Учебник В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова "Литературное чтение".
Задачи:
- Выявить признаки волшебной сказки.
- Показать неразрывную связь между литературой и живописью на примере русской народной сказки.
- Продолжить работу над формированием навыка чтения, литературного анализа сказки.
- Продолжить развитие интереса к русскому народному творчеству и живописи.
Оборудование и инструменты:
- выставка детских рисунков по сказке;
- признаки волшебной сказки: волшебное число три, волшебный цвет, волшебный мир, чудеса;
- структура сказки: зачин, завязка, кульминация, развязка, концовка;
- опорные слова: грустное, печальное.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся. Постановка учебной задачи.
- Ребята, давайте вспомним с, каким произведением мы познакомились вчера? (Мы познакомились со сказкой "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка").
- Напомните мне, что было задано на дом? (Нарисовать рисунки к сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" (На доске выставка рисунков к сказке).
- Судя по рисункам, вам очень понравилась сказка. Что вам понравилось в этой сказке?
- Ребята, а эта сказка народная или авторская? Почему? (Эта сказка народная, и относится к жанру устного народного творчества).
- Что значит устное народное творчество? (Сказки сочиняли люди и передавали из уст в уста).
- Дома вы еще раз читали эту сказку. Были ли моменты, когда вы переживали, волновались за героев сказки? И за кого? (Да. Когда Аленушке надели на шею камень и утопили в реке: Братец Иванушка превратился в козленочка: Иванушка бегал к реке и звал Аленушку на помощь).
- Какая это сказка волшебная или сказка про животных? (Волшебная)
- Что вам подсказало, что это сказка волшебная? (В сказке присутствуют признаки волшебной сказки)
- Перечислите признаки волшебной сказки. (Признаки волшебной сказки вывешиваются на доску:
- волшебное число три
- волшебный цвет: золотой, серебряный
- волшебный мир
- чудеса: Иванушка превратился в козленочка, Аленушка разговаривала из воды с Иванушкой, Аленушка осталась жива, после того, как ее утопили в реке;
- волшебные герои: ведьма
- Какие герои присутствуют в этой сказке? (положительные и отрицательные).
- Какое качество характера несут положительные герои? (Качество доброты).
- Вы сказали, что в русских народных сказках есть добрые герои, а кто является олицетворением зла в этой сказке? (Ведьма).
- Если бы вы были художниками, смогли бы вы всю сказку написать одним цветом? (Нет)
- А почему? (В сказке происходят разные события)
- На сколько частей можно разделить сказку? (выслушиваем мнения детей)
-Давайте попробуем разобраться (Постановка проблемного вопроса)
3. Открытие нового знания. Работа над структурой сказки. (Работа в группах).
- Сейчас вы поработаете в группах. Вам надо разделить сказку на части. Найти начало и конец каждой части. И подумайте, какими красками нарисуете эту часть.
(Представители каждой группы зачитывают начало и конец каждой части по очереди)
- Что узнали из первой части? (Мы узнали о главных героях сказки)
- Какими красками изобразите эту часть? (Теплыми).
- Прочитайте слова, с которых начинается 1 часть.(Жили-были старик да старуха:)
- Чем является это предложение в сказке? (Зачином) (Вывешивается структура сказки)
- Прочитайте начало и конец 2 части.
- Какие события происходят в этой части? (Козленочек три раза пытается напиться водицы из разных копытцев).
- Какими красками изобразим вторую часть? (Более холодными)
- Прочитайте слова, с которые вас насторожили в этой части. (Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца:..)
- Чем является это предложение в сказке? (Завязкой.)
4. Физминутка.
- Прочитайте начало и конец 3 части.
- В чем отличие 3 части от предыдущей (Она большая по содержанию, есть повторы, песни)
- Сколько повторов? (Три.)
- Зачитайте их.
- Что выражает песня Аленушки и козленочка? (Боль, печаль, тоску, одиночество, тревогу)
- Почему купец не смог распознать ведьму, а только козленочек узнал ее?
(Потому что он находится в волшебном мире вместе с ведьмой).
- Раньше народ верил в то, что люди не умирают, их душа переселяется в животных. Эти животные обладают сверхъестественной силой. А находясь в волшебном мире, они видят, что происходит в реальном и волшебном мирах. Человек награждал животного способностью говорить, как будто это говорил человек, которого нет в реальном мире. Поэтому и козленочек наделен речью, и он видит ведьму в отличие от самого купца.
- Как вы думаете, каких красок будет больше темных или светлых?
(Светлых, потому что добро побеждает зло).
- Вы, наверное, обратили свое внимание, что в конце этой части идет быстрое развитие событий. Как называется быстрая смена событий?
(Кульминацией)
-Прочитайте предложение, которое у нас осталось. Мы можем отнести его к 3 части? (Нет.)
- Почему? (Это предложение ставит точку в развитие сюжета. Это концовка сказки).
- Какими красками изобразим конец сказки? Почему? (Теплыми, чистыми, светлыми. Добро всегда побеждает зло)
- Чему же учит нас эта сказка? (Зло всегда будет наказано)
5. Анализ картины В. Васнецова.
- А сейчас давайте откроем учебники на странице 126 и рассмотрим репродукцию с картины Виктора Васнецова "Аленушка". Как вы думаете, есть ли что-то общее у сказки и картины? (Постановка проблемного вопроса)
(Нет. В сказке нет эпизода, в который изображен на картине Васнецова).
- А может, это ведьма переоделась в Аленушку? (Нет, такого быть не может. Аленушка плачет. А зачем ведьме плакать? Утопила Аленушку, переоделась в ее платье и радуется).
- Я с вами согласна. Конечно, это Аленушка! Волосы распущены, пригорюнилась. Жалко ей и себя, и братца: Аленушка печальна, но красива. Какие краски использовал Васнецов? (Краски темны, унылые, много черного. Холодные краски. И вода темная.)
- Можем ли мы предположить, что Васнецова эта сказка вдохновила на создание этой картины. Тогда почему он изобразил героиню у темной воды?
(Васнецов изобразил ее у воды, потому что вся жизнь Аленушки связаны с водой. Она тонет в речке, ее оживляют живой водой, и братец Иванушка превратился в козленочка, испив воды из козьего копытца. А может она рассказывает речке свою беду. И даже желтые листики не привлекают ее взгляда.
- Какое настроение вызвала картина? (Грустное, печальное).
- А какое настроение вызвала у вас сказка, когда вы ее читали? (грустное, печальное. Волновались за героев).
6. Подведение итога урока.
Тогда, что же роднит картину Васнецова и русскую народную сказку?
(Их роднит настроение:Грустное и печальное: Аленушка грустная и печальная и картина печальная. (Вывешиваются опорные слова: ГРУСТНОЕ, ПЕЧАЛЬНОЕ)
- Правильно, картину и сказку роднит грустное, поэтическое, лирическое настроение.
7. Домашнее задание.
- Дома прочитайте понравившиеся эпизоды сказки, которые можно было бы изобразить, используя теплые краски. Можете к этому отрывку нарисовать иллюстрацию.
8. Оценивание.