Условия образования опыта, его актуальность и перспективность.
В настоящее время осуществляется переход от информационной модели обучения к деятельностной и лично-ориентированной, от школы памяти к школе мышления и действия. В связи с этим одной из основных задач географии в школе является формирование такой ключевой компетенции как – готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Учебный процесс выстраивается так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, то есть стали действенными.
Одним из путей достижения этого является применение практико-ориентированного подхода. Школьная география уже в своем содержании имеет огромные потенциальные возможности реализации данного подхода – проведение практических работ, наблюдений, экскурсий.
Но, начиная работать в школе, я столкнулась с трудностью – для осуществления практической части программы в школе отсутствует необходимое оборудование, что делало невозможным эффективную организацию практических работ и наблюдений в природе, на местности. В тоже время учащимся младшего подросткового возраста в силу своих возрастных особенностей трудно представить и оперировать такими абстрактными величинами как квадратный и кубический метр, сложно воспринимать темы - ориентирование, рельеф.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, я сделала для себя вывод о необходимости оборудования географической площадки на территории школы, которая выступает как возможное средство решения обозначенных проблем.
Цели, формы и методы работы на школьной географической площадке.Школьная географическая площадка – это своего рода географическая лаборатория под открытым небом.
Цель создания школьной географической площадки - формирование практических географических умений и навыков для выбора дальнейшего пути и успешной деятельности после окончания школы.
Задачи:- Формирование географических представлений, понятий и закономерностей;
- Привитие интереса к изучению географии через осуществление опытнической, экспериментальной и исследовательской работы;
- Формирование топографических умений;
- Привитие навыка ведения метеорологических наблюдений.
В связи с переходом, в своей педагогической деятельности, с непосредственной передачи информации на активную деятельность, кроме традиционных методов: объяснительно-иллюстративного метода, беседы, часто использую такие методы, как:
- наблюдение (организация фенологических и метеонаблюдений)
- картографический метод (составление планов пришкольной территории, школы, географической площадки)
- топографическая съемка
- исследовательский метод (исследовательские работы ребят «Изучение водных объектов», постановка опытов, экспериментов)
- метод проектов («Создание мини- водоема»).
Для более эффективной работы на школьной географической площадке я стараюсь применять разнообразные формы проводимых занятий. Большинство уроков – это практикумы, игры, экскурсии.
Конечно, полностью охватить весь потенциал только на уроках невозможно, поэтому часть занятий проходит в рамках кружка « Пестрый глобус».
№ п/п |
Учебный год |
Особенности этапа |
1. |
2004/2005 |
изучение литературы, выбор места и составление плана-схемы площадки, огораживание и установка самодельного оборудования, простейшие метеонаблюдения. |
2. |
2006/2007 |
приобретение стационарных приборов, создание модели «Цветочная карта мира», разработка и проведение некоторых уроков с применением оборудования школьной географической площадки. |
3. |
2007/2008 |
проведение метеонаблюдений, уроков и занятий кружка «Пестрый глобус» с применением школьной географической площадки. |
Остановлюсь более подробно на этапах работы.
1-й этап - создание школьной географической площадки.Создание и оборудование школьной географической площадки производили силами членов кружка «Пестрый глобус», их родителей и педагогов школы. Прежде чем приступать к созданию площадки ознакомились с соответствующей литературой, которой очень мало. Затем выбрали место – юго-восточная часть школьного двора, имеющая форму прямоугольника, одна сторона которой равна 12 м, другая 18м, площадь соответственно 216м². Схематический план, рекомендованный в литературе, был изменен, учитывая местные условия, расположение здания, конфигурацию площадки.
Оборудование началось с огораживания отведенной территории. Две стороны уже были готовы, так как являлись частью забора школьного двора, одну часть изгороди сделали забором – измерителем, рейки и планки покрасили черной и белой краской, чередуя через 1 м.
Установка приборов началась со столба - высотометра, а на нем флюгера. Столб высотой 10 м покрасили черной и белой краской через 1 м и прочно установили, вкопав его в 1 метровую яму и забетонировав. Флюгер нам изготовили родители. Он состоит из неподвижной части – это железный стержень, ввернутый в столб. На нижней утолщенной части стержня укреплена гайка, в которую ввинчено 4 прута, показывающие стороны горизонта. На верху располагается более тонкий металлический стержень, на который надета трубка, с прикрепленными с одной стороны двумя раструбами, а с противоположной стороны находится стержень с металлическим шаром. Затем укрепили стационарный гномон – стержень 1м высоты, воткнутый в полуметровую яму и забетонированный. Вокруг стержня – круговая площадка из песка, радиусом 1,5 м, окантованная кирпичами. Квадратный и кубический метр сложили из кирпичей. Эклиметр прикрепили к деревянному столбу по направлению полуденной линии так, чтобы он свободно вращался вокруг гвоздя, к которому прикреплен отвес. Выкройка эклиметра снята с большого деревянного транспортира, которым пользуются на уроках математики. На четырех столбах высотой 1,5м установили метеорологическую будку, в которую повесили термометр.
При помощи данных приборов учащиеся школы проводили простейшие метеонаблюдения, вели дневник погоды.
2-й этап – приобретение стационарных промышленных приборов.
В 2006 году при финансировании районной администрации были приобретены приборы промышленного изготовления: осадкомер, гигрометр, барометр, переносной анемометр и топографический набор. Приложение 1. Также установили пень-ориентир, создали клумбу «Цветочная карта мира» и модель холма с горизонталями.
При помощи данных приборов учащиеся школы определяли высоту солнца над горизонтом, полуденную линию, работали с моделью холма, учились проводить наблюдения с помощью уже стационарных приборов. (Рисунок 1.)
3-й этап - проведение метеонаблюдений, уроков и занятий кружка « Пестрый глобус» с применением оборудования школьной географической площадки.Уроки и занятия кружка проводись по таким темам как:
- «Форма и движение Земли. Градусная сетка».
- «Погода и климат».
- «План и карта».
- « Рельеф».
Тема « Форма и движение Земли. Градусная сетка»
- Определение географической широты:
Вечером, когда хорошо видна Полярная звезда, мы приходили на географическую площадку, по очереди направляли эклиметр на Полярную звезду и определяли ее угол наклона к горизонту. Данный угол и является географической широтой нашей площадки.
Также использовали самодельный определитель широты местности, который изготовили на кружке.
- Определение полуденной линии:
На площадке гномона начертили несколько концентрических полуокружностей, затем наблюдали за длиной тени от стержня. Точка полуокружности, которую касалась тень от стержня, отмечалась колышком. Затем колышки на полуокружностях соединялись хордами, которые делились пополам и все срединные точки на хордах соединялись прямой линией, которая и давала направление полуденной линии.
Тема «План местности»
- Измерение расстояний и высот объектов:
Измерение длины шага производили при помощи забора – измерителя. Ребята выстраиваются и идут в двух направлениях(под прямым углом) три раза вдоль забора, при этом считают пары шагов. Затем определяют среднее значение и делят все на 12 м. Получается длина одной пары шагов.
Измерение высоты объектов производили при помощи столба – высотомера. Соразмерно десятиметровой высоте определяли высоту школы, дерева и т. п.
- На занятиях кружка « Пестрый глобус» более углубленно производили измерения высоты и расстояний дальномером, нивелировали территорию, проводили съемку местности
Тема « Погода»
- Организация метеонаблюдений.
Первое с чего мы начали учебную работу – это была организация метеонаблюдений за погодой имеющимися приборами. В основном их ведут члены кружка «Пестрый глобус» и учащиеся 6 класса в сентябре, январе и марте. Установлены недельные дежурства. Обработка записей ведется один раз в месяц, когда вычерчиваются различные графики. Ведется метеожурнал.
Тема « Рельеф»
- Чрезвычайно сложна для восприятия шестиклашек тема «Изображение рельефа горизонталями». Мной разработан урок с использованием модели холма на географической площадке, во время которого учащиеся сами проводят горизонтали на местности, что дает более наглядное представление и улучшает понимание данного вопроса. Приложение 2.
- использование возможностей современных технологий для мониторинга состояния погоды за 3 года;
- создание банка данных « Практические работы на школьной географической площадке»;
- использование школьной географической площадки на уроках в начальной школе, в среднем звене (математика, ОБЖ, физика, биология), а также в практике работы с разновозрастной группой учащихся;
- обновление оборудования географической площадки.