Данный материал можно использовать как для изучения нового материала в 9-м классе, так и для изучения данной темы в старшей школе. В данной разработке с помощью информационных технологий осуществляется проверка пройденного ранее материала, актуализируются теоретические знания учащихся по теме. Для изучения нового материала используются схемы, таблицы, фотографии, а также интерактивные задания.
Задачи урока: Продолжить формирование знаний об индивидуальном развитии организмов (онтогенезе); познакомить с сущностью биогенетического закона и его значением для выяснения родственных связей между организмами. (Слайд №2)
Оборудование: таблица “Индивидуальное развитие хордовых(на примере ланцетника)”, медиапроектор.
Ход урока
1. Орг. Момент
2. Проверка домашнего задания.
– проверка правильности заполнения таблицы “Сравнение процессов митоза и мейоза”. (Слайд №3)
– проверить знание определений: оплодотворение, зигота, наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение, партеногенез. (Задание на 4 слайде, ответы на 24-29 слайдах)
3. Изучение нового материала.
(Слайд 5) Объяснение учителя с элементами беседы.
– Определение онтогенез (слайд №6).
Задание на закрепление слайд №7.
– Схема онтогенеза (слайд №8).
– Стадии эмбрионального развития (слайды № 9-11).
Задание на закрепление слайды №12 и 13.
– Схема постэмбрионального развития (слайд №14).
Задания на закрепление слайд №15-17.
– Сходство эмбрионов некоторых зародышей на ранних стадиях развития (слайд №18).
– Биогенетический закон (слайд №19).
Значение биогенетического закона (слайд №20).
Это должен знать каждый!
Некоторые учащиеся получили задание с опережением и сейчас делают сообщения о влиянии алкоголя, курения и других факторов на развитие зародыша. (Слайд №21)
4. Закрепление изученного материала.
Пресс-конференция (учитель отвечает на вопросы учащихся по теме урока) (слайд №22).
5. Домашнее задание.
(Cлайд № 23) – §3.4 в тетрадь записать выводы по теме “Онтогенез”.