Создание единого информационного пространства на базе БИЦ (Библиотечно-информационный центр)

Разделы: Организация школьной библиотеки


Жизнь-это всегда движение вперед, и нужно знать не только то, что делать сегодня, но и куда идти завтра.

Отличительной чертой большинства инновационных школ России, независимо от их статуса, специализации, технической оснащенности является изменение места и роли библиотеки в учебном процессе по сравнению с традиционным.

Планирование путей развития реально встает перед любой библиотекой, желающей развиваться, даже если в данный момент не видно никаких путей явного улучшения ее материально-технической и кадровой базы. Сетевое взаимодействие дает возможность использовать даже самые минимальные средства, которые есть или могут быть у библиотеки.

Именно для определения вектора развития библиотеки в школе, поиска партнеров, политики комплектования фондов и кадров, создания более мощной информационной базы библиотеки, улучшения качественного обслуживания читателей, предлагаем модель библиотечно-информационного центра (БИЦ), созданного на базе школы № 56 и включающего в сферу сетевого взаимодействия библиотеки школ микрорайона.

Сетевая организация управления качеством библиотечно-информационного развития строится на принципах взаимодействия, социального партнерства, вариативности, информационных потоков и адресности и характеризуются тем, что узлы этих сетей несут уникальный ресурс, не дублируя, а дополняя друг друга. Каждый узел сети несет в себе определенный функционал и содержание. Структурной единицей, основным элементом, формой сетевого обмена и образования является сетевая образовательная программа (СОП).

Основополагающими идеями построения сетевых образовательных программ являются:

  • создание условий для появления новых видов деятельности участников образовательного пространства на основе сетевой совместной деятельности;
  • создание условий для развития субъектов образовательного процесса через выстраивание индивидуальной траектории развития и образования;

Можно выделить следующие виды СОП.

По возрастной категории участников сетевого образования:

  • СОП, предназначенные для взрослых (преподавателей, родителей и т.д.);
  • СОП, разработанные взрослыми для детей (педагогические и родительские инициативы);
  • СОП, разработанные детьми для детей (проектная деятельность учащихся).
  • По целевой аудитории
  • СОП для повышения квалификации взрослых;
  • СОП, направленные на формирование универсальных способов деятельности и включающие участников Сети в непосредственную творческую, исследовательскую или проектную деятельность.

Сетевая модель способствует:

  • Cсозданию условий для появления новых видов деятельности участников образовательного пространства на основе сетевой совместной деятельности;
  • созданию условий для развития субъектов образовательного процесса через выстраивание индивидуальной траектории развития и образования;
  • Более полному и быстрому обеспечению информационной поддержки;
  • Повышению эффективности использования информационных ресурсов;
  • Расширению возможностей для повышения уровня профессиональной компетентности библиотечных работников;
  • Объединению усилий для предоставления расширенного репертуара научно-популярных, справочных, и периодических изданий, вплоть до организации межбиблиотечного абонемента (МБА);
  • Созданию единой информационной сети (через Интернет, собственную локальную сеть в будущем);
  • Созданию объединенного справочно-библиографического аппарата на основе электронной версии;
  • Повышению эффективности обслуживания пользователей библиотеки;
  • Внедрению современных технологий, инновационных проектов;
  • Организации обучения библиотекарей микрорайона ИКТ на базе школы №56

Основные направления деятельности библиотечно-информационного центра:

  1. Пополнение банка педагогической информации
  2. Разработка, приобретение, усовершенствование программного обеспечения.
  3. Оказание методической консультационной помощи педагогам школ, родителям, учащимся в получении информации из библиотечно-информационного центра.
  4. Создание условий для учителей в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения через объединенный электронный каталог ( локальную сеть, Интернет).
  5. Оказание практической помощи учителям при проведении занятий на базе библиотечно-информационного центра с использованием различных информационных средств обучения.
  • Создание (на основе имеющихся в библиотечно-информационном центре) методических описаний, обучающих программ для интеллектуального развития школьников, формирования.
  • навыков и умений самостоятельной, творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации.
  • Осуществление посреднических услуг по удовлетворению запросов пользователей по доставке информации, заказанной литературы по МБА.
  • Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики, работы с компьютерными программами и CD-ROM- технологиями.
  • Развитие информационной грамотности учащихся.
  • Создание единого сетевого плана проведения уроков информационной грамотности.
  • Проведение курсов и обучающих семинаров по внедрению ИКТ в деятельность школьных библиотекарей.

Организация БИЦ школы №56 г. Улан-Удэ

Основные функции библиотечно-информационного центра

1.Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции развития школы, сетевого сообщества

2. Информационная – предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя, места нахождения.

3. Культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся всех школ, входящих в сетевое сообщество.

Основные мероприятия по организации БИЦ на основе сетевого сотрудничества .

  1. Разработка нормативных документов, регламентирующих деятельность БИЦ в условиях сетевого сотрудничества.
  2. Заключение договоров о межсетевом сотрудничестве.
  3. Разработка единого сетевого плана работы.
  4. Развитие материально-технической базы БИЦ
  5. Разработка сетевых образовательных программ .
  6. Организация единой сетевой подписки на периодическую печать.
  7. Разработка прейскуранта, предлагаемых платных услуг
  8. Реклама новых возможностей БИЦ
  9. Корпоративный сайт.