Тренинг по математике по развитию навыков решения логических задач для 3–4-х классов

Разделы: Начальная школа


Цель: научить решать логические задачи, задачи на разрезание фигур на одинаковые части, текстовые задачи.

Оборудование: 25 фишек 6 цветов, фишки для ответов школьников.

Предварительная подготовка:

  • класс делится на группы по 4 человека, в каждой группе выбирается командир;
  • ученик учит стихотворение А. Стройло "Умножение".

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: составить свои математические цепочки, чтобы из букв слова получались новые слова:

ИГРАЛОЧКА Возможные слова: игра, иголка, галка, грач, игрок.

КАРИКАТУРА Возможные слова: атака, арка, карта, Артур, ракита.

Ход занятия

-Добрый день, ребята! Сегодня на занятии мы будем учиться решать нестандартные задачи, поучимся разрезать фигуры на одинаковые части, будем выполнять задачи повышенной сложности. Проявим свои знания и смекалку.

1 задание. Разминка.

- Скажите, с чего начинается каждый урок? (С устного счета или арифметического диктанта.)

Давайте и мы разомнемся. Итак, "Математическая ярмарка".

Каждая группа записывает решение и ответ на листке.

1. Петушки на палочке
Для Ильи и Галочки.
Сколько стоит петушок,
Сосчитай скорей, дружок,
Трижды девять без семи -
Ты скорей его возьми.

Решение:3 х 9-7 = 20.

4.- Ваня, Ванечка, дружок,
Сколько стоит пирожок?
- Трижды три без четырех
Стоит мой один пирог.

Решение: 3x3-4 = 5.

7. Если семь на шесть умножить,
А потом прибавить пять -
Сколько стоит Неваляшка,
Можно быстро угадать.

Решение: 7 * 6 + 5 = 47.

2. У Матрены калачи
С пылу, с жару из печи.
Чтобы калачей набрать,
Нужно быстро сосчитать.
25 плюс семью восемь,
Мы ответ назвать вас просим.

Решение: 25 + 7x8 = 81.

5. Шарики воздушные -
Такие непослушные!
Было всех их семью восемь.
Девять в небо унеслись.
Сколько здесь их - разберись.

Решение: 7 х 8 - 9 = 47 (ш).

8. На связке баранки
Для Севки и Анки.
По пять им достанется
И одна останется.
Дело к развязке -
Сколько их на связке?

Решение:5x2+1= 11 (баранок).

3. У бабушки Варвары
Чай из самовара.
Чашка стоит три рубля -
Налетайте, детвора.
Для Иринки и Наташи,
Для Валерика и Саши
И для мамы с папой две
Продала она семье.
Сколько денег получила
И в кубышку положила?

Решение: 3x6=18 (рублей).

6. Вот веселые свистульки
Для Любаши и Алульки,
Для малого Ванечки
И веселой Танечки.
Заплати по пять рублей -
Сразу станет веселей!
Сто рублей достала мать.
Сколько сдачи надо сдать?

Решение: 100 - 5 * 4 = 80 рублей.

9. Две подружки, пять друзей -
Все к блинам спешат скорей.
Со сметаной по два съели,
Тут же с медом захотели.
С медом по три в ход пошли.
Съели тут же и ушли.
Ах, блины как хороши!
Мы наелись от души.
Сколько съели блинов?
У кого ответ готов?

Решение:

1 способ - (5+2) х 5 = 35 (блин)

2 способ-5x2+5x5=35 (блинов).

2 задание. Математические игры со словами (каждой паре - один ребус).

Выходит подготовленный ученик и читает наизусть стихотворение

А. Стройло "Умножение".
Гриб помножим на сосну
Лист помножим на весну,
Теплый ветер - на зерно,
Землянику - на звено.
Множим солнце на лучи,
Всех мальчишек - на мячи,
Всех девчонок - на хи-хи
Всех поэтов на стихи!
Множим крыши - на людей,
А метро - на лошадей,
Голубей на чердаки,
Поваров - на черпаки.
Выйдут тысячи чудес,
Выйдет лес до небес,
Города, моря, поля,-
Выйдет целая земля!

а) Догадайтесь, как из названия геометрической фигуры ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИК получилось слово КРОТ. Математическая цепочка примеров - ваш помощник в выполнении задания. Здесь вам поможет знание таблицы умножения.

КРОТ

Какое слово получится?

Ответ: КОГОТЬ.

Какое слово получится?

Ответ: ХОРЁК.

Какое слово получится?

Ответ: РЫНОК.

б) Догадайтесь, какие слова получились из названия геометрической фигуры ПРЯМОУГОЛЬНИК. Математическая цепочка примеров - ваш помощник в выполнении задания.

Какое слово получится?

Ответ: МОРЯК

Какое слово получится?

img6.gif (1072 bytes)

Ответ: МОЛЬ.

Какое слово получится?

Ответ: ЛИМОН.

Какое слово получится?

img8.gif (1625 bytes)

Ответ: ПОЛЯНКИ.

Какое слово получится?

img9.gif (1435 bytes)

Ответ: ПРЯНИК.

в) Из букв слова ЖУЖЕЛИЦА соберите новые слова при помощи цепочки примеров.

Какое слово получится?

img10.gif (1442 bytes)

Ответ: ЛУЖИЦА.

Какое слово получится?

Ответ: АУЛ

г) Из букв слова ЗЛАТОВЛАСКА соберите новые слова при помощи цепочки примеров.

Какое слово получится?

Ответ: ЛАСКА.

Какое слово получится?

Ответ: ВОКЗАЛ.

Какое слово получится?

Ответ: СКАЛА.

Какое слово получится?

Ответ: АТАКА.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. ПРОВЕРКА.

3 задание.

Познакомьтесь с таблицей 1. В правой ее части- слова, в левой - схемы.

Выпиши слова, соответствующие схеме.

Таблица 1

1 +О МАРС АРФА ОЗОН ТАКТ
2 Х+ОХ АТОМ ТЕСТ АРАБ ОЧКИ
3 О=+ ГОНГ ИГЛА ОБОД РАМА
4 +?О? УРАН ОКНО СНОП ХАТА
5 О+О ПОЛО БОБР ЗОНТ ОБЕД
6 Х=Х+ КАРТА РАДАР ПОЛИП ТИТУЛ
7 +Х+Х БАНАН МАСКА КАРАТ УКСУС
8 О=+= АРЕНА АРТУР ФИНИШ ОПЛОТ
9 +О+:О ЭПОПЕЯ ПРОРОК МНЕНИЕ КОСМОС
10 =++О ОБИХОД САТУРН ФАРАОН БОСФОР
11 +О+О ФОСФОР СЛАЛОМ АНШЛАГ ПОНТОН
12 =О:ОХО МЕЦЕНАТ ДОГОВОР РЕГАТА КАЗАРМА
13 -:О: ОБЛАЧКО АНТЕННА ИМПЕРИЯ ПРИНЦИП
14 +=+:О АРТЕРИЯ РЕЗЕРВЫ АСПИРИН РЕФЛЕКС
15 +О:3= О= ОРНАМЕНТ ДОМИНИОН РИФЛЕНИЕ СТРОЕНИЕ
16 ?- : =Х КОНТРАКТ ИНДИАНКА МАРГАРИН ОПЕРЕНИЕ

Ответы:

  • озон
  • тест
  • игла
  • хата
  • бобр
  • титул
  • укус
  • Артур
  • мнение
  • Босфор
  • понтон
  • казарма
  • облачко
  • резервы
  • рифление
  • оперение

4 задание. Задачи на разрезание фигур на одинаковые части.

ПОКАЗ УЧИТЕЛЯ, ОБЪЯСНЕНИЕ

Задача 1. Разрежь фигуру по линиям сетки на 3 одинаковые части (рис. 1).

img16.gif (926 bytes)

Решение:

Для решения такого типа задач полезно сосчитать число квадратов, из которых составлена фигура, и найти число квадратов, из которых должна состоять каждая ее часть. Фигура на рисунке 31 состоит из 9 квадратов, ее надо разрезать на 3 одинаковые части, следовательно, каждая часть должна состоять из трех квадратов. Фигурок, состоящих из трех квадратов, 2: полоска и уголок (рис. 2).

Фигуру на рисунке 31 разрезать на полоски невозможно, а на 3 уголка она делится (рис. 3).

img18.gif (1185 bytes)

Задача 2. Разрежь фигуру по линиям сетки на 4 одинаковые части (рис. 4) двумя способами.

Решение:

Фигура на рисунке 4 состоит из 16 квадратов, ее надо разрезать на 4 одинаковые части. Каждая часть будет состоять из четырех квадратов. Имеется 5 фигурок, состоящих из 4 квадратов (рис. 5):

Фигуру на рисунке 4 можно разрезать двумя способами: на 4 полоски и на 4 уголка.

5 задание. Логические задачи.

ПОКАЗ УЧИТЕЛЯ, ОБЪЯСНЕНИЕ

Задача 1. Три котенка - Касьянка, Том и Плут - съели плотвичку, окуня и карася. Касьянка не ел ни плотвичку, ни окуня. Том не ел плотвичку. Какую рыбку съел каждый котенок?

Решение:

Составим таблицу, в которой строки обозначены именами персонажей задачи, а столбцы - названиями рыб, которых они съели.

Касьянка не ел ни плотвичку, ни окуня: в соответствующих клетках таблицы ставим "-". Том не ел плотвичку - в соответствующей клетке ставим "-".

Как видно из таблицы 2, а, Касьянка мог съесть только карася, а плотвичку мог съесть только Плут: в соответствующих клетках таблицы ставим "+".

Следовательно, Том съел окуня: в соответствующей клетке таблицы ставим "+".

Задача 2. Карлсон, Винни-Пух и Сиропчик участвовали в конкурсе сладкоежек. Карлсон не занял второго места. Винни-Пух не занял ни первого, ни второго места. Какое место занял Карлсон? Винни-Пух? Сиропчик?

Решение:

Составим таблицу, в которой строки обозначены именами персонажей задачи, а столбцы - номерами мест, которые они заняли.

Сделаем пометки в таблице, соответствующие условию задачи.

Поскольку каждый персонаж занял какое-то место и каждое из трех первых мест было занято каким-то персонажем, мы можем в строке, в которой стоят два минуса, не задумываясь, поставить в третью клетку плюс и в столбце, в котором стоят два минуса, поставить в третью клетку плюс. Винни-Пух занял третье место, а Сиропчик - второе.

Заметим, что если в какой-то клетке стоит плюс, то в остальных клетках строки и столбца, на пересечении которых он стоит, надо поставить минус.

Осталась единственная пустая клетка на пересечении строки К. и I столбца. В остальных клетках этой строки и этого столбца стоят минусы, следовательно, в пустую клетку надо поставить плюс - Карлсон занял первое место.

6 задание. Текстовые задачи.

Задача 1. Три ластика, один карандаш и два блокнота стоят 22 рубля. Один ластик, три карандаша и два блокнота стоят 38 рублей. Сколько стоит комплект из одного ластика, одного карандаша и одного блокнота?

Решение:

Если сложить стоимость 3 ластиков, 1 карандаша и 2 блокнотов со стоимостью 1 ластика, 3 карандашей и 2 блокнотов, то мы получим, что 4 ластика, 4 карандаша и 4 блокнота стоят 22 + 38 = 60 рублей.

Таким образом, 4 комплекта, каждый из которых состоит из 1 ластика, 1 карандаша и 1 блокнота, стоят 60 рублей, а значит, один комплект стоит 60 : 4 = 15 рублей.

Задача 2. Лена, Рита и Оксана договорились купить к празднику 12 пирожных. Рита купила 5 штук по одной и той же цене, Оксана - 7 штук по той же цене, а Лена вместо своей доли пирожных внесла 24 рубля. Как Рите и Оксане разделить между собой эти деньги, если Лена, Рита и Оксана съели пирожных поровну?

Решение:

Лена, Рита и Оксана съели 12 пирожных поровну, то есть по 4 пирожных каждая. Лена за свои 4 пирожных заплатила 24 рубля, следовательно, одно пирожное стоит 24 : 4 = 6 рублей.

Рита купила 5 пирожных, значит, ей надо вернуть деньги за 1 пирожное, то есть 6 рублей. Оксана купила 7 пирожных, значит, ей надо вернуть деньги за 3 пирожных, то есть 6-3 = 18 рублей.

Задача 3. По двору гуляют козы и гуси. Известно, что всего у них 8 голов и 26 ног. Сколько гусей гуляет по двору?

Решение:

Если бы по двору гуляли одни гуси, то всего было бы 16 ног (8 пар ног). А по условию задачи всего 26 ног (13 пар ног). Следовательно, 5 пар ног могут принадлежать только козам, то есть коз было 5, а гусей - 3.

Подведение итогов. Награждение активных детей.