Цель работы: показать необходимость и возможность комплексного использования уроков-соревнований: для проверки умений и навыков учащихся, для создания условий правильного выбора учащимися уровня дифференцированного обучения, для обобщения , закрепления и приведения в систему полученных знаний по определенной теме.
I. Вопросы и задания написаны на отдельных карточках, которые и выбирают участники игры.
- Что такое окончание?
- Что называется основой слова?
- Дать определение корня слова.
- Дать определение суффикса.
- Что называется приставкой слова?
- Сформулируйте правило правописания корня -кас-/-кос-.
- Сформулируйте правило правописания корня -гар-/-гор-.
- Когда после приставок пишутся буквы Ы и И ?
- Сформулируйте правило правописания приставок пре- и при-.
- Когда в сложных словах пишется соединительная О, когда Е ?
- Назвать способы образования слов и привести примеры.
- Какие слова называются сложносокращенными?
- Назвать способы образования сложносокращенных слов и привести примеры.
II. Вопросы Исторической станции.
(Вопросы истории языка изучаются на уроках.)
- Каково происхождение слова сочетание?
- Каково значение слова паркет ?
- Каково происхождение слова предмет ?
- Какова история возникновения слова богатырь ?
- Какова история происхождения слова вежливость?
- Когда появилось слово учтивый ?
- Когда и из какого языка заимствовано слово уважать?
- Каково происхождение названия август ?
- Из какого языка заимствовано слово абажур ?
- Каково историческое значение слова подражать?
- Из какого языка и когда заимствовано слово лейтенант ?
III. Вопросы Практической станции.
- Разобрать слово застеклить по составу.
- Разобрать, слово прийти по составу,
- Назвать однокоренные слова к слову растение.
- Определить род сложносокращенных слов ПДД (правила дорожного движения), ГЭС, ГАИ, ООН.
- Назвать слова с корнем -кас- - -кос-.
- Написать слова и объяснить правописание : сверх:зысканный, без:нтересный.
- Назвать способ образования слов спецкор, привокзальная,.
- Подобрать синоним к слову бесчувственный.
- Подобрать синоним к слову безветренный.
- Написать три слова с приставкой при-, обозначающей неполное действие.
- Написать предложения и объяснить правописание корня -кас-/-кос-. К..саюсь стены, прик..сновение опасно.
- Объяснить правописание слов: загоревший, загар.
IV. Вопросы Сообразительной станции.
- В каком cлове семь букв о ? (Обороноспособность).
- С буквой К бери меня на покос, а без буквы К ужалю в нос.(Коса - оса).
- Из писка птиц мой первый слог возьмите, второй - с бараньей головы.
- Откройте печь и там найдите то, что не раз едали вы.(Пи-рог).
- Что правильно? Декоративный:
- служащий для украшения,
- с крапинками, пятнистый,
- исполненный ручным трудом.
- Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречаем,
Вся же - в дневнике я и в журнале.(Оценка)I. - В списке вы мой обнаружите корень,
- Суффикс - в собрании встретите вскоре,
- В слове рассказ вы приставку найдете,
- В целом - по мне на уроки пойдете. (Расписание).
Собери слово, взяв указанные морфемы из других слов
Привезти (взять приставку)
Школьница (взять корень)
Прелестный (взять суффикс)
Огромный (взять окончание) пришкольный
Собери слово:
Расписка (взять приставку)
Считать (взять приставку и корень)
Писать (взять суффикс)
Петь (взять окончание) рассчитать
Собери слово:
Распилить (взять приставку)
Заговорил (взять корень)
Носить (взять суффикс)
Возить (взять окончание)
Умываться (взять возвратный суффикс) разговориться
Вот как проходит урок по теме "Повторение, обобщение сведений о причастии" (VII класс.)
I тур. Теоретический.
Члены команд (по одному человеку) вытягивают кубики с номерами.
На учетном листе отмечается выбранный номер.На подготовку ответа отводится 30 секунд. Ответы нужно иллюстрировать примерами.(За правильный ответ- 1 очко).
Примерные вопросы для теоретического тура.
- Что называется причастием'?
- В чем заключается разница между действительными и страдателъными причастиями?'
- Что имеют общего и чем различаются полные и краткие причастия?
- Какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-? В суффиксах -ем-,-им-?
- В каких случаях в страдательных причастиях перед одной и двумя "Н" пишется а(я), в каких -е?
- Сколько букв "Н" пишется в суффиксах полных и кратких страдательных причастий?
- Когда пишется одна и две "Н" в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов?
- Расскажите о правописании НЕ с причастиями.
- Что такое причастный оборот ? Когда он на письме выделяется запятыми?
- Что нужно сделать, чтобы определить падежные окончания причастий?
- Как отличить краткое причастие от краткого прилагательного?
- Когда после шипящих в суффиксах страдателных причастий прошедшего времени пишется Е, а когда Е?
II тур. Индивидуальный.
Член команды выбирает кубик с номером игрока, который будет участвовать в туре. За правильный ответ - 3 очка. За ошибку снимается одно очко.
- Назвать в диктуемых причастиях суффиксы (действительные причастия настоящего времени): трепещущий листок, реющие знамена, дующий ветер, терпящий бедствие корабль, тяжело дышащий бегун.
- Назвать в диктуемых причастиях суффиксы: прячущийся ребенок, готовящийся к экзамену студент, хлопочущая хозяйка, спеющие яблоки, слышащий издали голос.
- Назвать в диктуемых причастиях суффиксы (страдательные причастия настоящего времени):уважаемый, волнуемый, слышимый, решаемый, видимый.
- Назвать, в диктуемых причастиях суффиксы: гонимый, прерываемый, озаряемый, ненавидимый, замечаемый. Слитно или раздельно НЕ с причастиями?
- (Не) проснувшийся город; (не)смолкающие до ночи сверчки; (не)законченная работа; (не)замерзшая, а по-прежнему бегущая река; улица (не) освещена.
- Одна и две буквы Н. Н или НН ? Жеваный, купленный, тщательно выверенный текст, опубликованный, несеяная мука.
III тур. Творческий.
В этом туре принимают участие по 3 человека от команды. Участвует тот, кто еще не играл. Участники выбирают одну из карточек, лежащих на столе. За правильный ответ - 1 очко.
- Придумать причастие соответствующее схеме: приставка+корень+суффикс+суффикс+окончание+суффикс.
- Придумать причастие, соответствующее схеме: корень+суффикс+окончание.
- Придумать предложение, соответствующее схеме: причастный оборот стоит перед определяемым словом.
- Придумать предложение, соответствующее схеме: причастный оборот стоит после определяемого слова.
- Придумать 5 действительных причастий настоящего времени.
- Придумать 5 страдательных причастий с двумя Н.
- Придумать 5 причастий, используемых для описания внешности человека.
Составить схемы предложений:
- Горы, поросшие деревьями, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над нами.
- Контуры гор округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи.
- Засыпанный снегом город выглядел чистым.
- Большие светлые глаза, горевшие огнем, были серьезны.
Выбрать из предложенных слов нужное причастие:
- Библиотекарь беседовала с мальчиком,(интересующимся, интересующим) книгами о космосе.
- Туристы ставят палатку на берегу (шумящей, шумевшей) реки.
- Мальчик, успешно (пробежавший,бежавший) стометровку, включен в школьную команду.
К данным причастным оборотам подобрать определяемые слова:
- разлившиеся по весеннему небу:;
- висевший в осеннем воздухе:;
- усыпанные разноцветными листьями:;
- много раз протоптанная туристами: .
Распространить зависимыми словами данные словосочетания :скошенная рожь, показавшееся солнце, усыпанные дорожки, начерченная схема. Переделать предложение, вставив в каждую его часть причастный оборот.
Лес загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым.
- Образовать все возможные формы причастий: волноваться.
- Образовать все возможные формы причастий: сгибаться.
- Образовать все возможные формы причастий: гнаться.
- Образовать все возможные формы причастий:бороться.
- Образовать все возможные формы причастий: разливаться..
- Образовать все возможные формы причастий: серебриться.
После третьего тура подводятся итоги.
IV тур. Самостоятельная работа.
Каждый участник получает карточку. Задания могут быть на правописание суффиксов причастий, окончаний причастий, НЕ с причастиями, Н и НН в суффиксах причастий и другие.
Итоги урока-соревнования подводятся после проверки карточек.
Закрепление и обобщение материала по теме "Предложения с вводными и вставными конструкциями". (8 класс)
Iур. Теоретический.
- Какие конструкции называются вводными, что они выражают и чем отличаются от членов предложения?
- Назовите основные разряды вводных конструкций. Как они выделяются на письме?
- Какие знаки препинания (и в каких случаях) используются для выделения на письме вставных конструкций (словосочетаний, предложений)?
- Назовите несколько вводных слов, которые употребляются в разговорной речи; в книжной речи.
- Назовите обороты, которые имеют характер вводных слов и обычно выделяются запятыми.
- Вспомните слова, которые не бывают вводными и никогда не выделяются запятыми.
- Перечислите глаголы, которые выступают в роли вводных слов.
- Назовите несколько существительных с предлогами, которые могут выступать в роли вводных.
II тур. Индивидуальный. (В этом туре играют капитаны команд).
Правильно ли поставлена запятая? Если неправильно, подумайте, почему все-таки ученик ее поставил, как он рассуждал. А как надо было рассуждать? Используйте при доказательстве вводные слова.
Однажды, ребята все-таки сходили на старую мельницу.
Выясните роль в предложении подчеркнутых слов. (Знаки препинания не расставлены).
Впереди никого не было видно. - Он видно не мог простить этого человека.
Составьте два предложения со словом кажется, чтобы оно было:
- членом предложения;
- вводным словом.
Какие варианты в постановке знаков препинания возможны в следующих предложениях? Мотивируйте их.
Бабушка может быть дома.
За деревней видно ржаное поле.
III тур. Творческий.
Команды получили одинаковые тексты, в которых нужно было вставить вводные слова и предложения.
Страстным собирателем книг и читателем был А.Пушкин. Умирая, он обратил последние слова к книгам своей библиотеки: "Прощайте, друзья!"
В библиотеке поэта было не менее 10 тысяч книг. Какие книги собирал Пушкин? Те, которые связаны с русской историей и литературой. Словари и энциклопедии, справочники и грамматики разных языков.
Пушкин в совершенстве владел французским, читал по-английски, по-итальянски, самостоятельно выучился читать по- испански. Поэтому в библиотеке были произведения всех выдающихся писателей Западной Европы. Здесь же прочное место занимали произведения восточных литератур на французском языке.
-После III тура жюри подводит предварительные итоги.
IV тур. Самостоятельная работа.
Каждый участник игры получает карточку со следующим заданием: вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, укажите значение вводных конструкций. Примерные задания.
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, укажите значение вводных слов.
И точно боцман без задержки появился у мостика. Вероятно он был тут же, на палубе. Мостик как указано был очень невысоким и боцман не поднимаясь на него просто остановился на палубе возле к...мандира. Покрасневшее от ветра спокойное и серьёзное с правильными чертами лицо было почти красивым но не очень пр...ветливым. Казалось какая-то тень задумчивости лежала на нём будто Хазов постоянно чувствовал внутри себя что-то неотвязное и наверное невесёлое. Неразговорчивость боцмана видимо была хорошо извес.. .на к.. .мандиру.
Друзья мои читайте книги! Книги наши учителя и помощники, советчики. Они безусловно играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. Во-первых книги ра(с,сс)казывают о том, что человечество совершило, передумало, чего достигло в д...лёком прошлом; во-вторых объясняют настоящее и наконец увлекают в мир будущего. Хорошие книги бесспорно разв...вают ум, помогают вырабатывать характер, формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том, что они без сомнения повышают грамотность прививают вкус к хорошему слову и конечно любовь к языку.
Итоги игры подводятся после проверки самостоятельной работы.