И сказал Господь: Что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли:(Бытие, 4,10)
Цель учебного занятия: обобщить и систематизировать ранее полученные знания о массовых репрессиях в СССР, событиях и итогах и в процессе дискуссии подвести учащихся к выводу о том, что репрессии стали одной из величайших трагедий СССР. Сталинский ГУЛАГ конца 1920-х - первой половины 1950-х гг. оказался достаточно сложной, четко продуманной, безжалостной и беспощадной системой крепостного (рабского) труда для миллионов граждан СССР. Жестокость и насилие ГУЛАГА, пренебрежительное отношение к ценности человеческой жизни, унижение человеческого достоинства негативно сказались на морально-психологическом состоянии общества и на тенденциях его развития.
Способствовать становлению ценностных ориентаций учащихся на мир, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
План занятия
1. Предпосылки и причины создания ГУЛАГа (повторительно-обобщающая беседа, актуализирующие задания).
2. "Большой террор" (обобщающая беседа с элементами эвристики на основе документа и статистической таблицы).
3. Репрессии в истории СССР ХХ века (дискуссия).
1.1. Повторительно-обобщающая беседа, актуализирующие задания. Слово и понятие "ГУЛАГ" вошло в наш обиход с появлением книги "Архипелаг ГУЛАГ", которая несмотря на то, что была впервые издана на Западе в 1973 г., широко распространялась в Самиздате. С тех пор "ГУЛАГ" стал синонимом лагерей и тюрем сталинского режима, обобщенным символом советского тоталитарного строя. Обычно "гулаговский" период советской истории относят к 1934 - 1956 гг. Но, конечно, ГУЛАГ (Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения) появился не в середине 30-х. Карательный отдел Народного Комиссариата юстиции был образован в мае 1918 г. Сколько человек перемолола эта чудовищная мясорубка, сказать трудно: историки до сих пор спорят на эту тему.
За редким исключением, историки традиционно рассматривают отдельные, наиболее известные, аспекты этой проблемы: раскулачивание, "большой террор", депортации народов и т.д., избегая общего взгляда на нее.
На сегодняшний день в связи с открытием многочисленных архивных фондов мы можем лучше обозначить различные направления и методы сталинской репрессивной политики. Характерной чертой репрессий была как крайняя жестокость, так и непредсказуемость.
"Откуда такая забота о враге? Подохнет, туда ему и дорога, воздух чище будет". (Н.И. Ежов).
1.Выскажите предположение, почему стало возможным проведение репрессивной политики. Что на ваш взгляд значит "забота о враге"?
2. Подумайте, каким образом на мироощущение и настроение советских граждан повлияла вера в идеалы советской эпохи Сталина. Каким образом эти факторы обусловили развитие репрессивной политики в СССР?
3. Прокомментируйте это высказывание. Какую идею оно выражало? Какие чувства и настроения внушало? Какие слои общества более других оказывались подверженными этой идеологической пропаганде.
1.2. Прокомментируйте данные статистической таблицы "Справка спецотдела МВД СССР о количестве арестованных и осужденных органами ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ СССР в 1930-1953 гг." (фрагмент справки, относящийся к 1937-1938 гг.).
а) демографический:
- сколько людей погибло в ходе репрессий 1937-1938 гг.?
- какая часть населения заметно сократилась?
- каковы социально-демографические и социально-экономические последствия этих потерь?
б) социально-экономический:
- какова доля потери страны?
- каково в каждом случае соотношение безвозвратных потерь (убитые) и косвенных (лишение свободы)?
- чем, на ваш взгляд, эти пропорции объясняются в каждом конкретном случае? Чем это можно объяснить?
в) социально-этической:
Какое значение, по-вашему мнению, имело бы в послевоенные годы обнародование этих данных? Какое значение эти данные имеют в наше время?
Вопросы для дискуссии
1. Почему репрессии против собственного народа вошли и наложили свою смертоносную печать на всю историю ХХ века?
2. Стал ли ГУЛАГ обобщенным символом советского тоталитарного строя? Почему вы так думаете?
3. "Ключевые моменты и главные этапы эволюции репрессий, которые в течение четверти века способствовали отправке в лагеря или в ссылку около 25 млн. мужчин, женщин и детей". (I том "История сталинских репрессий").
Как вы думаете, как ГУЛАГ (точка отсчета) воспринималась жителями СССР или возможно населением других стран мира тоже?
Анализ источника
№53
Циркуляр Прокуратуры СССР и Верховного Суда СССР прокурорам и председателям судов о порядке применения высшей меры наказания к несовершеннолетним
20 апреля 1935 г.
Совершенно секретно
Хранить наравне с шифром
№ 1/001537 - 30/002517
Всем прокурорам союзных республик, краевым, областным, военным, транспортным, железнодорожным прокурорам, прокурорам водных бассейнов; прокурорам спецколлегий, прокурору г. Москвы. Всем председателям верховных судов, краевых, областных судов, военных трибуналов, линейных судов; судов водных бассейнов, председателям спецколлегий краевых, областных и верховных судов, председателю Московского городского суда.
Ввиду поступающих запросов, в связи с постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 апреля с.г. "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних", разъясняем:
1. К числу мер уголовного наказания, предусмотренных ст. 1 указанного постановления, относится также и высшая мера уголовного наказания (расстрел).
2. В соответствии с этим надлежит считать отпавшими указание в примечании к ст. 13 "Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республики и соответствующие статьи уголовных кодексов союзных республик (22 ст. УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик), по которым расстрел к лицам, не достигшим 10-летнего возраста, не применяется.
3. Ввиду того, что применение высшей меры наказания (расстрел) может иметь место лишь в исключительных случаях и что применение этой меры в отношении несовершеннолетних должно быть поставлено под особо тщательный контроль, предлагаем всем прокурорским и судебным органам предварительно сообщать прокурору Союза и председателю Верховного Суда СССР о всех случаях привлечения к уголовному суду несовершеннолетних правонарушителей, в отношении которых возможно применение высшей меры наказания.
4. При предании уголовному суду несовершеннолетних по статьям закона, предусматривающим применение высшей меры наказания (расстрела), дела о них рассматривать в краевых (областных) судах в общем порядке.
Прокурор Союза ССР
Вышинский
Председатель Верховного суда СССР
Винокуров
ГА РФ Ф Р-8131 Оп 38 Л 6 П 47а Подлинник
1. Своими словами охарактеризуйте и кратко передайте содержание данного источника.
2. Обратите внимание на дату этого документа. Какие события в это время происходили в Советском Союзе?
3. Приведенный ниже перечень последствий политических репрессий соотнесите с наиболее чувствительными к ним слоями населения и объясните свой ответ. Внесите в этот перечень другие явления, важные с точки зрения, например, ветеранов и инвалидов, подростков и молодежи, вдов и т.д.
Последствия политических репрессий в СССР
Последствия репрессий в СССР | Наиболее уязвимые слои населения | Отмечен рост радикальных настроений |
Экономическая разруха | ||
Моральная деградация в обществе, настроения упадка и пессимизма | ||
Массовая безработица | ||
Неполные семьи | ||
Рост конфликтности в обществе и радикальных настроений | ||
: |
Домашнее задание: подготовьте мультимедийную презентацию на тему "Архипелаг ГУЛАГ: человек и общество". В зрительный ряд можно включить репродукции, ресурсы веб-сайтов и иллюстрации в "История России ХХ века".