Конкурс проводился в рамках традиционной предметной декады. В ходе подготовки ученики 7 классов изучили материал об ученых - математиках, подготовили сообщения, выпустили стенгазеты.
Цели конкурса: прививать интерес к математике, развивать навыки самостоятельной работы с научно-популярной и математической литературой, математическую речь, любознательность, воспитывать дружбу и взаимовыручку.
Оформление зала: стенгазеты от каждого класса, ребусы и кроссворды, составленные самими учащимися, конспекты рассказов об ученых, портреты ученых.
Ход конкурса:
Первый тур: Рассказы об ученых.
Представители от каждого класса рассказывают об ученых-математиках:
7е – о Фалесе (около 625г. – около 547г. до н.э.), Пифагоре (около 570г. – около 500г. до н.э.), Эвклиде (IV – III в. до н.э.) и об Архимеде (около 287г. – 212г. до н.э.).
7з – о Виете (1540г. – 1603г.), Декарте (1596г. – 1650г.), Лобачевском (1792г. – 1856г.), Ковалевской (1850г. – 1891г.).
Второй тур: Игра по типу «Брейн-ринг».
Вопрос 1.
Его называют «отцом современной алгебры». Адвокат по профессии он был всесторонне образованным человеком, хорошо знал древние языки, астрономию. Но истинным призванием для него была математика. Увлеченный математической задачей, он мог работать над ней иногда по трое суток без еды и сна. Известно, например, что он во время войны Франции с Испанией всякий раз разгадывал испанский шифр в тайной переписке, как бы его не запутывали вражеские шифровальщики. Не представляя себе, могущество человеческого ума, испанцы думали, что французам помогает дьявол. Они даже жаловались римскому папе и просили его уничтожить «дьявольскую» силу. О каком ученом идет речь?
Ответ: Ф. Виет
Вопрос 2.
Он покинул свой родной остров Самос в Эгейском море в знак протеста против тирании правителя и уже в зрелом возрасте (по преданию в 40 лет) появился в греческом городе Кротоне на юге Италии, где образовал со своими последователями тайный союз, игравший немалую роль в жизни греческих колоний в Италии. Члены союза узнавали друг друга по звездчатому пятиугольнику – пентаграмме.
Кто этот ученый?
Ответ: Пифагор
Вопрос 3.
Великий математик, которого называют «Коперником в геометрии». Ему принадлежит ряд первоклассных работ по математике, но главным содержанием его жизни было создание новой геометрии. Глубоко трагична судьба этого замечательного ученого, так и не дождавшегося признания своего великого открытия. За год до смерти, будучи слепым, и, диктуя своим ученикам, он заканчивал «Пангеометрию» - главный свой труд. В нем он стремился оттенить мысль о том, что евклидова геометрия – частный случай более общей неевклидовой геометрии. Кто автор «Пангеометрии»?
Ответ: Н.И. Лобачевский
Вопрос 4.
Этот ученый погиб в год падения Сиракуз от руки римского легионера. Царь Гиерон поручил ему проверить чистоту золотой короны. Ученый выполнил задачу при помощи найденного им закона выталкивающей силы. В момент открытия он воскликнул: «Эврика!», т.е. «Нашел!». О ком идет речь?
Ответ: Архимед
Вопрос 5.
Этот знаменитый философ и математик еще ребенком носил прозвище «маленький философ», за его любовь к логическим (рассказам) рассуждениям. В школе – интернате из-за слабого здоровья ему разрешали не ходить в класс и заниматься в постели. Он очень быстро выполнял домашнее задание, и все свободное время посвящал усиленным занятиям любимой математикой. Считают, что именно он первым догадался пронумеровать ряды в зрительном зале. Необычайная умственная энергия сохранилась у него на всю жизнь. Он жил в эпоху мушкетеров и, несмотря на серьезную, полученную профессию юриста, с увлечением отдается как науке, так и бурной жизни молодого кавалера. Какой французский ученый был мушкетером и дуэлянтом?
Ответ: Р. Декарт
Вопрос 6.
В течение двух тысяч лет (20 веков) геометрию изучали по его книге «Начала» либо из учебников, написанных на основе этой книги, но о самом ученом история сохранила настолько мало сведений, что нередко высказываются сомнения о самом его существовании. Кто этот поразительный человек?
Ответ: Евклид
Вопрос 7.
Голландский математик Андриан Ван - Роумен предложил математикам всего мира решить уравнение 45-й степени. Во Францию он не послал свой вызов, считая, что там нет математиков, способных справиться с этой задачей. Узнав об этом, король Генрих IV воскликнул: «И все же у меня есть математик, и весьма выдающийся. Позовите его». И действительно, ученый тут же, в присутствии короля нашел один корень уравнения, а на следующий день нашел еще 22 положительных корня этого уравнения. После такого успеха Ван - Роумен стал ревностным почитателем этого ученого. Кто же этот ученый?
Ответ: Ф. Виет
Вопрос 8.
Древнегреческий мыслитель, родоначальник античной философии и науки, основатель милетской школы. Возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии – воде. О ком идет речь?
Ответ: Фалес
Вопрос 9.
Случилось так, что стены детской комнаты этого ученого были оклеены лекциями по математике известного академика Остроградского. Так состоялось первое знакомство с высшей математикой. От долгого ежедневного созерцания формулы так и врезались в память. Так открылся чудесный мир науки высшей и таинственной для этого математика. У какого ученого интерес к науке развили «обои»?
Ответ: С.В. Ковалевская
Вопрос 10.
Ему приписывают высказывание: «Все есть число». К числу (а он имел в виду лишь натуральные числа) он хотел свести весь мир, и математику в частности. Но в самой его школе было сделано открытие, нарушавшее эту гармонию. Было доказано, что √2 не является рациональным числом, т.е. не выражается через натуральные числа. Итак, кто считал, что все есть число?
Ответ: Пифагор
Вопрос 11.
Главная заслуга этого ученого заключается в том, что он разработал и создал аналитическую геометрию, в которой геометрические задачи переводятся на алгебраический язык методом координат. Кроме того, он предложил неизвестные обозначать латинскими буквами x,y,z, коэффициенты – буквами а,в,с, степени – в виде x2,y3,a7 и т.д. Ему принадлежит теорема алгебры: «Число корней любого алгебраического уравнения равно его степени». Какому ученому мы обязаны системой координат?
Ответ: Декарт
Вопрос 12.
Этот ученый сам не мог всю жизнь определить, к чему у него «больше склонности – к математике или литературе». Его перу принадлежат «Воспоминания детства», роман «Нигилистка», драма «Борьба за счастье» и другие произведения. Итак, кто автор романа «Нигилистка»?
Ответ: С.В. Ковалевская
Вопрос 13.
С 14 лет жизнь этого ученого связана была с Казанским университетом. Сначала его студент, затем преподает в нем математику, физику, астрономию, заведует обсерваторией, возглавляет библиотеку, несколько лет избирался деканом физико-математического факультета и, наконец, непрерывное в течение 19 лет ректорство. Здесь же он работает в течение 30 лет над своим гениальным открытием. Кто же этот преданный своему любимому университету профессор?
Ответ: Н.И. Лобачевский
Вопрос 14.
Крылатыми стали слова: «Дайте мне точку опоры, и я поверну Землю». Интересный гений ученого с особой силой проявился при осаде Сирагуз, богатого торгового города на острове Сицилия. Воины римского консула Марцелла были надолго задержаны у стен города невиданными машинами: мощные катапульты прицельно стреляли каменными глыбами, в бойницах были установлены метательные машины, выбрасывающие грады ядер, береговые краны поворачивались за пределы стен и забрасывали корабли противника каменными и свинцовыми глыбами, системы вогнутых зеркал (в некоторых рассказах) поджигали корабли. Ужас царил в рядах римских воинов. Кто же этот изобретатель?
Ответ: Архимед
Подведение итогов игры-конкурса.
Награждения:
- команды-победителя;
- лучшего рассказчика об ученом;
- редактора лучшей стенгазеты.