Великий круговорот жизни
Тип урока: комбинированный.
Эпиграф урока. Надо уважать все живые существа - от ползающего муравья до несущихся антилоп.
Цели урока:
- Ознакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота;
- Учить бережно относиться к природе, прививать основы экологических знаний;
- Учить работать в коллективе, развивать монологическую речь.
Оборудование урока:
- плакат с нарисованными героями сказки "Король Лев": Муфаса и Симба,
- слова-термины "организмы - производители", "организмы - потребители", "организмы - разрушители", "растения", "животные", "солнечный свет", "вода", "углекислый газ",
- рабочие тетради.
Этап урока | Содержание | Время | Оборудование |
I Организационный | - Проверьте рабочее место. Посмотрите
друг на друга, улыбнитесь и приступим к занятию с
хорошим настроением. - Посмотрите, сегодня у нас на уроке знакомые вам герои сказки "Король лев" Муфаса и Симба! - Мудрый лев Муфаса предлагает вам выполнить его задания, они помогут вам вспомнить темы прошлых уроков и понять новую тему. |
1 |
Плакат со сказочными героями |
II Актуализация знаний | Повторение изученного. - Возьмите карточки с заданием №1, прочтите вопросы и ответьте на них. Если вы правильно ответите на все вопросы, то у вас получится слово. (Природа) - Сегодня мы завершаем очень большой раздел, который помог узнать много интересного из жизни живой и неживой природы. (Удивительный мир природы). - Назовите темы этого раздела. (Воздух, почва, вода, разнообразие растений и животных). Вывод: В природе всё взаимосвязано. И живое и неживое зависит друг от друга. |
5 | Работа в группах Тест №1.
Экологические задачи. |
III Сообщение темы и целей урока | - Вспомните, что сказал мудрый Муфаса
своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну?
(Инсценировка). - Король Лев был совершено прав. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частицей. - Сегодня на уроке мы будем изучим тему, как происходит : (на доске, закрыта) Великий круговорот жизни. Развитие речи: Вам встретится в ходе урока новое слово "Потребители", давайте растолкуем, что оно значит. Словарь: "Потребитель" - Лицо или организация, потребляющая продукты чьего-либо производства. |
2
1
2 |
|
IV Работа по теме урока. Беседа. | Всё живое учёные-биологи делят на
большие группы - царства. Назовите эти царства. /Ответы детей/ Послушайте. - Основу круговорота составляют три группы организмов: 1. организмы - производители; 2. организмы - потребители; 3. организмы - разрушители. (Вывешиваются три карточки с определениями) - Выполните задание на бланке №2 Симбы. Выделите в карточке слов - названия деревьев. Как, одним словом назвать эти объекты природы? Вывод: Организмами - производителями учёные - экологи называют растения. Почему? (Вывешиваем карточку со словом "растения"). - Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и неорганических соединений (солей). - Решите кроссворд №3 и вы узнаете какие организмы называют потребителями. Как одним словом назвать эти предметы? (Кроссворд "Животные леса") Вывод: Организмами - потребителями являются животные, так как они потребляют вещества, производимые растениями. (Добавляем карточку на доске со словом "животные") - Расскажите, что вы написали в тетрадях выполняя домашнее задание на стр. 55? (Из атласа - определителя "От Земли до неба") Читают и показывают со стенда. (5 человек + дополнения с места) - К какому царству живой природы относятся эти объекты? (Царство Грибы). - Какое царство живой природы мы не назвали? (Царство бактерии). Повторение по таблице "Царства природы" Вывод: организмы - разрушители это бактерии и грибы. Бактерии и грибы разрушают остатки мёртвых животных и растений. Благодаря грибам и бактериям эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли. - Как видите, представители разных царств живой природы играют разную роль в круговороте жизни. И каждое из этих звеньев необходимо. - Вспомните, что составляет главную часть почвы? (Перегной). - Что образуется под действием перегноя? (Образуются соли). - Кто их использует? (Их используют растения для роста и развития). - Кто питается растениями? (Растениями питаются животные). - Что происходит с растениями и животными когда они умирают? (Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов - разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные). Вывод: Вот так вещества и "путешествуют" в природе по кругу. И круг этот разорвётся, если исчезнет почва. |
2
3
3
3
2
4
1
3 + 1
1 |
Таблица "Царства живой природы"
Работа в группах. Задание №2
Работа в группах. Задание №3 |
V | Динамическая пауза. Скучно - скучно так сидеть, друг на друга всё глядеть. Не пора ли пробежаться и местами поменяться. Выполняют 2 раза. |
1 - 2 | |
VI Первичное закрепление. | Работа по учебнику стр. 124 - 125.
Рассмотрите рисунок, обсудите в группе,
подготовьтесь отвечать на вопросы. Беседа по прочитанному. 1. Какие группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни? 2. Почему растения названы организмами - производителями, а животные организмами - потребителями? 3. Какие организмы названы организмами - разрушителями? Какова их роль в круговороте жизни? 4. Какова роль почвы в круговороте жизни? 5. Представьте, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота жизни. Опиши, что будет происходить, если исчезнут: А) растения; Б) животные; В) Грибы и бактерии; Г) Почва. |
5 | |
VII Закрепление пройденного | Работа в рабочей тетради №1. стр. 56.
№1. - Выполните задание №1. Поставьте цифры против каждого рисунка. Объясните своё решение. (Возможны вспомогательные вопросы) Рассмотрите рисунки. 1. Кто изображён на первом рисунке? К какой группе организмов в круговороте жизни они относятся? (Потребители). 2. - Что изображено на 2 рисунке? (Разрушители). 3. - Что изображено на 3 рисунке? (Производители). - Выполните задание №2. Обсудите в группе. Проведите стрелочки в схеме круговорота жизни. |
2 | |
VIII Итог урока. | - Что называют круговоротом жизни? - Назовите основные звенья круговорота жизни? - Прочтите вывод на стр. 127. |
2 | |
Оценивание работы на уроке. Домашнее задание. Читать стр.125 - 127. Ответить на вопросы "Проверь себя" |
1 |
С кем дружит дуб?
Тип урока: комбинированный.
Класс - 3.
Цели:
- Познакомить с невидимой пищевой сетью и невидимой пирамидой в дубовом лесу.
- Развивать умение обобщать, анализировать, применять полученные знания на практике.
- Воспитывать бережное отношение к природе, учить наблюдательности, воспитывать культуру общения, умение работать в группе, аккуратность.
Оборудование урока:
- картина с нарисованным дубом,
- слова "сова", "мыши", "жёлуди", "дубрава",
- жёлуди для демонстрации,
- картинки с животными,
- рисунок ель,
- фигурки животных,
- слова "пищевая цепь",
- "экологическая пирамида".
Этап урока | Содержание | Время | Оборудование |
I. Организационный | -Проверьте рабочее место, всё ли у вас готово для работы на уроке. Приступим к занятию с хорошим настроением. | 1 мин | |
II. Актуализация знаний | - Чтобы дальше изучать жизнь животных
повторим тему прошлого урока, это нам поможет в
усвоении новых понятий. - Возьмите карточки с
заданием №1, прочтите вопросы и ответьте на них.
Ученики отвечают на вопросы карточки, работа в
группах. 1. На какие группы делят животных в зависимости от питания? (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные). 2. Что такое цепь питания? (Животные питаются растениями или другими животными. Все живые существа связаны между собой в цепи питания). 3. Назовите примеры цепей питания. Т. №1 стр. 44 №3 4. Почему цепи питания начинаются с растения? (Цепи питания начинаются с растения. Это первое звено. Так как только растение способно использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества сахар, крахмал и т.д. из углекислого газа и воды). 5. Какое второе звено в цепи питания животных? Второе звено - это растительноядные животные. 6. Третье звено цепи питания? /Это насекомоядные или хищные животные./ 7. Как хищники приспособились к добыванию пищи? (Острые когти, зубы, бесшумны в движении и т.д.) 8. Как приспособились животные защищаться от хищников? (Окраска, быстрый бег, панцири и раковины, ящерица отбрасывает хвост, угрожающие звуки, едкая кровь, яд и др.) 9. К какой группе (по типу питания) относится божья коровка? (Божья коровка - насекомое - хищник). - Составьте для неё цепь питания. Растения тля божья коровка Вывод: Всех животных в зависимости от питания делят на Растительноядных, насекомоядных, хищников, всеядных. Повторение закончили. Продолжаем работу. |
4 мин | |
III. Сообщение темы и целей урока. | - Ребята, если вы правильно выберите
ответ, то отгадаете слово, заштрихованное в этом
тесте. Как в народе называют божью коровку? Д) солнышко; Т) тучка; Р) кнопочка: 2. Что можно определить у божьей коровки по количеству точек? Ю) количество лет; У) к какому виду относится; 3. Как ведут себя пауки, если в их сети попадает божья коровка? К) быстрее начинают есть; Б) обрывают нити и освобождают жуков. Почему? - Какое слово получилось? Дуб. - Что обозначает это слово? (растение) - У нас в гостях сегодня - Дуб. (Вывешивается картина с дубом) - Что вы знаете об этом растении? - К какой группе растений относится? - Лиственное дерево - Имеет стебель - ствол. - Плоды у него - жёлуди - Размножается - семенами. - Сегодня на уроке вы узнаете, с кем дружит дуб, изучите экологические связи в дубовом лесу. /На доске открывается тема урока/ В помощники мы возьмём божью коровку. |
3 мин |
Рисунок Дуба
|
IV. Изучение нового материала. | 1. Введение в тему. - Послушайте интересные факты из жизни этого удивительного растения. "Слабость и сила дуба" Инсценировка. Будьте внимательны и запомните то, о чём сейчас расскажут дети. (5 подготовленных учеников, выходят к доске и рассказывают.) Приложение - - В чём сила дуба? - А в чем его слабость? - Что интересного узнали о дубе? Работа по развитию речи. - Скажите, как называется лес, в котором растут только сосны? Бор. - Как называется лес, в котором растут только берёзы? Берёзовая роща, березняк. - А как называется лес, в котором растут и сосны и ели и берёзы и другие растения? Смешанный лес, тайга. - А как называется дубовый лес? Дубовая роща, дубрава. - Так как мы отправляемся в дубраву, божья коровка просит вас вспомнить правила поведения в природе, чтобы никому не мешать и никого не потревожить. Объясните значение этих знаков. Знаки показывает учитель - дети формулируют правило. Пищевая сеть дубового леса. - Откройте учебник на станице 100. - Глядя на рисунок, представь, что ты сам очутился рядом с огромным дубом. Будь осторожен, чтобы не спугнуть лесных обитателей. - Рассмотрите животных, которые изображены на рисунке? Прочитайте 1и 2 абзац. 1 читает вслух. - Назовите животных, которые питаются жёлудями, листьями, древесиной дуба? /Вывешиваем на доску/ (Лось, кабан, мышь, белка, сойка, гусеница). - Как они связаны с дубом? (Животные, которые питаются жёлудями, листьями, древесиной связаны с дубом напрямую). - Назовите животных, которые охотятся на растительноядных. /Вывешиваем на доску./ ( волк, лиса, сова, орёл, , змеи). - А как они связаны с дубом? -Прочитайте 3 абзац. Объясните. 1 вслух. - А теперь проведём стрелки и составим цепи питания. Что увидели? - Отдельные цепи питания переплетаются между собой. Образуется пищевая сеть в дубовом лесу. - Прочитайте об этом на странице 102 1 абзац. - Прочитайте 2 абзац. Объясните. (Все лесные обитатели связаны, кто напрямую, а кто косвенно. - Поэтому экологи говорят, что лес - единое целое). - Сколько отдельных цепей питания можно насчитать в этой сети? Назовите их. 3. Работа в тетради. Стр. 47, Выполните 1 задание. - Расскажите, какие цепи у вас получились. Вывод: Животные, которые питаются листьями, древесиной дуба, жёлудями связаны напрямую с дубом. Животные, которые охотятся на них, связаны с дубом косвенно. |
4 мин
2 мин
10 мин |
Жёлуди для демонстрации
Дубрава
правила-схемы в рисунках
Пищевая сеть
Клей ножницы |
V. | Динамическая пауза | 2 мин | |
VI. Работа по теме урока. | Невидимая пирамида. Беседа. - Отгадайте загадки:
- Составьте из этих карточек цепь питания,/у доски/ /Жёлудь мышь сова/ - Кто крупнее в этой цепи питания? Прочтите 1 абзац. Что узнали? 1 читает вслух. - Прочтите 2 и 3 абзацы. - Что такое экологическая пирамида? - Прочтите последний абзац, сделайте вывод. - Выполните работу в тетради стр.47 №2. /пирамида/ - Кто будет располагаться внизу? - А в середине? - А на самом верху? - А кто кроме совы, может находится на самой вершине пирамиды? Напишите (Лиса, змеи) |
10 мин |
Сова Жёлудь Мышь
Экологическая пирамида |
VII. Закрепление. | - Постройте схемы сети питания и экологической пирамиды для елового леса. Проверка у доски по одному ученику от группы. | 3 мин | Рисунок ели, фигурки животных |
VIII. Итог урока, оценивание. | - Кто напрямую связан с дубом? - А кто косвенно связан с дубом? - Что такое пищевая сеть? - Что такое экологическая пирамида? - Почему говорят, что лес - это единое целое? - Прочтите вывод на стр.104. - Что нового узнали на уроке? - Какие задания было интересно выполнять? - Что понравилось на уроке? - Что не понравилось, показалось неинтересным? |
3 мин | |
IX. Домашнее задание. | Стр. 100 - 104, задания выполнить, тетрадь стр. 44 № 2, № 3, № 4, № 5. /на доске/ | 2 мин |