Цели:
- Совершенствование умения изменять имена прилагательные по числам и по родам в единственном числе; учить сравнивать окончания и правильно писать их.
- Совершенствование орфографической зоркости, развитие речи учащихся, обогащение памяти разнообразными по лексике именами прилагательными; воспитание интереса к предмету, к творчеству А.С.Пушкина.
Оборудование: выставка книг, карточки – опоры, иллюстрации, схемы слов, медиапроектор.
I. Организация начала урока.
II. Сообщение темы урока.
Наш урок посвящен А.С.Пушкину. Проведем его в виде игры «Что? Где? Когда? Почему?» Тема нашего урока имя прилагательное. Правописание окончаний имен прилагательных.
На экране медиапроектора портрет А.С.Пушкина и название игры.
Эта интеллектуальная игра будет проходить между нами, командой знатоков и командой телезрителей. Оцениваются четкие и правильные ответы.
III. Работа по теме.
Крутим юлу
Конверт № 4.
1-й вопрос.
Дорогие знатоки! Вспомните домашнее задание – выразительное чтение отрывка из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке».
Выразительное чтение отрывка.
Мы открыли урок-игру поэтической минуткой, вспомнили строки из любимой сказки.
Крутим юлу.
Конверт № 5.
2-й вопрос.
На экране медиапроектора портрет Авдеевой С.Н. из деревни Полосухино.
Отгадайте шараду. О чем идет речь? Дайте характеристику звуку и букве с которой начинается отгадка. Правильно и грамотно пиши букву и слова с нею. Успехов вам, ребята!
Шарада:
Две ноты, две буквы, все вместе игра.
В которую любит играть детвора.
До – ми – но
Характеристика буквы и звука «Д». Анализ соединений и слов.
дл дв до дом дубовые сердитые дорогой усердные
Какой частью речи являются слова и почему?
Схема – человечек на доске.
С какой частью речи согласуется? Как изменяется?
Крутим юлу.
Конверт № 1.
3-й вопрос.
На экране медиапроектора портрет Бабкина П.И. из села Черепанова.
Уважаемые знатоки! Подберите по памяти из сказки имена прилагательные к данным существительным.
(ветхая) землянка, (синее) море,(новое) корыто, (морская) трава, (дорогой) откуп, (сердитые) волны, (соболья) душегрейка, (дубовые) ворота, (золотые) перстни.
Проверка.
Что значит ветхая? (старая) Море синее. А каким еще может быть море? В словаре эпитетов русского языка вы можете найти 138 эпитетов к слову море.
Какие имена прилагательные использует А.С.Пушкин для описания одежды старухи? Имена прилагательные обозначают признак по отношению к материалу.
Мы записали лишь несколько прилагательных. Что же обозначает имя прилагательное?
Признаки предметов: цвет, вкус, длину и т.д.
Может ли имя прилагательное обозначать внутренние качества людей?
Комментированное письмо: сварливая баба, грозная стража, усердные слуги.
С какой целью А.С.Пушкин использовал в сказке имена прилагательные?
Мысль должна быть выражена точно, ясно, ярко, выразительно, живо.
Какие грамматические признаки определяем у имени прилагательного?
Обращаемся к опоре.
Определите род и число прилагательных в записанных словосочетаниях.
В каких прилагательных вы не определили род?
Они употребляются в форме множественного числа.
Что можем сказать об изменении имен прилагательных по родам?
Какие окончания имеют имена прилагательные м.р., ж.р., ср.р. и множественного числа?
На доске опорные таблицы
М.р. |
|
|
|
Ж.р. |
|
|
|
Ср.р. |
|
|
|
Мн.ч. |
|||||
ой |
ый |
ий |
|
|
|
ая |
яя |
|
|
|
ое |
ее |
|
|
|
ые |
ие |
Крутим юлу.
На барабане сектор физпауза.
Крутим юлу.
Конверт № 2.
4-й вопрос.
На экране медиапроектора портрет Петрова Ивана из г. Прокопьевска.
Дорогие второклассники! Перед вами схема слова. Определите, к какой части речи может быть отнесено слово такой структуры. Найдите его в следующей строчке сказки. Желаю успехов!
Схема:
заморские (чужеземные, иностранные)
Крутим юлу.
Конверт № 3.
5-й вопрос.
На экране медиапроектора портрет Веры Васильевны из деревни Ивановка.
Ребята составьте предложение к данной иллюстрации. Разберите его по членам, выясните, каким членом предложения могут быть имена прилагательные?
Опустил старик золотую рыбку.
Чаще всего имя прилагательное бывает определением.
Крутим юлу.
Конверт № 6.
6-й вопрос.
На экране медиапроектора портрет Ивана Ивановича Колокольчикова из г. Новокузнецка.
Дорогие ребята! Прочитайте поговорку. Откуда она появилась и что означает? Желаю успехов!
Остаться у разбитого корыта.
Выясним, что означает поговорка.
Остаться ни с чем, потеря всего, что было приобретено.
Запишите поговорку по памяти с последующей самопроверкой.
IV. Итог урока.
Наша игра подходит к концу. Какую тему закрепляли на уроке? Произведение какого автора помогало нам в этом? Великий Пушкин написал много прекрасных произведений. Часть из них перед вами. Советую их прочесть.
Выставка книг.
V. Дом.задание.
Выпишите из сказки десять имен прилагательных, которые не прозвучали на уроке. Определите их род и число.