопрос и ответ на него, затем найти в своем работе (разбираемое слово и, если допущена ошибка, исправить её, только после этого, выждав некоторое время, учитель разрешает задать следующий вопрос. При такой организации работы, когда исключается спешка и школьникам представляется время на обнаруживание и исправление ошибок, удается добиться то, что у учащихся практически не остается не исправленных ими ошибок по орфограммам, которые разбирались в классе.
  3. Так как учитель сам спрашивает учащихся по трудным орфограммам если они не зададут вопроса, то оказалось возможным добиться того, что 80-90% ошибок ( а иногда и все 100%) исправляют на уроке сами учащиеся.

Практика показала, что если диктант проводится методически правильно, то даже первый диктант учащиеся пишут сравнительно неплохо (имеем в виду не фактическую грамотность, а обучающую сторону диктанта).

В дальнейшем оказалось возможным методику диктанта “Проверяв себя" распространить на другие виды работ: тренировочные, творческие, подготовительные.