Тема урока "Омонимия слов разных частей речи"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • расширить представление учащихся об омонимах и омонимии с позиций морфологии;
  • рассмотреть омонимию, выраженную звукобуквенными комплексами все, вдоль;
  • воспитывать любовь к поэзии.

Ход урока

І. Организационный момент.

Несколько дыхательных упражнений и упражнений на развитие артикуляции (по усмотрению учителя).

ІІ. Проверка домашнего задания:

  • Что такое омонимы?
  • Что такое омонимия?
  • Оставить с предложенными словами словосочетания:
    как разъясняются омонимы в толковых словарях?
  • Составить словосочетания с приведенными омонимами (работа в парах); если учащиеся испытывают затруднения, можно обратиться к толковому словарю:

ІІІ. Тема. Целевая установка.

При анализе одинаково звучащих слов нужно быть особенно внимательным, правильно определять часть речи.

<Приложение>

1. Запись текста.

Язык – яркий показатель материальной и духовной культуры народа. Он непосредственно связан с трудовой и общественной деятельностью человека. Все, что происходит и развивается в обществе, немедленно отражается в языке. (Далее учащиеся записывают предложение с доски, соблюдая правила орфографии.) [интэнс'ивнъ раст'от и разв'иваj'ьцъ славарныj' састаф j'ызыка / иба новыj'ь пан'ат'иj'ь тр'эбу j'ут новых слоф/ новых нъим'ьнаван'и j'//]

2. В течение 2–3 минут учащиеся работают с текстом самостоятельно:

  • первая группа: краткий анализ текста; определяет морфологические признаки слова “интенсивно”
  • вторая группа: 1 предложение разбирает синтаксически;
  • третья группа: транскрибирует второе предложение;
  • четвертая группа: подчеркивает проверяемые безударные гласные, объясняет их написание;
  • пятая группа: находит слова с чередующимися корнями и подбирает с ними слова для словарного диктанта.

У доски работают двое учащихся: один разбирает слово “все” морфологически, другой “язык” – фонетически.

3. Проверка выполненных заданий.

– Всякий ли предлог и наречие являются частями речи? (Предлог /причина/ и наречие /говор, диалект/ не являются частями речи. Например: Она всегда найдет предлог в свое оправдание. Жители города Короча говорят на южно-великорусском наречии.)

ІV. Слово “все” – местоимение и является подлежащим. А какой еще частью речи может быть слово “все”?

– Выполняется упражнение № 415 (первая часть).

Я стоял со стороны, и мне все было слышно и видно. Пошел снег, и все стало среди ночи белым. Тополи, низкие домики, фигуры редких прохожих – все почернело, все предметы обратились в черные плоские силуэты.
(А. Куприн)

Слово учителя. В последнем предложении есть слово “все” и слово “все”. Определите синтаксическую роль слова “все”. Конечно, указанные словоформы не являются омонимами, однако в связи с небрежным отношением в печатных изданиях буквы “е” читатель, даже подготовленный, сталкивается с искусственной омонимией, особенно если “все/все” открывает предложение.

– Докажите, что слово “все” во второй части упражнения № 415 является усилительной частицей. (Работа в парах.)

  1. Лисица стала и сытней, лисица стала и жирней, но все не сделалась честней. (И.Крылов.)
  2. И днем и ночью кот ученый все бродит по цепи кругом. (А.Пушкин.)
  3. Вот вам книга: возьмите, все не так скучно будет. (Ф.Достоевский.)
  4. Скоро полночь, а барыня все не едет. (М.Салтыков-Щедрин.)
  5. Из кузова все еще лилась песня. (К.Симонов.)

V. Как вы думаете, какой частью речи может быть слово “вдоль”? Докажите свою мысль, выполняя упражнение № 416. (Работа цепочкой.)

1) Выпишите из предложений словосочетания следующих моделей:

  1. Вдоль деревянного забора шла широкая беговая дорожка. (А. Куприн.)
  2. Командир парохода плавает в северных морях уже более тридцати лет и прошел их вдоль и поперек. (А Чехов.)
  3. Солнце было еще высоко, останавливаться на ночлег не имело смысла, и мы пошли вдоль деревни, в ту сторону, где за околицей обозначается зубчатый лес. (В. Солоухин.)
  4. Речка, выбежав из леса, устремилась вдоль села. (В. Солоухин.)
  5. Клязьма прорезает область вдоль. (В. Солоухин.)
  6. Узкая дорога, черная, как толченый древесный уголь, вела их вдоль берега, довольно высокого здесь. (Л. Обухова.)

Запись в тетради:

прошел вдоль

прорезает вдоль

шла вдоль забора

пошли вдоль деревни
устремилась вдоль села
вела вдоль берега

2) Расскажите, как отличить предлог вдоль от наречия вдоль. Сделайте вывод, Можно ли определить, какая это часть речи вне контекста?

3) Перед вами стихотворение В.Я.Брюсова. Выпишите из него совпадающие по звучанию и написанию слова и определите, к какой части речи они принадлежат. Разберите их по составу.

Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть черных кос…
Я рядом плыл; сошлись кормила;
Закатный луч был странно кос.
Вдруг лебедей метнулась пара…
Не знаю, чья была вина…
Закат замлел за дымкой пара,
Алея, как поток вина.

Мгновенья двигались и стали,
Лишь ты паришь, свой свет струя…
Меж тем в реке – из сизой стали
Влачится за струей струя.
В.Я.Брюсов

VI. Знакомство учащихся со словарной статьей “Омоформы” и составление четверостиший с предложенными омоформами.

Составьте одну-две строфы стихотворения на любую тему, используя одну из рифм:

среда
среда
ключ
ключ
печь
печь
косой
косой

VІI. Задание на дом.

– Составьте пары предложений так, чтобы приведенные ниже слова были разными частями речи и писались по-разному: (в) течени(е, и), (в) продолжени(е, и), (и) так.

– По типу упражнения 416 выполнить упражнения 417, определяя часть речи и значение слова прямо.

– По желанию, пользуясь толковым словарем, составьте несколько словосочетаний с омонимичными словами для словарного диктанта.

VІІ. Уходя с урока, запишите свои впечатления о том, что вам понравилось или не понравилось, с чем бы вам хотелось еще познакомиться.