Конспект урока "Внешняя политика: от разрядки до конфронтации". 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Цель:

  • Образовательная: подвести учащихся к пониманию причин перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США.
  • Развивающая: продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы.
  • Воспитательная: способствовать формированию у учащихся культуры поведения на уроке.

Тип урока: Комбинированный.

План урока:

  • Региональные конфликты
  • Афганская война
  • Кризис социалистической системы

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал.

Новые термины: пражская весна, интеграция, «доктрина Брежнева».

Методы и приемы: словесный (рассказ, беседа), практический (работа с текстом учебника, с текстом документа), наглядный.

Этап урока

Деятельность учителя

Дея-ть учащихся

Орг. момент

Здравствуйте Ребята! Сегодня мы продолжим изучение темы: Внешняя политика СССР: от разрядки к конфронтации.
Но перед тем как перейти к изучению новой темы давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке.

Слушают

Проверка Д/З

Ответьте на вопросы:

  1. В чем состоит главная причина того, что и советское руководство, и лидеры западных стран пошли в первой половине 70-х гг. на разрядку международной напряженности?
  2. Приведите примеры, подтверждающие проведение «политики разрядки»

1 августа 1975 г. – Хельсинское соглашение (по безопасности)- 33 государства, США и Канада
Август 1970 – Советско-западно-германский договор
Декабрь 1970 – между ФРГ и Польшей
1973 – между ФРГ и ГДР
Сентябрь 1971 – Соглашение между США и СССР, Англией и Францией по Западному Берлину.
Май 1972 – Визит президента США (Р.Никсона) в Москву договоры об основных взаимоотношениях 2-х стран
1973 – Соглашение о предотвращение ядерной войны (поворот от конфронтации к разрядке в отношениях Восток-Запад

Отвечают на вопросы

Актуализация знаний
Работа с терминами

Что такое «доктрина Брежнева»?
-меры брежневского руководства по пересмотру характера сотрудничества с союзниками.
Включает: усиление экономической и военной интеграции стран Вост. Европы.
К 70 годам политика разрядки сменилась конфронтацией? Т.к. в результате дипломатической деятельности перевес сил оказался на стороне СССР. Начинается практически открытое противостояние двух держав, через поддержку различных сторон в региональных конфликтах.

Отвечают на вопросы

Изучение новой темы

План урока:

  1. Региональные конфликты
  2. Афганская война
  3. Кризис социалистической системы

Слушают

Работа с терминами

 Давайте поработаем с понятием - Региональные конфликты. Попробуйте дать определение понятию.
Региональный – местный, относящийся к какой-нибудь определенной области, региону
Конфликт – столкновение, серьезное разногласие, спор (семейный, вооруженный).
Давайте теперь сформулируем понятие «региональные конфликты».

Дают определение понятию.

Составление календаря событий
(устно)

Откройте параграф 48 стр. 328. пункт 3
Прочитайте.
Задание: Составьте календарь региональных конфликтов 70-80-х гг.т (устно)
1964 – 1975 – оказание помощи Вьетнаму
1967 – арабо-израильская война. Направление в Египет и Сирию огромное кол-во оружия, но и военных специалистов.
Сер. 70-х г. – поддержка СССР португальским колонизаторам Анголы, Мозамбики, Гвинеи (Бисау)
1974 г. – Свержение монархии и начало гражданской войны в Эфиопии. Поддержка СССР режима М.Х.Мариама
1979 г. – свержение режима Сомосы на Кубе.

Читают и составляют календарь событий.

Вывод

Все эти локальные конфликты несли на себе печать противостояния СССР и США, а территории указанных выше стран становились полигонами для проверки эффективности советского и американского оружия, правильности планов и разработок их военного командования. Также региональные конфликты отрицательно сказывались на экономике страны.

Слушают

Рассказ учителя

Крупнейшей внешнеполитической ошибкой советского государства стала война в Афганистане. Афганская война продолжалась с 25 декабря 1979 до 15 февраля 1989 г. В результате апрельской революции в Кабуле, столице Афганистана к власти пришли коммунисты во главе с Тараки. Тараки ориентировался на СССР и стремился построить в своей стране социализм. Тараки получал экономическую и финансовую помощь от СССР. Но ему не удается удержаться на посту и в результате его смещают с должности. И вскоре он был задушен в тюрьме. Далее возглавляет правительство Амин, который устанавливает террористический авторитарный режим в стране.  Эти события изменили отношение советского руководства к Афганистану. Решение овводе войск было принято четырьмя членами Политбюро ЦК КПСС – Л.И. Брежневым, А.А.Громыко, Д.Ф. Устиновым (министр обороны), Ю.В. Андроповым. После долгого анализа ситуации они пришли к выводу, что подрывающие афганскую революцию силы в перспективе угрожают СССР. В (24) 25 декабря 1979 г. по приказу высшего руководства СССР советские войска вступили на территорию Афганистана. Такое решение было принято лишь несколькими членами советского руководства во главе с Брежневым.в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу. Ввод войск не привел к нормализации ситуации в Афганистане. Решение было неожиданным, и даже некоторые члены правительства узнали об этом из газет, не говоря уже обо всем народе. 27 декабря 1979 г. советский десантштурмом взял президентский дворец. Амин был смертельно ранен гранатой.
28 декабря положение в Кабуле полностью контролировалось советскими войсками…
…Советские войска… содействовали:
- укреплению органов власти в 21 провинции
-проводили колонны с грузами
-совместно с афганскими частями вели боевые действия против отрядов оппозиции
-вели борьбу с караванами, доставляющими оружие и боеприпасы из Пакистана и Ирана
С течением времени советский воинский контингент все более втягивался вкрупномасштабные военные действия.
Страну возглавил Б.Кармаль, противник Амина.
Ввод войск в Афганистан был отрицательно встречен мировым общественным мнением. Генеральная ассамблея ООН потребовала вывести «иностранные войска» из республики. Сахаров А.Д потребовал прекращения вмешательства во внутренние дела Афганистана и вывода войска из этой страны.
С приходом советских войск на территории Афганистана развернулось партизанское движение под лозунгом джихада (войны с неверными). Советские войска наносили разрушительные удары по селам, которые служили для повстанцев опорой. Около трети населения Афганистана за годы войны бежали в Иран и Пакистан, более миллиона погибло афганцев.
По мнению Сахарова Афганская война изменила политическое положение в мире. Они поставили под удар политику разрядки.
Первые шаги по урегулированию конфликта были сделаны Горбачевым в 1987 г. В апреле 1988. в г. Женеве СССР подписал соглашение о выводе войск из Афганистана. 15 февраля 1989 г. вывод войск был завершен. В декабре 1989 г. Комитет Верховного Совета СССР  по международным делам официально осудил решение о вводе войск в Афганистан как принятое узким кругом лиц в нарушение Конституции СССР. Виновными в его принятии были названы Брежнев, Устинов (министр обороны), Андропов (председатель КГБ), Громыко (министр иностранных дел). Один из исследователей тех событий назвал войну в Афганистане «последним зарубежным конфликтом умирающейкоммунистической империи».

Слушают

Вывод

Несмотря на серьезные успехи в разрядке международной напряженности, внешняя политика СССР демонстрировала слабость. В неудачах во внешнеполитической сфере проявлялся кризис тоталитарной системы.

Слушают

Задание для учащихся.
Фронтальная беседа.

Ответьте на вопросы:
- Причины Афганской войны
-Характер войны (справедливая и несправедливая)
- Подготовка к войне, соотношение сил перед войной (регулярной армии в Афганистане нет, есть маджахеты). Росс. Армия хорошо подготовлена).
- Ход войны (основные этапы, главные события, окончание и итоги войны)
- Значение Афганской войны (социальные, политические и др. последствия войны)

Отвечают на вопросы

Работа с документами

Задание: Прочитайте документ Расскажите про события в Чехословакии в августе 1968 г.
Документ.
Из воспоминаний участников событий в Чехословакии в августе 1968 г. о вводе советских войск.
…За те семь дней, что я был в Праге, спать приходилось час-полтора в сутки. Ночью в городе стрельба, останавливались предприятия, закрывались магазины, люди оставались без продуктов. Мы назначали командира 20-й дивизии комендантом Праги. «Что хочешь делай, - сказал я ему, - вытаскивай завмагов из квартир, но чтобы магазины работали, шла торговля, люди не голодали!.
27 августа я вернулся из Москвы. Брежнев был в состоянии эйфории: «Слава богу, все кончилось…». Он имел ввиду, что удалось предотвратить военные действия. Но я-то знал, что далеко не все кончилось. И когда добрался домой, сказал жене: «Главное не то, что я вернулся, а то, что вернулся, ни одного чеха не похоронив..»
…И честно говоря, я бы не сказал, что отношение населения к нам было дружелюбным. Несмотря на то, что наша армия освободила Прагу, что мы вместе с чехословацкими войсками участвовали в боевых действиях против гитлеровцев, каждый чех вправе был иметь на нас обиду. Чего мы пришли туда? Мы разбрасывали с самолета листовки, разъясняли, что вошли с мирными намерениями. Но вы сами понимаете, если я, непрошенный гость, приду к вам домой и начну распоряжаться, это не очень понравится…
 В те дни мы не вылетели, а разбили палаточный лагерь неподалеку от аэродрома. Прошло две недели. Дня за четыре до вылета командование раздало нам боеприпасы. Кому сколько под силу прихватить. Набивали даже противогазовые сумки. Когда приземлимся, говорили нам, неизвестно, что нас там ждет. Уже открыта граница между Чехословакией и ФРГ, мы должны опередить германское вторжение..
 ..Рассветало, когда ротный приказал двинуться по направлению к центру Праги. Мы выходили на дорогу, останавливали грузовые машины. Если водитель – чех соглашался подвезти, с ним рядом садился наш офицер, солдаты – в кузов. А если отказывался, такие тоже были, отдавал ключ от машины, мы сами неслись по дороге. Роте поручили охрану Генерального штаба, потом здание советского посольства. Нас обступили симпатичные девушки – чешки в военной форме: «У нас все в порядке, зачем вы, ребята, пришли?»
(Хрестоматия по отечественной истории 1946 – 1995 гг. Учебное пособие для студентов вузов под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина)

Читают документ

Вывод

Вторжение имело серьезное отрицательные последствия не только для для ЧССР. Оно нанесло серьезный ущерб СССР на международной арене.

Слушают

Закрепление изученного материала
Беседа

Давайте обобщим изученный материал
Откройте в учебнике стр. 331
Прочитайте и ответьте на вопрос № 5
Дайте оценку характера отношений СССР с социалистическими, капиталистическими, развивающими странами.

Отвечают на вопросы

Домашнее задание
Оценивание

§ 48, вопросы и задания в конце параграфа.

Записывают Д/З