Цели описываемого урока (проецируются на экране):
- показать учащимся художественные достоинства картины;
- закрепить и углубить представление об описании;
- активизировать лексику по теме картины;
- повторить навыки использования оценочной лексики;
Задачи:
- привести в систему умения учащихся;
- обобщить их знания;
- дать сведения искусствоведческого характера;
- формировать коммуникативную и культуроведческую компетенции;
ХОД УРОКА
Тема урока намеренно не объявляется. Говорится лишь то, что сегодня мы совершим экскурсию в музей по четырем залам.
1 зал – искусствоведческий;
2 зал – литературный;
3 зал – лингвистический;
4 зал – творческий.
Мы входим в первый зал нашего музея –
искусствоведческий, где нас встречает
экскурсовод, роль которого выполняет
старшеклассник. Он заранее получил задание –
найти материал о художнике И.Э. Грабаре,
подобрать картины – описания пейзажей,
созданные художником.
Сначала идет повторение. Экскурсовод проверяет у
обучающихся знание искусствоведческих терминов,
знакомых детям (живопись, пейзаж, фон, палитра,
эскиз и т.п.). Затем на экране высвечивается
портрет художника. Экскурсовод кратко знакомит
учеников с биографией И.Э. Грабаря. Рассказывает
о том, что Грабарь был попечителем и директором
Третьяковской галереи, а также организатором и
директором Центральных реставрационных
мастерских в г. Москве, которым позднее было
присвоено его имя.
Затем мы устремляем вой взгляд на стены зала
нашего воображаемого музея, на которых –
замечательные пейзажи художника И.Э.Грабаря
(«Белая зима», «Грачиные гнезда», «Мартовский
снег» и др.). Рекомендуется просто смотреть на
картины. Фоном негромко звучит спокойная музыка.
При рассматривании картин под музыку у детей
создается «созвучное» настроение, усиливается
зрительное восприятие, воображение становится
ярче, образнее. После проводим небольшую беседу.
– Понравились ли вам картины?
– Что объединяет все эти картины? (Все они
пейзажи)
Мы объясняем обучающимся, что слово рисовать
художники не используют. Они употребляют
слово писать (писать картину; картина;
написанная маслом).
На этом мы прощаемся с первым залом и
направляемся в следующий – литературный. До
урока детям было дано опережающее задание –
подобрать стихи русских и якутских поэтов о
природе. Во многих стихотворениях упоминается
береза.
Вначале идет попутное повторение терминов, в
данном случае, литературных: ритм, рифма,
рифмовка, виды рифмовки – парная, перекрестная,
опоясывающая.
Определяем виды рифмовки в стихотворениях (на
экране). После работы прослушиваем выразительное
чтение (2-3 стихотворения).
Вместе делаем вывод:
Автор пейзажей – художник И.Э.Грабарь не просто
написал картины, глядя на которые радуется глаз,
а поэты создали стихи, слушая которые,
представляешь себе всю эту волшебную красоту.
Вольно или невольно они преподнесли нам урок –
урок доброты, красоты, человечности. Они хотели,
чтобы мы преклонялись перед красотой нашей
родной природы, любили свою родину, гордились ею,
символом которой по праву является скромное
деревце – березка.
1. В 3-м зале задаю ребятам вопрос:
– Разгадайте загадку урока: Зачем мы
отправились в музей?
– Чтобы познакомится с пейзажной живописью
(ученики).
2. – Вспомните первый и второй залы
нашего музея.
– Как вы думаете, над чем мы сегодня будем
работать в лингвистическом зале?
– Над описанием природы, березы (ученики).
– Правильно. Тема нашего урока: «Описание
картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»».
3. На экране проецируется картина.
Предлагаются следующие виды работы:
– Первичное восприятие картины.
– Воспоминания художника о том, как создавалось
полотно (рассказ учителя): Что поразило художника
в зимнем пейзаже? Как он это изобразил?
– Словарно-стилистическая работа.
Словарный диктант:
- природа, пейзаж, повествование, описание, рассуждение, сочинение, устное рисование;
- работа в парах, выставление друг другу оценок;
- на экране проецируется ключ к диктанту;
- объясняются орфограммы, повторяются типы речи;
План на экране:
- Общее представление описываемого;
- Описание деталей, частей;
- Отношение к описываемому.
– Выяснение значения слов (по словарю) –
синонимов цветового ряда: «лазурь», «лазоревый»,
«коралловый», «сапфировый»…
– Выяснение значений других слов.
– Анализ лексики текста-образца.
– На экране проецируется текст В.Бочарникова
«Береза в инее».
Береза в инее
Береза взметнулась из сине-белых снегов и
взлетела под самое небо. Крепкая, сильная,
молодая береза.
Мороз властвует, задиристый, злой, неотступный.
Никому никакой поблажки. Березу сжал, пленил
жестоким холодом. Ничем защититься дереву от
мороза, и оно живет, держится разве что своей
стойкостью и мечтой: выжить и еще раз поликовать
весной.
И деревья могут учить людей любить жизнь.
– Нахождение общего между текстом и картиной.
– Подбор синонимов к глаголам из текста.
– Отбор из текста материала к описанию картины.
– Работа с учебником:
- выполнение упражнения 356, 358;
- составление словарных сочетаний и предложений со словами береза, небо, снег, день, блестеть, необычайный, изобразил и др.
- Задается вопрос: Какие же краски увидел в природе и стремился передать на полотне И.Э.Грабарь? (Вопрос позволяет вспомнить значение слов – «лазоревый» и пр.)
– Вывод: учащиеся отвечают на основной вопрос: Почему картина названа «Февральская лазурь»? Какова основная мысль художника?
Ответы учащихся:
1. Хотя в центре картины И.Э.Грабарь изобразил
молодую березу, но запоминается больше фон, его
лазурный цвет.
2. Картина названа так, потому что на ней
изображен прекрасный солнечный февральский
день. От картины остается радостное и
праздничное настроение. Кажется, что сейчас
произойдет, что-то хорошее, чудо.
4. – А теперь перейдем в творческий зал.
Ученики уже готовы к описанию картины: материал для этого собран. Есть готовые словарные сочетания, предложения, т.е. конструкции.
Устное описание картины (работа в парах)
Ученики выставляют оценки по следующему плану:
- Есть ли общее представление описываемого;
- Описаны ли детали, части;
- Отражено ли отношение к описываемому.
Тех, кто получил «5», слушает весь класс.