Жизнь-это всегда движение вперед, и нужно знать не только то, что делать сегодня, но и куда идти завтра.
Отличительной чертой большинства инновационных школ России, независимо от их статуса, специализации, технической оснащенности является изменение места и роли библиотеки в учебном процессе по сравнению с традиционным.
Планирование путей развития реально встает перед любой библиотекой, желающей развиваться, даже если в данный момент не видно никаких путей явного улучшения ее материально-технической и кадровой базы. Сетевое взаимодействие дает возможность использовать даже самые минимальные средства, которые есть или могут быть у библиотеки.
Именно для определения вектора развития библиотеки в школе, поиска партнеров, политики комплектования фондов и кадров, создания более мощной информационной базы библиотеки, улучшения качественного обслуживания читателей, предлагаем модель библиотечно-информационного центра (БИЦ), созданного на базе школы № 56 и включающего в сферу сетевого взаимодействия библиотеки школ микрорайона.
Сетевая организация управления качеством библиотечно-информационного развития строится на принципах взаимодействия, социального партнерства, вариативности, информационных потоков и адресности и характеризуются тем, что узлы этих сетей несут уникальный ресурс, не дублируя, а дополняя друг друга. Каждый узел сети несет в себе определенный функционал и содержание. Структурной единицей, основным элементом, формой сетевого обмена и образования является сетевая образовательная программа (СОП).
Основополагающими идеями построения сетевых образовательных программ являются:
- создание условий для появления новых видов деятельности участников образовательного пространства на основе сетевой совместной деятельности;
- создание условий для развития субъектов образовательного процесса через выстраивание индивидуальной траектории развития и образования;
Можно выделить следующие виды СОП.
По возрастной категории участников сетевого образования:
- СОП, предназначенные для взрослых (преподавателей, родителей и т.д.);
- СОП, разработанные взрослыми для детей (педагогические и родительские инициативы);
- СОП, разработанные детьми для детей (проектная деятельность учащихся).
- По целевой аудитории
- СОП для повышения квалификации взрослых;
- СОП, направленные на формирование универсальных способов деятельности и включающие участников Сети в непосредственную творческую, исследовательскую или проектную деятельность.
Сетевая модель способствует:
- Cсозданию условий для появления новых видов деятельности участников образовательного пространства на основе сетевой совместной деятельности;
- созданию условий для развития субъектов образовательного процесса через выстраивание индивидуальной траектории развития и образования;
- Более полному и быстрому обеспечению информационной поддержки;
- Повышению эффективности использования информационных ресурсов;
- Расширению возможностей для повышения уровня профессиональной компетентности библиотечных работников;
- Объединению усилий для предоставления расширенного репертуара научно-популярных, справочных, и периодических изданий, вплоть до организации межбиблиотечного абонемента (МБА);
- Созданию единой информационной сети (через Интернет, собственную локальную сеть в будущем);
- Созданию объединенного справочно-библиографического аппарата на основе электронной версии;
- Повышению эффективности обслуживания пользователей библиотеки;
- Внедрению современных технологий, инновационных проектов;
- Организации обучения библиотекарей микрорайона ИКТ на базе школы №56
Основные направления деятельности библиотечно-информационного центра:
- Пополнение банка педагогической информации
- Разработка, приобретение, усовершенствование программного обеспечения.
- Оказание методической консультационной помощи педагогам школ, родителям, учащимся в получении информации из библиотечно-информационного центра.
- Создание условий для учителей в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения через объединенный электронный каталог ( локальную сеть, Интернет).
- Оказание практической помощи учителям при проведении занятий на базе библиотечно-информационного центра с использованием различных информационных средств обучения.
- Создание (на основе имеющихся в библиотечно-информационном центре) методических описаний, обучающих программ для интеллектуального развития школьников, формирования.
- навыков и умений самостоятельной, творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации.
- Осуществление посреднических услуг по удовлетворению запросов пользователей по доставке информации, заказанной литературы по МБА.
- Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики, работы с компьютерными программами и CD-ROM- технологиями.
- Развитие информационной грамотности учащихся.
- Создание единого сетевого плана проведения уроков информационной грамотности.
- Проведение курсов и обучающих семинаров по внедрению ИКТ в деятельность школьных библиотекарей.
Организация БИЦ школы №56 г. Улан-Удэ
Основные функции библиотечно-информационного центра
1.Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции развития школы, сетевого сообщества
2. Информационная – предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя, места нахождения.
3. Культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся всех школ, входящих в сетевое сообщество.
Основные мероприятия по организации БИЦ на основе сетевого сотрудничества .
- Разработка нормативных документов, регламентирующих деятельность БИЦ в условиях сетевого сотрудничества.
- Заключение договоров о межсетевом сотрудничестве.
- Разработка единого сетевого плана работы.
- Развитие материально-технической базы БИЦ
- Разработка сетевых образовательных программ .
- Организация единой сетевой подписки на периодическую печать.
- Разработка прейскуранта, предлагаемых платных услуг
- Реклама новых возможностей БИЦ
- Корпоративный сайт.