Программные комплексы серии "Компьютерное обучение. Школьный наставник в начальной школе"

Разделы: Начальная школа


Правильно организованный учебно-воспитательный процесс характеризуется продуманной и сбалансированной системой контроля усвоения учащимися предметных знаний. Точность и полнота информации об уровне усвоения пройденного материала как отдельными учениками, так и группами детей и классом в целом делает дальнейшую учебную работу адресной, эффективной и качественной.

Почему же определенная часть выпускников общеобразовательных школ имеют значительные пробелы в знаниях по основным дисциплинам, в первую очередь, по математике и русскому языку?

Одна из причин, видимо, в том, что традиционные средства (устные опросы всех видов, письменные самостоятельные и контрольные работы, административные срезы) не вполне подходят для организации полноценного мониторинга качества обучения. Ограниченное число заданий не позволяет всесторонне охватить изученный материал, а их комбинированный характер приводит к невозможности точно указать на конкретные пробелы в знаниях и умениях, не говоря уже о составлении индивидуальных программ их устранения. Также нельзя не отметить, что обработка и анализ результатов письменных работ трудоемки, а весь анализ сводится к статистическим выкладкам по процентному распределению ошибок в разных заданиях. Это затрудняет индивидуальную работу с учеником.

Реальную помощь в решении этой проблемы предлагают сетевые программные комплексы серии "Компьютерное обучение. Школьный наставник" производства НПООО "ИНИС-СОФТ".

С их помощью в образовательном учреждении, имеющем современную компьютерную технику, можно организовать систематический учебный мониторинг, обеспечивающий разносторонний анализ усвоения предметных знаний и эффективную индивидуальную коррекцию выявленных пробелов.

В начальной школе мы используем обучающие программно-методические комплексы (ПМК) “Математика. Начальная школа” и “Русский язык. Начальная школа”. Основу каждого обучающего (предметного) комплекса составляет система тестов, диктантов и уроков. ПМК для начальной школы содержат 7700 разноуровневых тестовых заданий по математике и 6500 по русскому языку. Количество учебного материала позволяет провести полную диагностику знаний на любом уровне сложности и организовать систематическую коррекционную работу ребенка на протяжении всего учебного года: 3-5 сеансов по 15-20 минут интенсивной работы каждую неделю.

Каждый учитель знает, как нелегко удержать интерес младшего школьника в течение всего урока. Уровень восприятия учебного материала у всех детей различный. Одному достаточно услышать один раз, а другому надо повторить неоднократно, да еще и в сопровождении иллюстративного материала. ПМК серии “Компьютерное обучение. Школьный наставник” как нельзя лучше отвечают этим требованиям. Здесь есть и страницы учебника, и опорные графические схемы, и краткие текстовые подсказки, и алгоритмы выполнения заданий, есть даже пояснительная анимация, которая вызывает у детей неизменный восторг. Программа предлагает набор готовых тестов по всем темам, изучаемым в начальной школе. Это оказывает большую помощь учителю.

Работу ученика организует единая для всех ПМК программа “Наставник”, то есть и интерфейс, и приемы диагностической и коррекционной работы со всеми предметными комплексами общие. Более того, эта же управляющая программа организует работу с серией “Семейный наставник” – однопользовательскими аналогами школьных ПМК, предназначенными для домашнего компьютера.

Идея коррекционной работы с использованием программы "Наставник" строится на структурировании учебных курсов, которые делятся на учебные разделы, а каждый учебный раздел, в свою очередь – на учебные элементы. Учебный элемент – это небольшой фрагмент теоретического материала, который должен быть усвоен, или практическое умение, которое должно быть выработано. После выполнения диагностического теста режим рекомендаций программы “Наставник” автоматически отбирает те учебные элементы, которые необходимо усвоить в первую очередь и выдаёт набор коррекционных тестов для их отработки. Ученик выбирает из предложенного набора первый коррекционный тест и выполняет его. В зависимости от результата набор рекомендаций корректируется и будет исчерпан, когда все учебные элементы будут усвоены без ошибок. Таким образом, устранение пробелов в знаниях практически гарантируется.

В виде системы учебных элементов представлен весь учебный материал, предусмотренный государственным стандартом обучения. Набор тестов, экзаменов и диктантов, предлагаемый программой “Наставник”, позволяет провести полную диагностику знаний на любом уровне сложности независимо от программы обучения и организовать коррекционную работу каждого ученика по индивидуальному учебному маршруту.

Специальные программы-интеграторы (тестов и результатов) позволяют организовать распределенный учебный процесс, то есть перенести коррекционную работу ученика на его домашний компьютер, оставив в школьном компьютерном классе только диагностические тестирования и наоборот.

Программный комплекс “Учебный мониторинг” обеспечивает согласованную работу школьников в компьютерном классе, сбор и хранение учебных достижений каждого ученика.

Программный комплекс “Генератор тестов и уроков” расширяет возможности использования обучающих ПМК серии “Компьютерное обучение. Школьный наставник” за счет создания новых тестов и уроков на основе имеющегося учебного материала.

Применение обучающих предметных ПМК под управлением ПК “Учебный мониторинг” вместе с “Генератором тестов и уроков” позволяет говорить о построении автоматизированной системы управления качеством предметных знаний школьников.

Девятый год учителя Кировского района Санкт – Петербурга участвуют в проекте “КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ”, который начали систематически применять ещё в 2000 г. в рамках программы “Информационные и коммуникационные технологии в системе образования Кировского района”. Сегодня ПМК серии “Компьютерное обучение. Школьный наставник” в повседневной учебной деятельности используют учителя, работающие как по традиционно-развивающей системе (“Школа России”, “Начальная школа XXI века”, “Планета знаний”, “Классическая начальная школа”, “Гармония”), так и по другим образовательным системам (система Л.В.Занкова, система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, “Школа – 2100”).

Алгоритм применения ПМК довольно прост. В начале четверти выполняется диагностическое тестирование с целью выявления уровня знаний, затем на всем её протяжении устранение выявленных пробелов (занятия на ПК по 15-20 мин. 2 раза в неделю), а в конце четверти – проверочная диагностика для оценки качества проделанной коррекционной работы. Таким образом, проверочные работы на ПК учащиеся выполняют 2 раза в четверть.

Сначала коррекционная работа может проходить по единым линиям, выбранным учителем, затем наиболее способные учащиеся могут уже работать самостоятельно. Слабые дети нуждаются в поддержке учителя более длительное время, хотя к концу учебного года, и они не только приобретают уверенные навыки работы с программой, но и показывают успехи в учебной деятельности.

Как же сказалась работа на компьютере на результативности обучения? В представленных таблицах 1 и 2 показаны усредненные данные итогового тестирования уч-ся 2 класса по математике и русскому языку за II, III и IV четверти в целом по Кировскому району (составлено по данным ПК “Учебный мониторинг”).

Табл. 1

 

Табл. 2

Сравнительный анализ результатов диагностики на ПК по математике.

2класс

Дек.
Март
Май

Учебные элементы

Средний % по школам района

Сложение с переходом через десяток

87,4
95,2
95,5

Вычитание с переходом через десяток

90,6
90,5
90,9

Сложение чисел без перехода через десяток до 100

90,3
92,7

Сложение чисел с переходом через десяток до 100

85,3
88,7

Вычитание чисел без перехода через десяток до 100

83,3
86,7

Вычитание из числа с 0 на конце до 100

87,7
95,3

Вычитание чисел с переходом через десяток до 100

63,3
77,5

Простые задачи на нахождение длины отрезка

76,6
85,3

Определение длины ломаной и периметра по рисунку

84,8
87,3

Связь между дм и см

80,8
88,1

Сравнение величин, выраженных дм и см

62,4
78,1

 

Сравнительный анализ результатов диагностики на ПК по русскому языку.

2класс

Дек.
Март
Май

Учебные элементы

Средний % по школам района

Найдите слоги, из которых состоит слово …

74,1
86,3
94,3

Найдите слова (слоги, образ. слово) с ударением на 1,2,3 слоге

76,2
74,7
83,5

Найдите слово, которое пишется с большой буквы

76,3
85,3
90,5

Где нужно писать с большой буквы, а где с маленькой

81,3
71,7
93,3

Предложение со словами с сочетаниями ЧК, ЧН

84,2
88,7
91,7

Правописание слов с сочетаниями ЖИ, ШИ

80,2
79
92

Правописание слов с сочетаниями ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ

79,2
75
88,1

Где неправильно проверили гласную

61,3
87,6

Правописание проверяемых гласных

76,6
95

Найдите слова с пропущенным смягчающим Ь

58,6
63,3
65

Правописание слов со смягчающим Ь

88,4
78,2
90

 В первой колонке таблиц перечислены учебные элементы, входящие в состав проверочного теста, во второй, третьей и четвертой – числовые данные, показывающие процент верно выполненных тестовых заданий.

Анализируя таблицы, как по русскому языку, так и по математике, мы видим почти по всем учебным элементам положительную динамику. Там, где есть пробелы в знаниях, учитель выявляет причины для дальнейшей работы с учащимися. Аналогичные результаты получены в третьих и четвёртых классах

Хорошим показателем успешности данного проекта является академическая успеваемость учащихся по русскому и математике (Табл.3). Наблюдается ее рост в конце года в сравнении с 1 четвертью. Здесь вероятно сказывается влияние и используемых ПМК. Учащиеся на практике закрепляют основные разделы учебной программы. Табл.3

Итоги успеваемости учащихся 2, 3 и 4 кл., занятых в проекте

РУССКИЙ ЯЗЫК

Сводный

МАТЕМАТИКА 

Сводный

– улучшили результаты обучения

35,0%

– улучшили результаты обучения

38,3%

– ухудшили результаты обучения

3,0%

– ухудшили результаты обучения

1,0%

– болели

0,8%

– болели, проблемы здоровья

1,1%

-плохо читают

0,4%

– пропуски без уважительной причины

0,5%

– пропуски без уважительной причины

1%

– социально запущенные дети

0,4%

– социально запущенные дети

0,4%

   

– особенности программы

0,7%

   

Учителя начальных классов отмечают улучшение результатов обучения у учащихся как по математике, так и по русскому языку (37,2 % и 34% соответственно). В сравнении с предыдущим годом этот процент вырос на 12 % по математике и 9% по русскому языку. Это подтверждает то, что при систематической работе на ПК любой ученик может повысить качество знаний.

Использование компьютера для корректировки знаний детей изменило всех участников проекта – и учителей, и учеников, и их родителей. Программа “Компьютерная диагностика и коррекция…” позволяет ученику контролировать свою деятельность, следить за продвижением и личными успехами, приучает к самостоятельной работе, формирует умение применять знания в новой ситуации. Психологическое исследование эффективности проекта позволило сделать вывод о том, что такая работа существенно повышает уровень комфортности процесса обучения. 95% учащихся отметили в своих анкетах, что им нравится учиться в школе и хотелось, чтобы таких занятий было побольше. 84% были рады, если бы урок в классе заменили занятиями на компьютере.

А учителю работа по указанной программе помогает более четко установить слабые места в знаниях учащихся и учитывать это при собственной подготовке к уроку (составление разноуровневых заданий, заданий на выбор, индивидуальных заданий). Результаты проделанной работы позволяют НМЦ обращать внимание всех учителей на выявленные проблемы.

Все без исключения учителя, занятые в проекте, отмечают:

  • у детей повысилась мотивация к изучению предметов. Разнообразные виды самоконтроля дают возможность выполнить работу даже самым слабым учащимся;
  • слабые дети стали более уверенными в своих знаниях, перестали стесняться отвечать на уроках;
  • присутствует ощущение радости, успеха, когда ребенок видит результаты своей работы;
  • каждый может работать в своем темпе;
  • точность проводимой диагностики пробелов в знаниях, обусловленную грамотной структурой учебного материала и многообразием учебных заданий;
  • повышение успеваемости и качества знаний по изучаемому предмету;
  • высокую заинтересованность родителей.

Продолжая совершенствовать применение компьютера, учителя почувствовали возможность при подготовке к урокам включать занятия на ПК в учебный процесс. Такая работа с использованием программно-методического комплекса была показана учителем СШ № 539 Зайцевой Ольгой Сергеевной на уроке русского языка в 3 классе и учителем СШ № 377 Козловой Татьяной Борисовной на уроке математики во 2 классе. На этих уроках педагоги и завучи школ увидели, что существенно можно повысить уровень комфортности процесса обучения с выходом на индивидуализацию. Такой подход позволяет изменить традиционное обучение.

Опыт работы учителей с ПМК “Компьютерное обучение. Школьный наставник” был обобщён в следующих материалах:

  1. Чернышова Н.С., Красавина Т.Н. Использование информационных технологий в начальной школе. Методическое пособие по работе с ПМК “Компьютерное обучение. Школьный наставник”. 2 класс. Выпуск 1. СПб: СПбЦИТиТ, 2006.

  2. Чернышова Н.С., Красавина Т.Н. Использование информационных технологий в начальной школе. ПМК “Компьютерное обучение. Школьный наставник”. Тематическое планирование по русскому языку и математике. СПб: НМЦ, 2008.

Сейчас кабинет начальных НМЦ создаёт Банк данных учебно-методического обеспечения школьных предметов. Эта “Электронная копилка” педагогического опыта поможет учителям совершенствоваться учебный процесс.

Литература:

  1. Рекомендации по использованию серии “Компьютерное обучение” в учебном процессе. Минск, 2000.
  2. Чернышова Н.С., Красавина Т.Н. Использование информационных технологий в начальной школе. Методическое пособие по работе с ПМК “Компьютерное обучение. Школьный наставник”. 2 класс. Выпуск 1. СПб: СПбЦИТиТ, 2006.