Цели:
- расширить представление учащихся об омонимах и омонимии с позиций морфологии;
- рассмотреть омонимию, выраженную звукобуквенными комплексами все, вдоль;
- воспитывать любовь к поэзии.
Ход урока
І. Организационный момент.
Несколько дыхательных упражнений и упражнений на развитие артикуляции (по усмотрению учителя).
ІІ. Проверка домашнего задания:
- Что такое омонимы?
- Что такое омонимия?
- Оставить с предложенными словами словосочетания:
как разъясняются омонимы в толковых словарях? - Составить словосочетания с приведенными омонимами (работа в парах); если учащиеся испытывают затруднения, можно обратиться к толковому словарю:
ІІІ. Тема. Целевая установка.
При анализе одинаково звучащих слов нужно быть особенно внимательным, правильно определять часть речи.
1. Запись текста.
Язык – яркий показатель материальной и духовной культуры народа. Он непосредственно связан с трудовой и общественной деятельностью человека. Все, что происходит и развивается в обществе, немедленно отражается в языке. (Далее учащиеся записывают предложение с доски, соблюдая правила орфографии.) [интэнс'ивнъ раст'от и разв'иваj'ьцъ славарныj' састаф j'ызыка / иба новыj'ь пан'ат'иj'ь тр'эбу j'ут новых слоф/ новых нъим'ьнаван'и j'//]
2. В течение 2–3 минут учащиеся работают с текстом самостоятельно:
- первая группа: краткий анализ текста; определяет морфологические признаки слова “интенсивно”
- вторая группа: 1 предложение разбирает синтаксически;
- третья группа: транскрибирует второе предложение;
- четвертая группа: подчеркивает проверяемые безударные гласные, объясняет их написание;
- пятая группа: находит слова с чередующимися корнями и подбирает с ними слова для словарного диктанта.
У доски работают двое учащихся: один разбирает слово “все” морфологически, другой “язык” – фонетически.
3. Проверка выполненных заданий.
– Всякий ли предлог и наречие являются частями речи? (Предлог /причина/ и наречие /говор, диалект/ не являются частями речи. Например: Она всегда найдет предлог в свое оправдание. Жители города Короча говорят на южно-великорусском наречии.)
ІV. Слово “все” – местоимение и является подлежащим. А какой еще частью речи может быть слово “все”?
– Выполняется упражнение № 415 (первая часть).
Я стоял со стороны, и мне все было слышно и видно. Пошел снег, и все
стало среди ночи белым. Тополи, низкие домики, фигуры редких прохожих – все
почернело, все предметы обратились в черные плоские силуэты.
(А. Куприн)
Слово учителя. В последнем предложении есть слово “все” и слово “все”. Определите синтаксическую роль слова “все”. Конечно, указанные словоформы не являются омонимами, однако в связи с небрежным отношением в печатных изданиях буквы “е” читатель, даже подготовленный, сталкивается с искусственной омонимией, особенно если “все/все” открывает предложение.
– Докажите, что слово “все” во второй части упражнения № 415 является усилительной частицей. (Работа в парах.)
- Лисица стала и сытней, лисица стала и жирней, но все не сделалась честней. (И.Крылов.)
- И днем и ночью кот ученый все бродит по цепи кругом. (А.Пушкин.)
- Вот вам книга: возьмите, все не так скучно будет. (Ф.Достоевский.)
- Скоро полночь, а барыня все не едет. (М.Салтыков-Щедрин.)
- Из кузова все еще лилась песня. (К.Симонов.)
V. Как вы думаете, какой частью речи может быть слово “вдоль”? Докажите свою мысль, выполняя упражнение № 416. (Работа цепочкой.)
1) Выпишите из предложений словосочетания следующих моделей:
- Вдоль деревянного забора шла широкая беговая дорожка. (А. Куприн.)
- Командир парохода плавает в северных морях уже более тридцати лет и прошел их вдоль и поперек. (А Чехов.)
- Солнце было еще высоко, останавливаться на ночлег не имело смысла, и мы пошли вдоль деревни, в ту сторону, где за околицей обозначается зубчатый лес. (В. Солоухин.)
- Речка, выбежав из леса, устремилась вдоль села. (В. Солоухин.)
- Клязьма прорезает область вдоль. (В. Солоухин.)
- Узкая дорога, черная, как толченый древесный уголь, вела их вдоль берега, довольно высокого здесь. (Л. Обухова.)
Запись в тетради:
прошел вдоль прорезает вдоль |
шла вдоль забора пошли вдоль деревни |
2) Расскажите, как отличить предлог вдоль от наречия вдоль. Сделайте вывод, Можно ли определить, какая это часть речи вне контекста?
3) Перед вами стихотворение В.Я.Брюсова. Выпишите из него совпадающие по звучанию и написанию слова и определите, к какой части речи они принадлежат. Разберите их по составу.
Ты белых лебедей кормила, Откинув тяжесть черных кос… Я рядом плыл; сошлись кормила; Закатный луч был странно кос. |
Вдруг лебедей метнулась пара… Не знаю, чья была вина… Закат замлел за дымкой пара, Алея, как поток вина. |
|
VI. Знакомство учащихся со словарной статьей “Омоформы” и составление четверостиший с предложенными омоформами.
Составьте одну-две строфы стихотворения на любую тему, используя одну из рифм:
среда среда |
ключ ключ |
||
печь печь |
косой косой |
VІI. Задание на дом.
– Составьте пары предложений так, чтобы приведенные ниже слова были разными частями речи и писались по-разному: (в) течени(е, и), (в) продолжени(е, и), (и) так.
– По типу упражнения 416 выполнить упражнения 417, определяя часть речи и значение слова прямо.
– По желанию, пользуясь толковым словарем, составьте несколько словосочетаний с омонимичными словами для словарного диктанта.
VІІ. Уходя с урока, запишите свои впечатления о том, что вам понравилось или не понравилось, с чем бы вам хотелось еще познакомиться.