Музыкальное занятие с использованием ритмо–речевых игр для детей пяти–шести лет "Путешествие в осенний лес"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Воспитание чувства красоты, гармонии и любви к окружающему миру средствами музыки, поэзии, музыкальных и ритмо-речевых игр.

Задачи:

1. Развивать музыкальное восприятие (память, внимание, мышление).
2. Формировать музыкально-двигательные способности детей (развитие ритмичности, совершенствование координации движений, ориентировка в пространстве).
3. Активизировать речь детей через разные виды музыкальной деятельности.

Оборудование: Осенние листья, нарезанные листки гофрированной бумаги, шапочки зверей, музыкальные треугольники, лёгкие косыночки осенних тонов для импровизации танца.

Ход занятия

Вед: (Музыкальный руководитель)

Прошло, пролетеловесёлое лето,
И солнышко мало приносит тепла,
Осень пришла, листва пожелтела,
С летом прощаться настала пора.

Вед:

А вот качели на площадке,
Покачаемся ребятки?

Ритмо-речевое упражнение «Качели»

Всё лето качели смеялись и пели, (Раскачивание рук вверх-вниз с «пружинкой»)
И мы на качели к небу летели. (Положение рук должно быть верхним)
Настали осенние дни, (Опустить вниз голову)
Качели остались одни. (Опустить вниз кисти рук)
Лежат на качели два жёлтых листка, (Опустить руки к плечам)
И ветер качели качает слегка. (Качание корпуса вправо-влево)

Вед: Жаркое, солнечное лето позади, но грустить мы не будем. Сегодня мы совершим с вами чудесное путешествие.

Волшебная дорожка
Нас в осенний лес зовёт,
Поскорее руль берите,
Пусть никто не отстаёт!

Ритмо-речевая игра «Мы - шофёры» (Авт. А.Е. Алябьева)

Едем, едем на машине, («Держат руль», поворачивая слегка вправо - влево)
Нажимаем на педаль, (Носок правой ноги приподнять вверх и прижать к полу)
Газ включаем, выключаем, (Выставить правую руку, сжатую в кулачок, вперёд, вернуть в исходное положение)
Смотрим пристально мы вдаль, (Правая рука «козырьком»)
Дворники стирают капли, (Руки, согнутые в локтях поднять кверху)
Вправо, влево - чистота, (Покачать вправо - влево - вправо)
Волосы ерошит ветер, (Приподнять волосы)
Мы шофёры - хоть куда! (Большие пальцы кистей 2-й поднять кверху)

Под музыку дети «топотушками» двигаются по залу, образно изображая водителя автомобиля.

Вед:

Мы в волшебный лес попали,
Мы тут раньше не бывали,
Полон звуков этот лес,
Очень много здесь чудес…

В записи звучит «Октябрь» П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

Вед: Ребята, слышите? Это звуки знакомой чудесной мелодии. Давайте, почитаем стихи и насладимся красотой осеннего леса.

В тёмный лес дремучий заглянула осень,
Сколько свежих шишек у зелёных ёлок.
Сколько алых ягод у лесной рябинки,
Выросли волнушки прямо на тропинке.
И среди брусники на зелёной кочке,
Вылез гриб-грибочек в красненьком платочке.
Разыгрался ветер на лесной поляне,
Закружил осинку в красном сарафане.
И листок с берёзы золотистой пчёлкой,
Вьётся и летает над колючей ёлкой.

(Авт. И. Бодраченко.)

Вед: А теперь мы будем передавать друг другу осенний листочек, и делиться своими впечатлениями.

Игра «Волшебный лес»

Дети, передавая листок, придумывают слова об осеннем лесе (сказочный, дождливый, грустный, красивый, золотой).

Звучит вступление к песне «Ах, какая осень».

Вед: Вот и дождик осенний затянул свою песню.

Песня «Ах, какая осень! » (Авт. З. Роот)

На проигрыш ребята играют на музыкальных треугольниках, имитируя «дождик».

Вед:

Лес осенний так хорош,
А сколько в нём грибочков после дождичка найдёшь!

Музыкальная игра «Грибники и грибочки» (Авт. Н. Глебова)

Дети делятся на «грибников» и «грибочки».

«Грибочки»:

Мы грибочки, мы грибочки,
Дружно встали на пенёчке.
Спрятаться нам нужно,
Сядем в травку дружно.

«Грибники»:

Грибники мы, грибники!
Ох, корзины велики!
Попадётся гриб на ножке -
Мы кладём его в лукошко.

Девочки «грибочки» двигаются по кругу, с окончанием куплета приседают. Мальчики поют и гуляют вокруг девочек, с окончанием соединяют руки, а девочки пытаются выбежать из «лукошка».

Вед:

На лесную опушку
Собираются зверушки.

Дети надевают шапочки зверей.

Хороводная игра «За грибами» (Русская народная мелодия)

Все зверушки на опушке (Идут в хороводе)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали. (Скачут поскоками)
Лисичка бежала,
Лисички собирала. (На лёгком беге изображают лисичку)
Скакали зайчатки,
Искали опятки. (Прыгают на двух ногах)
Медведь проходил,
Мухомор раздавил! (Идут на внешней стороне стопы)

Все дети двигаются в хороводе, на проигрыш выходят соответствующие тексту звери и танцуют, остальные хлопают.

Вед: Играете вы дружно, а загадки отгадывать умеете?

Гуляют Саша и Наташа
По тропиночке лесной,
Раздаются всюду звуки
Вот такой (шелест бумаги) и вот такой (шелест бумаги).
Что же это? Угадайте. (Ответы детей)
Это листики шуршат,
Под ногами шелестят.

Ритмическая игра «Мы шагаем по дорожке»

Мы шагаем по дорожке
Что же слышится вокруг?
Это шелестят листочки
Издают такой вот звук…

 Задан ритм «две восьмые + четверть». Дети произносят слова и исполняют ритмический рисунок с помощью шуршания гофрированной бумаги («листики»).

Вед: Ребята, а листья в нашемлесу все одинаковые? (Ответы детей.) Да, они разные и по форме и окраске. Давайте соберём из осенних листьев красивый букет.

Пальчиковая игра «Осенний букет» (Авт. М.Ю. Картушина)

Раз, два, три, четыре, пять (Сжимать и разжимать кулачки)
Будем листья собирать
Листья берёзы, (Поочерёдно загибать пальцы, начиная с мизинца)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. (Вытянуть вперёд ладошки)

Вед: Славно провели мы время! А теперь настала пора попрощаться нам со сказочным осенним лесом.

Звучит музыка «Художница осень» Муз. Ю. Верижникова. Ведущая предлагает взять в руки лёгкие косыночки. Под музыку дети импровизируют «Танец Осенних листочков» и покидают зал.

Литература

1. З. Роот «Песенки для малышей», Москва, 2003 г.
2. А. Буренина «Музыкальная палитра», №4-2007 г.
3. М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду», Москва, 2003 г.
4. Аудиокассета «Здравствуй, осень золотая», Москва, «Весть-Тда», 2005 г.
5. Аудиокассета «Времена года» П. И Чайковский, «Музыка - малышам», серия «Малыш и классика».