Цель урока:
Способствовать развитию художественных способностей учеников. Расширить представление учеников о новогодних традициях разных стран мира.
Материалы и принадлежности:
- Макеты “Корова” и “Бык”.
- Цветная бумага, карандаши, ножницы, клей ПВА или клеевой карандаш.
- Копировальная бумага, наклейки, новогодние атрибуты для украшения открытки: блестки, канитель и др. (готовит педагог).
- Цветные картинки с изображением коровы, быка и печатной машинки.
План урока:
- Подготовка к работе.
- Теоретическая часть. Празднование Нового года в разных странах.
- Объяснение практического задания.
- Выполнение практической работы.
- Подведение итогов урока.
Урок трудового обучения начинается с организационной части. Поскольку предстоит работать с цветной бумагой, ножницами и клеем, необходимо приготовить все исходные материалы и принадлежности, а также желательно застелить столы клеенкой. Учитель, сообщив ученикам тему занятия, переходит к теме празднования Нового года в различных странах.
Традиции празднования Нового Года в разных странах связаны с историей этих стран, поэтому в разных странах Новый год отмечается по-разному. (Приложение 1)
Учитель: Ребята! А как отмечают Новый Год у вас в семье?
Ученики: Рассказывают про празднование Нового года и про семейные традиции.
Учитель: Очень хорошо! Теперь мы с вами будем знать не только наши, российские, традиции, но и традиции других народов. Наверное, вы обратили внимание на то, что по китайскому, гороскопу каждый год имеет свой символ. Сколько их?
Ученики: Двенадцать!
Учитель: Правильно! А какое животное является символом наступающего года?
Ученики: Бык.
Учитель: Совершенно верно! По восточному календарю наступающий 2009 год – год быка, или коровы. Это животное символизирует стабильность, уверенность в своих силах и природную мощь, необходимые человеку для осуществления его планов. Поэтому наша с вами задача – не просто нарисовать традиционную новогоднюю открытку, а сконструировать открытку с изображением быка или коровы.
Прежде чем начнем работу над аппликацией, еще раз внимательно изучим по картинкам (вешает на доску цветные изображения животных) внешний вид быка и коровы (раздает макеты – по одному на парту). (Рис.1)
Рис. 1. Макет с изображением коровы и быка.
Учитель: Кто-нибудь из вас знает, что такое копировальная бумага и как ею пользоваться?
Ученики: Нет!
Учитель: Когда еще не было компьютеров и принтеров, тексты печатали на механических печатных машинках (показывает картинку), и чтобы получить сразу несколько экземпляров текста, под лист белой бумаги подкладывали лист копировальной бумаги, или копирки, и так несколько раз (демонстрирует). Мы же с вами будем использовать копировальную бумагу для перевода изображения с макета на цветную бумагу. Помните, что если вы копируете изображение на изнаночную сторону бумаги, оно получится “зеркальным”. Копирку надо класть черным глянцевым слоем вниз. Прежде чем работать над открыткой, давайте попробуем это сделать на черновике.
Далее учитель переходит к объяснению практического задания.
Учитель: Наша с вами задача сделать новогоднюю открытку. Обязательными ее элементами будут бык или корова (выбираете кому кто больше по душе) и надпись “2009”. Остальные изображения и надписи – на ваше усмотрение. На макете есть новогодние поздравления, но вы можете придумать свои. Главное условие: открытка должна быть красивой, нарядной и праздничной.
Даю вам несколько минут подумать над оформлением открытки.
А теперь приступаем к работе. Начинаем с того, что переводим изображение с макета на цветную бумагу с помощью копировальной бумаги. (Рис. 2)
Рис. 2. Копирование изображения с макета на цветную бумагу.
Следующий этап работы: вырезаем животное и его детали из бумаги. Делаем это очень аккуратно. (Рис. 3)
Рис. 3. Вырезаем животное из цветной бумаги.
Пятна на быке или корове можно сделать не только белыми или черными, как на макете, но и цветными, а еще интереснее – узорными или блестящими. Ведь наш символ – сказочный!
А теперь наклеиваем корову или быка на открытку. В вашем распоряжении наклейки, мишура, блестки, банты и многое другое. Приступаем к украшению. (Рис.4)
Рис. 4. Украшение открытки.
Урок завершается подведением итогов. Еще раз обобщаются полученные знания и творчески оцениваются результаты практической работы учеников. (Рис. 5)
Рис. 5. Итоги урока.