Методические рекомендации:
- урок проводится после изучения темы “Основы термодинамики”;
- урок можно провести как интегрированный, бинарный с участием учителя биологии, (экологии);
- урок может быть проведен фрагментарно при изучении темы “Основы термодинамики”;
- так как термометр при проведении лабораторной работы будет расположен шариком вверх, необходимо предварительно настроить учащихся на правильное восприятие шкалы термометра.
Задачи урока:
- описывать “парниковый эффект”;
- построить модель, демонстрирующую “парниковый эффект”;
- выяснить условия создания “парникового эффекта” возле Земли;
- выяснить, как поглощают тепловую энергию поверхности из разных материалов;
- обозначить действия людей по предотвращению последствий “парникового эффекта”.
План урока:
- Проведение лабораторной работы.
- Обсуждение результатов лабораторной работы.
- Обсуждение проблемы “парникового эффекта”.
ХОД УРОКА
Проведение лабораторной работы [1]:
1. Насыпьте на дно прозрачной пластмассовой коробки темный грунт слоем 2-3 см.
2. Увлажните почву с помощью пульверизатора.
3. Установите термометр на вертикальную подставку шариком вверх. Накройте сосуд крышкой.
4. Установите лампу в 20-30см прямо над сосудом так, чтобы свет падал на шарик термометра.
5. Выключив её, дайте температуре упасть до комнатной. Запишите эту температуру.
6. Оставив крышку на сосуде, включите лампу и записывайте температуру в течение 20 минут через каждые 2 мин.
7. Выключите лампу, дайте температуре упасть до комнатной. Снова увлажните грунт и повторите опыт, сняв крышку с сосуда.
8. Постройте график, отложив по оси ординат температуру, а по оси абсцисс время.
9. Снова проделайте ту же работу, заменив темный грунт светлым (песком).
Замечание: в целях ускорения проведения работы п.9 может выполнять другая группа учащихся класса (при этом класс делится на две группы).
Примерные температурные графики,полученные в ходе выполнения лабораторной работы:
рис. 1 (График на рис. 1 построен для открытого светлого грунта)
рис.2 (График на рис. 2 построен для закрытого светлого грунта)
Контрольные вопросы к результатам работы:
1. Почему температура увеличивается, когда коробка закрыта крышкой?
2. Почему увеличивается температура воздуха в открытой коробке?
3. Объясните процесс передачи теплоты разными способами: теплопроводностью, конвекцией, излучением. Назовите главные различия этих способов.
4. Различаются ли температурные кривые для темного и светлого грунтов? Чем?
5. Над каким грунтом температура воздуха растет быстрее:
- над открытым?
- над закрытым?
- над светлым (темным) открытым?
- над светлым (темным) закрытым?
6. Объясните выводы, сделанные в п.5.
7. Какого цвета грунт вы посоветуете огородникам для теплиц на начальном этапе выращивания культур?
8. Влияет ли на температуру воздуха над Землей увеличение облачности? Уменьшение облачности?
Выше означенные действия учащиеся выполняют на первом уроке и в качестве домашнего задания.
На втором уроке происходит обсуждение проблемы “парникового эффекта”, связанного с тематикой урока. Материал для беседы учащиеся получают заранее в качестве опережающего задания [2], [3].
План обсуждения проблемы:
1. Создание “парникового эффекта” возле Земли.
2. “Виновники” создания этого явления: ТЭС; двигатели внутреннего сгорания (карбюраторные, дизельные, реактивные).
3. Последствия глобального потепления:
- изменение климата,
- изменение глобальных атмосферных циркуляций,
- таяние “вечных льдов”, что может привести к движению ледников, изменению конфигурации материков, затоплению мелких островов и т.п.,
- гибель планктона, которая может привести к голодной гибели других представителей животного мира , в том числе людей.
4. Способы уменьшения прироста температуры воздуха вокруг Земли за счет “парникового эффекта”.
Оборудование, используемое на уроке:
Термометр лабораторный, лампа накаливания мощностью 150 Вт в патроне, штатив с лапкой-держателем, короб, вырезанный из пластиковой бутыли, лист из полиэтиленовой пленки для закрывания короба, пульверизатор с водой, грунт для комнатных цветов, светлый песок.
Библиографический список:
1. М.И.Аркуша Энергетика и окружающая среда. Волгоград: Корифей, 2006.
2. Ц.Б.Кац Биофизика на уроках физики. М.: Просвещение, 1988.
3. А.В.Михеев Охрана природы. М.: Высшая школа, 2000.