Устное сочинение - описание картины И.Э. Грабаря "Февральская лазурь" (интегрированный урок)

Разделы: Русский язык


Цели описываемого урока (проецируются на экране):

  • показать учащимся художественные достоинства картины;
  • закрепить и углубить представление об описании;
  • активизировать лексику по теме картины;
  • повторить навыки использования оценочной лексики;

Задачи:

  • привести в систему умения учащихся;
  • обобщить их знания;
  • дать сведения искусствоведческого характера;
  • формировать коммуникативную и культуроведческую компетенции;

ХОД УРОКА

Тема урока намеренно не объявляется. Говорится лишь то, что сегодня мы совершим экскурсию в музей по четырем залам.

1 зал – искусствоведческий;
2 зал – литературный;
3 зал – лингвистический;
4 зал – творческий.

Мы входим в первый зал нашего музея – искусствоведческий, где нас встречает экскурсовод, роль которого выполняет старшеклассник. Он заранее получил задание – найти материал о художнике И.Э. Грабаре, подобрать картины – описания пейзажей, созданные художником.
Сначала идет повторение. Экскурсовод проверяет у обучающихся знание искусствоведческих терминов, знакомых детям (живопись, пейзаж, фон, палитра, эскиз и т.п.). Затем на экране высвечивается портрет художника. Экскурсовод кратко знакомит учеников с биографией И.Э. Грабаря. Рассказывает о том, что Грабарь был попечителем и директором Третьяковской галереи, а также организатором и директором Центральных реставрационных мастерских в г. Москве, которым позднее было присвоено его имя.
Затем мы устремляем вой взгляд на стены зала нашего воображаемого музея, на которых – замечательные пейзажи художника И.Э.Грабаря («Белая зима», «Грачиные гнезда», «Мартовский снег» и др.). Рекомендуется просто смотреть на картины. Фоном негромко звучит спокойная музыка. При рассматривании картин под музыку у детей создается «созвучное» настроение, усиливается зрительное восприятие, воображение становится ярче, образнее. После проводим небольшую беседу.
– Понравились ли вам картины?
– Что объединяет все эти картины? (Все они пейзажи)
Мы объясняем обучающимся, что слово рисовать художники не используют. Они употребляют слово писать (писать картину; картина; написанная маслом).
На этом мы прощаемся с первым залом и направляемся в следующий – литературный. До урока детям было дано опережающее задание – подобрать стихи русских и якутских поэтов о природе. Во многих стихотворениях упоминается береза.
Вначале идет попутное повторение терминов, в данном случае,  литературных: ритм, рифма, рифмовка, виды рифмовки – парная, перекрестная, опоясывающая.
Определяем виды рифмовки в стихотворениях (на экране). После работы прослушиваем выразительное чтение (2-3 стихотворения).
Вместе делаем вывод:
Автор пейзажей – художник И.Э.Грабарь не просто написал картины, глядя на которые радуется глаз, а поэты создали стихи, слушая которые, представляешь себе всю эту волшебную красоту. Вольно или невольно они преподнесли нам урок – урок доброты, красоты, человечности. Они хотели, чтобы мы преклонялись перед красотой нашей родной природы, любили свою родину, гордились ею, символом которой по праву является скромное деревце – березка.

1. В 3-м зале задаю ребятам вопрос:

– Разгадайте загадку урока: Зачем мы отправились в музей?
– Чтобы познакомится  с пейзажной живописью (ученики).

2. – Вспомните первый и второй залы нашего музея.
–  Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать в лингвистическом зале?
– Над описанием природы, березы (ученики).
– Правильно. Тема нашего урока: «Описание картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»».

3. На экране проецируется картина.

Предлагаются следующие виды работы:

– Первичное восприятие картины.
– Воспоминания художника о том, как создавалось полотно (рассказ учителя): Что поразило художника в зимнем пейзаже? Как он это изобразил?
– Словарно-стилистическая работа.

Словарный диктант:

  • природа, пейзаж, повествование, описание, рассуждение, сочинение, устное рисование;
  • работа в парах, выставление друг другу оценок; 
  • на экране проецируется ключ к диктанту; 
  • объясняются орфограммы, повторяются типы речи;

План на экране:

  • Общее представление описываемого;
  • Описание  деталей, частей;
  • Отношение к описываемому.

– Выяснение значения слов (по словарю) – синонимов цветового ряда: «лазурь», «лазоревый», «коралловый», «сапфировый»…
– Выяснение значений других слов.
– Анализ лексики текста-образца.
– На экране проецируется текст В.Бочарникова «Береза в инее».

Береза в инее

Береза взметнулась из сине-белых снегов и взлетела под самое небо. Крепкая, сильная, молодая береза.
Мороз властвует, задиристый, злой, неотступный. Никому никакой поблажки. Березу сжал, пленил жестоким холодом. Ничем защититься дереву от мороза, и оно живет, держится разве что своей стойкостью и мечтой: выжить и еще раз поликовать весной.
И деревья могут учить людей любить жизнь.

– Нахождение общего между текстом и картиной.
– Подбор синонимов к глаголам из текста.
– Отбор из текста материала к описанию картины.
– Работа с учебником:

  • выполнение упражнения 356, 358;
  • составление словарных сочетаний и предложений со словами береза, небо, снег, день, блестеть, необычайный, изобразил и др.
  • Задается вопрос: Какие же краски увидел в природе и стремился передать на полотне И.Э.Грабарь? (Вопрос позволяет вспомнить значение слов – «лазоревый» и пр.)

– Вывод: учащиеся отвечают на основной вопрос: Почему картина названа «Февральская лазурь»? Какова основная мысль художника?

Ответы учащихся:

1. Хотя в центре картины И.Э.Грабарь изобразил молодую березу, но запоминается больше фон, его лазурный цвет.
2. Картина названа так, потому что на ней изображен прекрасный солнечный февральский день. От картины остается радостное и праздничное настроение. Кажется, что сейчас произойдет, что-то хорошее, чудо.

4. – А теперь перейдем в творческий зал.

Ученики уже готовы к описанию картины: материал для этого собран. Есть готовые словарные сочетания, предложения, т.е. конструкции.

Устное описание картины (работа в парах)

Ученики выставляют оценки  по следующему плану:

  • Есть ли общее представление описываемого;
  • Описаны ли детали, части;
  • Отражено ли отношение к описываемому.

Тех, кто получил «5», слушает весь класс.