Сегодня совершенствование учебного процесса требует развития и внедрения новых, нетрадиционных форм обучения. Изменение форм обучения влечет за собой изменение в системе контроля с учетом личностного роста ученика. Она становится более гибкой, позволяющей, с одной стороны, организовывать контроль знаний, умений и навыков, а с другой стороны - находить возможность развития интеллектуальных и творческих способностей учащегося.
Рассматривая возможность контроля и оценки знаний с позиции личностно ориентированного обучения, необходимо понимание важности активной деятельности ученика, превращающее его из пассивного объекта воздействия
в активного субъекта деятельности.
Деятельность на уроке(внеклассном мероприятии) рассматривается как последовательная цепь действий:
- настройка (актуализация);
- целе полагание;
- определение критериев успеха;
- планирование собственной деятельности;
- реализация плана;
- рефлексия;
- оценивание.
- коррекция собственной деятельности.
Нетрадиционные формы контроля существенно отличаются от традиционных форм эмоциональным настроем ученика. Зачастую игровые формы работы имеют более широкие возможности развития памяти, внимания, мышления школьника, воспитания каждой личности и коллектива в целом.
ИГРА – это самая свободная, естественная форма погружения ученика в реальную ( или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления “ Я ”, творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре познавательная деятельность носит личностный характер, ее становление и развитие осуществляется посредством включения учащегося в проектную, исследовательскую деятельность.
ПРОЕКТНАЯ деятельность создает условия для совместного сотрудничества педагога и ученика по разработке проекта, базирующегося “ на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний”, как инструмент развития самостоятельности учащегося. Проектная деятельность может быть как групповая, так и индивидуальная.
В данной работе – “ УРОКЕ ЗДОРОВЬЯ” презентация “ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА” выполнена учащимся 6 Б класса Черновым Олегом, а “ЗАДАЧИ – БЕНИФИС” Щипковой Марией и Хитовой Ксенией 6 Б класса.
ЗАЩИТА ПРОЕКТА является умением отстаивать свои взгляды и убеждения при защите своего проекта, участвовать в коллективной оценке результатов деятельности, правильно реагировать на критику.
Образовательные задачи:
обеспечить в ходе урока контроль и корректировку усвоения алгоритма решения примеров и задач на сложение, вычитание, умножение, деление десятичных дробей, усвоения порядка действий.
Развивающие задачи:
- формирование развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях, совершенствование учебных умений и навыков, умения анализировать и обобщать знания в процессе решения задач.
Воспитательные задачи:
- воспитание осознанной потребности в знаниях, познавательный интерес к предмету через приобретение дополнительных знаний о здоровом образе жизни, об исторических фактах из жизни замечательных людей, о болезнях и борьбе с ними, умения видеть красоту окружающего мира.
Тип урока. Урок обобщения, систематизации и корректировки знаний.
Вид урока. .Урок-игра с применением компьютера.
Метод. Комбинированный (словестно-наглядно-практический).
Структура урока:
1. Организационный момент Постановка задачи.
1.1. Актуальность темы.
1.2. Постановка задачи.
1.3. Навыки и умения, необходимые для успешной
работы на уроке.
1.4. Инструктаж по правилам работы.
2. Изучение нового материала по плану:
2.1. Актуализация знаний.
2.2. Проверка техники счета на сложение, вычитание,
умножение, деление десятичных дробей.
2.3. Блиц опрос теории.
2.4. Работа в группах- решение задач на сравнение
выражений.
2.5. Устная историческая справка.
3. Применение знаний на практике. Проверка усвоения темы.
3.1. бенефис домашних задач.
3.2 Физкультурная пауза.
4. Обобщение и систематизации знаний.
4.1. Рецепт здоровья, профилактика заболеваний.
4.2. Новые слова, выражения, высказывания, факторы
здоровья.
5. Заключение и выводы.
6. Краткий инструктаж по домашнему заданию.
7. Подведение итогов работы учащихся, объявление оценок.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ “ЗДОРОВЬЯ”
За неделю до проведения урока дети получают анкету “Здоровый образ жизни”, в которой по желанию можно ответить на имеющиеся в ней вопросы.
Учащиеся делятся на 4-5 команд, которые обсуждают эти вопросы, подбирают и оформляют плакаты в виде облачков “Пословицы и поговорки” о здоровье.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ЗДОРОВЬЕ (собраны учащимися )
ОФОРМЛЕНИЕ СТЕН КЛАССА:
1. Вокруг надписи “УРОК ЗДОРОВЬЯ” висят плакаты:
“НАДО, ЧТОБЫ УМ БЫЛ ЗДОРОВЫМ В ТЕЛЕ ЗДОРОВОМ” (Ювенал);
“ЗДОРОВЬЕ – ЭТО ЕДИНСТВЕННАЯ ДРАГОЦЕННОСТЬ” (Монтень);
“ЗАБОТУ О ПИЩЕ И УХОДЕ ЗА ТЕЛОМ НУЖНО ОТНЕСТИ К ОБЛАСТИ
ЗДОРОВЬЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ СИЛ, А НЕ К ОБЛАСТИ НАСЛАЖДЕНИЯ” (Цецерон).
И два стенда (заполняются по ходу урока)
“СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ НА УРОКЕ”.
Дентин . Кариес. Дженнер. Вакцинация. Ибн Сина. Канон Науки Врачебной. .Холера. Чёрная оспа. И др.
Знание своего тела. Гигиена тела. Гигиена полости рта. Гигиена труда и отдыха. Гигиена питания. Питание и здоровье.
Профилактика инфекционных заболеваний. Безопасное поведение на дорогах. Предупреждение употребления психоактивных средств.
“ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ”
ГЛАВНЫЕ ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ:
ДВИЖЕНИЕ. ЗАКАЛИВАНИЕ. ПИТАНИЕ. РЕЖИМ. АКТИВНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ФАКТОРЫ, УХУДШАЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ :
МАЛОПОДВИЖНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ. ПЛОХОЙ СОН.
СТРЕСС. КУРЕНИЕ. УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКАГОЛЯ. НАРКОМАНИЯ.
Здоровье детей – ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ – БУДУЩЕЕ ГОСУДАРСТВА
ХОД УРОКА – внеклассного мероприятияУЧИТЕЛЬ: “Здравствуйте, дорогие дети! Я говорю вам “здравствуйте”, а это значит, что я всем вам желаю здоровья. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем! Успех нашего урока целиком и полностью зависит от взаимовыручки товарищей и каждого из вас. Весь урок мы будим “ ДЕШИФРОВЩИКАМИ” медицинских терминов, имен ученых, различных высказываний, связанных со словом “ЗДОРОВЬЕ””.(на доске образовательная цель записана под названием темы).((2 мин.)
1. Разминка
К доске вызываются 5 человек (из каждой группы по 1участнику). Они выполняют первое задание у доски.
Остальные дети работают на своих “Листах опроса”, которые сдаются в конце урока для контроля оценивания результативности, и выполняют задание № 1 А( вторую половину задания) из “ Приложения к уроку” (время работы 2-3 мин.)
Проверяя выполненные задания, каждый учащийся оценивает свой вклад в “Копилку” группы.
На первый стенд “СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ” записываются слова: “ДЖЕННЕР”, “ВАКЦИНАЦИЯ”
2.
Каждый ученик решает по одному примеру задания № 2,а затем проверяет ответы трех примеров домашнего задания (на дом были заданы примеры №3)
Вновь записывают “ ИБН СИНА”, “ КАНОН НАУКИ ВРАЧЕБНОЙ”.(1-2 мин.)
3.
Выполняя задания №4 и №5,делают краткие пометки на своих листочках .
После очередной проверки с помощью слайдов на экране, учащиеся записывают слова “ДЕНТИН” и “КАРИЕС”.
Вопрос: Как связаны эти два слова и что они означают? ( 2 мин.)
4.
Проводится “ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЛОТЕРЕЯ” ( 5-8 мин)
Все вопросы записаны на слайде.
5.
Физкультурная пауза. (1 мин.)
Хлопаем в ладоши – себя хвалим. Хлопки над головой, хлопки перед собой, хлопки – руки внизу.
Гимнастика глаз. Посмотрели глазами направо, налево, вверх, вниз. Глаза сильно зажмурили, затем веки расслабили.
6.
Руководители групп распределяют примеры на сравнения между участниками и расшифровывают слово “ХОЛЕРА”.(2 мин.)
Учитель задает вопрос: Каким образом это слово связано с городом Казань и математикой?
7.
Руководители групп распределяет 16 примеров задания №6 и расшифровывают высказывание – совет для сохранения здоровья. (РЕЦЕПТ ЗДОРОВЬЯ). (5 – 6 мин.)
8.
Презентация “ЗАДАЧИ – БЕНИФИС” (5 мин.)
9.
Учитель дает инструктаж по выполнению домашней работы и его объем. (2-4 мин.), проверяются индивидуальные домашние работы.
Затем учитель предлагает дополнить список слов, встречающихся во время урока, и в столбик записать “ГЛАВНЫЕ ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ” и “ФАКТОРЫ, УХУДШАЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ”.(Все это записывается на втором стенде) (5 мин. )