Эпиграф к уроку:
"Как рано зависти привлёк я взор кровавый
И злобной клеветы невидимый кинжал!"
А. С. Пушкин.
Словарная работа:
- Зависть- чувство досады, вызывающее благополучием, успехом другого.
- Клевета - порочащая кого-нибудь ложь.
- Малодушие- отсутствие твёрдости духа, решительности, мужества.
С.И.Ожегов. "Словарь русского языка".
- Наш урок мы посвящаем решению нравственных проблем, поиску ответов на вечные вопросы бытия. Эпиграф вводит нас в круг проблем, которые мы можем рассмотреть на сегодняшнем уроке. Отталкиваясь от эпиграфа, попытайтесь сформулировать те вопросы, обсудить которые было бы важно для вас.
Ученики после размышлений над эпиграфом останавливаются на следующих четырёх проблемах: место человека в окружающем мире; предназначение человека; смысл его жизни; формирование или "созидание" человеческой личности; Ответственность человека за свои поступки.
- Итак, сегодня мы будем говорить о жизни. Из каких событий она состоит? (Радости, потери, достижения, открытия, победы, страдания.)
- Бывают такие моменты, когда человек оказывается в жизненном тупике, обстоятельства складываются так, что выйти из них кажется, очень трудно.
Учащиеся прочитали рассказ дома, теперь они кратко пересказывают его содержание, совершая акт смыслопонимания как "процесс перевода смысла этого текста в любую другую форму его закрепления". В данном случае это "процесс смысловой компрессии", в результате которого "образуется мини-текст, воплощающий в себя основное содержание исходного текста".
- Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?
- Определите тему произведения? (Столкновение подростков.)
- Близка ли эта тема вам?
- Каким настроением проникнут рассказ?
- Когда вы это почувствовали?
- Какой эпизод рассказа особенно запомнился вам, быть может, потряс ваше воображение, заставил задуматься? Почему?
- Как вы думаете, почему рассказ В.К. Железникова "Три ветки мимозы" трогает нас до глубины души, не оставляет равнодушными? (А причина, безусловно, не только в актуальности проблемы, но и в замечательном таланте писателя. Он находит такие слова, фразы, которые не могут не найти отклика в сердце писателя.)
- О чём заставляет задуматься писатель своим рассказом? (О равнодушии подростков к ситуациям, которые несут положительные эмоции, уважение, дружбу.)
- Выделите сюжетные линии рассказа и озаглавьте
их.
- Подарок маме в День 8 Марта.
- Совет маме подарить цветы Лене.
- В школе.
- Отношение ребят к Витиному поступку.
- "Это ты виновата!" (Кого же обидел Витя?)
- Почему автор выбрал малый жанр? (Ему важно обратить внимание на самые существенные стороны происходящего, выделить наиболее острые моменты школьной жизни, так как именно в таких ситуациях раскрывается человеческая суть.)
- Послушайте, как о рассказе говорит В.Акимов: "Рассказ- это сгусток жизни, та её зародышевая клетка, в которой сосредоточена могучая творческая сила. В нём схвачен, пережит и выражен момент истины, когда жизнь предстаёт в своём наиболее выразительном виде, и художник прикасается к её самому острому и чувствительному нерву".
Возникает задача взаимодействия с текстом: на основе осмысления изображённых событий расширить своё представление об окружающем мире, представить один из этапов познания жизни, совершенствование человеческой души.
Анализируем содержание первой и второй сюжетных линий рассказа:
1. "Подарок маме в День 8 Марта".
- Какое было утро? (Светлое, радостное.)
- Что об этом свидетельствует? (Огромный букет мимозы на столе.)
- Какими предстают перед нами первые весенние цветы?(Они были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день. Использование прилагательных усиливает ощущение нежности, тепла, радости.)
- Чему была рада мама? (Праздничному дню, подарку от папы.)
- О чём забыл Витя? (У него тоже был приготовлен подарок, но вчера вечером помнил и даже ночью помнил, а сейчас вдруг забыл.)
- Что подарил Витя своей маме? (Открытку, сделанную своими руками с надписью: "Дорогая мамочка, поздравляю тебя с 8 Марта! Обещаю всегда тебя слушаться".)
- Одна моя знакомая говорит: "Дарить подарки приятно, так же как и их получать. А вы с этим согласны?
2. "Совет мамы подарить цветы Лене".
- Что посоветовала мама Вите перед выходом в школу? (Взять несколько веточек мимозы и подарить Лене Поповой.)
- Был ли рад этому Витя? (Нет. Он хмуро спросил: "Зачем?" Ему не хотелось тащить эти мимозы, но мама просила, и отказать ей тоже не хотелось. Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.)
- Почему же так? В весенний женский день приятно дарить девочкам- одноклассницам, мамам, бабушкам подарки? Да и папа Вити тоже подарил маме букет цветов?
Переходим к следующему этапу урока - обратим внимание на третью и четвёртую сюжетные линии: 3. "В школе". 4. "Отношение ребят к Витиному поступку".
- В какой обстановке Витей были подарены цветы Лене Поповой? (Наспех, у самой школы, на улице, как- будто мимоходом. Витя протянул цветы и сказал: "Это тебе". Он даже не поздравил девочку и не дослушал благодарность. Он повернулся и убежал.)
- Как в классе отнеслись к Витиному поступку? (Оказалось, что в этом классе вообще никто из мальчиков ничего не подарил девочкам. Ни один. И, конечно, подарок вызвал удивление. Со стороны учительницы одобрение, а со стороны класса - чувствовалось уже что- то недоброе.)
- Когда Витя это почувствовал? (Ещё на уроке все сразу зашушукались и посмотрели на Витю, а Витя низко опустил голову. А когда на перемене Витя подошёл к ребятам, они вдруг закричали: "Тили - тили - тесто, жених и невеста! Витька водится с девчонками! Витька водится с девчонками!" Потом смеялись и показывали на него пальцами.)
- Можно ли Витю назвать несчастным человеком? (Нет, он, наверное, слаб душой, не очень смелый, нерешительный.)
- Какими предстают перед нами одноклассники Вити? (Чёрствыми людьми.)
- Как же это можно - оговорить человека? (Нормальные люди на клевету не способны. Когда вам говорят что-то дурное о человеке, не спешите верить- быть может, это клевета. Больше всего старайтесь не дружить с теми, кто дурно говорит о людях, о товарищах по классу, о дворовых друзьях, об учителях или о своих или о чужих родителях. Замарать честное имя, пустить ложный слух - иным это доставляет удовольствие. Дурной человек не может вынести, что о ком-то говорят хорошо, ему в радость видеть унижение другого. И вот - страдания, мучения, а иногда и настоящие драмы, потому что тот или та, которых оговорили, никак не могут оправдаться. Надо учиться быть стойкими, гордыми, презирать завистников и клеветников. Учиться жить с достоинством.)
- А смог ли Витя противостоять оговору? (Нет. В школе он не смог дать отпор одноклассникам. "Он еле досидел до конца уроков, и как только прозвенел урок, со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.)
В пятой сюжетной линии "Это ты виновата.(Кого же обидел Витя?) чувства героя обострены до предела, мы чутко улавливаем это. За счёт чего это достигается? (Строгий отбор содержания, речевые характеристики героев: он забарабанил изо всех сил по двери; закричал, он почти плакал; вбежал в комнату, топтал цветы ногами и другие.)
- На кого же сорвал обиду Витя?(На самого близкого человека, на маму.)
- Как вы оцениваете его поступок? (Витя поступил не правильно в том, что он обвинил во всём происходящем маму. Мама хотела своему сыну только хорошего и дала ему правильный совет. Просто Витя не смог найти выход из сложившейся ситуации.)
- Как бы вы поступили, если бы попали в похожую ситуацию?
- Как вы определите роль страдания в жизни человека на примере этого рассказа?
(Страдания, которые причинил Витя своей маме тем, что топтал цветы, которые папа подарил ей. Доставил маме боль. Омрачил праздничный день. Но в страданиях закаляется человеческая душа, она совершенствуется. Может быть, Витя поймёт, что был не прав и извинится перед мамой.)
- Как же Вите приблизиться к осознанию смысла случившегося? (Можно выделить развитие "внутренних" и "внешних" обстоятельств. "Внешние" обстоятельства: это общество, воспитание, религия, школа, семья. "Внутренние" - это развитие природного характера, изначально способного воспринимать мир душой, сердцем. Недаром говорят: "Зорко одно лишь сердце".
Витя должен ещё раз осознать, оценить смысл этой жизненной ситуации и найти правильный ответ.
- Оцените всех героев и их поступки в этом произведении. Дайте каждому свои советы.
- В чём особенность композиции рассказа? (Кольцевая композиция: в начале текста перед нами предстаёт огромный букет мимозы. Они были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день! А в конце рассказа эти жёлтые, нежные цветочки лопались под грубой подмёткой Витиных ботинок. Но в конце - опять нежные веточки мимозы. Так же и душа человека, оклеветанная недобрыми людьми, страдает и болит. Но она излечима. Нужно только захотеть. Писатель использовал художественный приём- антитеза: сравнивая предметы в начале текста и в конце (цветы, состояние души мамы.)
- Что вы подчеркнули для себя из рассказа? (Быть людьми, заботиться о крепости своего духа, не быть малодушным. Собраться с силами, не падать духом, не унывать. Быть мужественным - долг человека перед жизнью. Беречь близких тебе людей.)
- Мы ходим каждый день в школу - зачем? (Главным образом за умом. Мы надеемся развить свой ум, обогатить память, узнать, как устроен мир, научиться писать, читать, считать. Всё это умственные занятия, и постепенно мы учимся ценить людей за один лишь ум. Но всё это неправильно, всё не так! Не ум, а сердце- главное в человеке. Сердце- способность любить, верить, надеяться, глубоко чувствовать. Учёный- это очень хорошо, но как мы все любим сердечных, теплых, расположенных ко всем людей. Каждому из вас придётся делать выбор. Пусть всем повезёт, пусть каждому встретятся умные и сердечные люди. Они обязательно встретятся, если мы будем знать, что же именно должны ценить в людях: сердце и ум.)
И возвращаясь к эпиграфу нашего урока:
"Как рано зависти привлёк я взор кровавый
И злобной клеветы невидимый кинжал".
Будем держаться правила: "Никогда не говори о человеке дурное, никогда никому не передавай дурные слухи или разговоры." У зависти - кровавый взор. А клевета - невидимый кинжал. Боритесь со своим малодушием.
Домашнее задание: выступая в роли "соавторов" писателя подумайте о том, как можно закончить рассказ.