Игровые методы в работе вожатого детского оздоровительного лагеря

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель занятия: развить у студентов умения отбирать, планировать, проводить игру с детьми различного возраста.

Ход занятия

1 Мотивационный этап

Игра – пример универсальной деятельности детей, т.к. впитывает в себя многие качества разных видов деятельности. Ребята в играх участвуют чаще всего, на добровольных началах, без принуждения. Во время игры дети укрепляют своё здоровье, развиваются физически, улучшают координацию движений. Игра снимает усталость, развивает организаторские способности, воспитывает навыки жизни в коллективе, способствует психическому развитию. Взаимопомощь и взаимовыручка, порядочность и честность рождаются в умело организованной игре.

В России игры называли забавами, развлечениями, потехами, утехами. А ведь утешиться – это успокоиться на чём-то радостном, облегчить свою жизнь, перестать огорчаться, горевать, успокоиться.

2. Объявление темы и цели занятия

3.

Некогда один человек произнёс фразу, с которой трудно спорить: “Мы перестаём играть не потому, что становимся старше, а становимся старше потому, что перестаём играть”.

Чтобы лучше вспомнился теоретический материал, давайте поиграем в игру “Крестики-нолики” (Приложение 1).

Эта игра рассчитана на участников подросткового и юношеского возраста, но если подобрать другие задания, то в неё играть можно с людьми различного возраста. На подготовку детей не требуется времени, а вожатый сможет подготовить эту игру за 30 минут, если все наглядные материалы будут у него привезены с собой. Продолжительность игры 30-50 минут.

Для её проведения необходимо место для двух команд и зрителей, магнитофон с фоновой музыкой, игровое табло, карточки для членов жюри.

Проведение игры:

1. Выбор участников.

Кто сможет повторить мои движения (“Отдай честь”, и др.), ответить на вопросы (Какой рукой лучше размешивать чай? Сколько яиц можно сесть натощак?), повторить имя – Рабиндранат Тагор. Выберите игрока в свою команду такого же роста, с таким же цветом глаз, с таким же именем. И так выбираются две команды.

2. Правила игры.

На доске начерчено табло, как для игры в “Крестики-нолики”: 9 секторов. По жребию команда выбирает себе сектор, затем обе команды выполняют задания ведущего. Все остальные участники – члены жюри. У них в руках карточки с изображением “крестика” и “нолика”. По моему сигналу они поднимут карточку с обозначением той команды, задание которой, по мнению каждого, было наиболее интересно, точно, творчески выполнено. На табло появляется знак этой команды. Победитель выбирает следующий сектор. Выигрывает та команда, которая быстрее сумеет заполнить своими знаками выигрышный путь (показать).

3. Игра по секторам.

4. Итог – награждение.

4.

И учителям, и родителям, и воспитателям важно помнить: точно так же, как взрослый человек обязан работать, ребёнок испытывает необходимость в игре, т.к. ребёнок – существо играющее.

По схеме периодизации возраста, разработанной Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б.Элькониным в основу положено представление о том, что любому возрасту как своеобразному и качественно специфическому периоду жизни человека соответствует и определённый тип деятельности – ведущая деятельность. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психологические новообразования, изменения которых и характеризуют смену возрастных периодов. Последовательность формирования типов ведущих видов деятельности:

– непосредственно эмоциональное общение;
– предметно-манипуляционная деятельность;
– игровая деятельность;
– учебная деятельность;
– общественно-полезная деятельность;
– учебно-профессиональная деятельность.

Классический анализ психологии игры традиционно имеет своим объектом игровую деятельность ребёнка в соответствующем периоде. Сам термин “игра” на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, лёгкости и удовольствии и указывает на связь игры с положительными эмоциями.

Что же такое игра? По различным пособиям можно найти десяток определений… (предложения студентов).

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Всякая деятельность, связанная с условностями – это игра.

5. Виды игр:

5.1. Познавательные – большие возможности для расширения объёма информации, стимулирую процесс перехода от любопытства к любознательности, это средство развития интеллектуальных и творческих способностей. Эти игры снижают психические и физические нагрузки.

ФОРМЫ познавательных игр:

– соревнование (командное) – развивают творческое мышление, учат слушать других, эмоциональны (“5 из 36”, КВН, “Счастливый случай”, “Что? Где? Когда?” и др). Необходимо учитывать имеющийся объём знаний и возраст ребят.

– игры-путешествия – в яркой, увлекательной форме развивать интересы, формировать познавательную активность (“Школа юного индейца”, “Волшебный лабиринт”…)

5.2. Подвижные игры, игры-аттракционы. Дословный перевод с французского “аттракцион” обозначает “притяжение”, “привлечение”. Аттракционами принято называть игры-состязания, соревновательные досуги, построенные на преодолении трудностей. Аттракцион – это смекалка, выдумка, озорство, общение.

ФОРМЫ: подвижные (“У медведя во бору”, “Мяч по кругу”, “Третий-лишний”…), аттракционы (“Кто сильнее”, “Кто быстрее?”…)

5.3. Художественно-артистические. Все дети-артисты и лицедеи, а эти игры развивают детскую фантазию, способности, общительность, снимают психологическую нагрузку.

ФОРМЫ: концерт “Ромашка”, город фантазёров… Привлекают тем, что не требуют предварительной подготовки участников, необходимо лишь желание поучаствовать в игре.

5.4. Развивающие игры – это средство развития способностей ребёнка, сообразительности, изобразительности.

ФОРМЫ:

Развивающие координацию (“Вращай одновременно”, “Прыжок с поворотом”).

Развивающие глазомер (“Проверь, потом отмерь”, “Определи на глаз количество”).

На развитие внимания (“Различи в шуме”, “Сосчитаете ли?”)

На развитие памяти – слуховой (скороговорки – сколько слов), зрительной (цвет и форма, движение по памяти), сенсорной (рука всё помнит).

На развитие наблюдательности (описать друга).

5.5. Ролевые игры (по словам Выготского – Вершина эволюции игровой деятельности). Выполняя в воображаемой ситуации те или иные функции взрослого человека и сопоставляя их особенности с собственным реальным опытом, ребёнок начинает различать внешнюю и внутреннюю стороны жизни взрослых и своей собственной жизни.

5.6. Сюжетно-ролевые, имитационные.

ОДНА И ТА ЖЕ ИГРА может выступать в нескольких функциях:

  • Обучающая – развитие памяти, внимания, восприятия.
  • Развлекательная – создание благоприятной атмосферы.
  • Коммуникативная – объединение коллектива, эмоциональные контакты.
  • Релаксационная – снятие эмоционального напряжения.

А. Фромм сказал: “Играя, дети учатся прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете”.

6. Этапы планирования игры:

  1. Постановка цели, задач (зачем поводить, для кого? Что необходимо развить, чему научить.)
  2. Определить форму.
  3. Придумать название.
  4. Правила отбора участников.
  5. Правила игры.
  6. Этапы игры.
  7. Содержание каждого этапа.
  8. Время на выполнение каждого задания.
  9. Работа членов жюри – заготовки для них, критерии оценивания, момент подведения итогов (промежуточных, основных).
  10. Придумать, изготовить или закупить призы.
  11. Подобрать помощников.
  12. Продумать свой внешний вид.
  13. Подобрать инвентарь и технические средства.

7. Работа в подгруппах – планирование одного из видов игр

Студенты делятся на подгруппы. Каждой подгруппе дается задание: спланировать одну из игр (дано название, вид игры, возраст детей, период лагерной смены). Учёт возрастных особенностей обязателен (таблицы в помощь группам на столах).

8. Подведение итогов работы

1 занятие – описание игры (возраст детей, название игры, форма, правила).

2 занятие – провести игру с группой.

9. Домашнее задание:

Приготовить игру для проведения в группе (каждому члену группы иметь конспект и игровые акцессуары).