Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 5-6 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития устной речи: несформированности в полной мере фонематического восприятия или, что чаще бывает недоразвития всех её компонентов (фонетико-фонематического и лексико-грамматического). У многих из них уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.
Все будущие затруднения в письме почти безошибочно можно предсказать уже в дошкольном возрасте, если какая-то из функций, имеющих прямое отношение к процессу письма, явно "запаздывает", то позднее это обязательно проявится и на письме в виде специфических ошибок.
Система работы по предупреждению и устранению предпосылок дисграфии может быть эффективной только при совместной коррекционной работе всех специалистов детского дошкольного учреждения.
Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему, которая включает в себя диагностику, профилактику и коррекционно-развивающий аспект, обеспечивающий высокий, надежный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка.
Все специалисты работают под руководством логопеда, который является организаторам и координаторам всей коррекционно-развивающей работы.
Только комплексный подход всех специалистов ДОУ дает возможность наметить речевую работу в разных жизненных ситуациях:
Логопедосуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения на занятиях. Воспитателизакрепляют приобретенные знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей, в содержание других занятий, а также в режимные моменты по заданию логопеда.
Инструктор физкультуры проводит занятия способствующиеоздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики руки, формированию положительных личностных качеств в поведении ребенка: общительности, умения рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, отзывчивости, чувства товарищества.
Музыкальный руководительосуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь детей музыкально-терапевтических произведений. На логоритмических занятиях совершенствуются общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса .
Особое значение для коррекции речевого и психического развития детей имеет развитие эмоциональной сферы. Психолог проводит тренинги уверенного поведения, психогимнастику, учит детей управлять своим настроением, мимикой, поддерживать положительный тонус, бесконфликтное поведение.
Коррекционная работа проводится на фронтальных занятиях с учетом лексических тем, длительность занятий составляет 25-30 минут. На занятии используются различные методы работы (наглядный, словесный, практический, игровой и т. д.). Занятия носят интегративный характер – в рамках одного занятия решается несколько задач с опорой на максимальное количество анализаторов.
При предоставлении дидактического материала учитывались следующие цели, формируемые умения и навыки: формирование, уточнение, выделения, различения, упорядочивания речевых навыков и умений, понимание речевого материала. В качестве дидактического материала предлагались различные предметные картинки, схемы, символы, карточки и многое другое.
При построении занятия учитывались принципы логопедического воздействия.
В своей коррекционной работе мы использовали логоритмические занятия, направленные на развитие слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса, творческих способностей.
Занятия проводились 1 раз в неделю, их продолжительность составляла 30-40 минут. Содержание занятия было связано с изучаемой лексической темой. На занятии использовались различные средства логопедической ритмики.
Логоритмические занятия способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное, эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Коллективность в проведении ритмических занятий обеспечивает формирование подражательных действий, появление ориентировки на общий ритм движения, воспроизведение действий по образцу и моделирование действий по аналогии. Кроме того, это способствует повышению уровня самооценки детей, произвольной регуляции поведения и развитию межличностных отношений, повышает развитие всех психических процессов (внимание, восприятие, памяти, мышления, воображения).
Об успешности коррекционно-развивающей работы в логопедической группы нельзя говорить без тесного контакта логопеда с родителями дошкольников и без их, родителей помощи.
Во вторник в логопедическом уголке мы помещаем задания по мере изучения лексической темы. Таким образом, родители знакомятся с темой, которая изучается, и получают возможность закрепить со своими детьми знания, полученные в детском саду в свободном речевом общении – во время прогулок, походов в магазин и т.д., т.е. в повседневной жизни.
Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит к дальнейшему полноценному школьному обучению.
Таким образом, в процессе специально организованных коррекционно-развивающих занятий с детьми удается не только преодолеть имеющийся дефект, но и способствовать развитию всей познавательной деятельности, эмоциональной сферы, подготавливать детей к успешному обучению в школе.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА И СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПО ТЕМЕ «ОВОЩИ»
Сроки | Лексическая тема | Учитель-логопед | Воспитатель | Музыкальный работник | Инструктор по физкультуре |
Сентябрь | Овощи | «Что на грядке растет?»
1. «Загадки-отгадки» 2. «Что лишнее» 3. «Чудесный мешочек» 4. «Назови ласково» 5. «Один-много» 6. «Узнай по вкусу» 7. «Посчитайка» 8. «Назови какой» 9. «Угощенье для гостей» |
Развитие речи «Овощной магазин»
Ознакомление с окружающим «Что растет на нашей грядке?» Экскурсия в овощной магазин Придумывание сказки «Жили-были овощи» Чтение Н.Носов «Огурцы» Дидактическая игра «Определи на вкус» Лепка «Дары с огорода» Рисование «Вывеска для магазина овощи» Аппликация «Загадки с грядки» Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин» |
Логоритмика «Что у бабы Дуни в огороде?»
Распевка: Горошина муз. Красевой Слушание: Пение: Танец: Игры с движением: |
«Во саду ли в огороде»
ОРУ: 1. Капуста 2. Морковка 3. Кабачок 4. Огурец 5. Пугало 6. Дружный огород Основные движения: 1. Собери горох 2. Отнесем овощи в погреб |