Цель:
- познакомить учащихся с творчеством М. Е. Кильчичакова;
- пробудить у детей интерес к чтению произведений хакасского поэта, развивать познавательный и эмоциональный интерес, воображение, речь учащихся;
- воспитывать любовь к своей малой Родине, родному краю через творчество М. Е. Кильчичакова.
Оборудование:
- портрет М. Е .Кильчичакова, выставка его произведений,
- фотографии музыкальных инструментов (чатхан, хобра, хомыс),
- грамзапись хакасских песен,
- звучание горлового пения и чатхана,
- рисунки,
- женское хакасское платье и пого,
- хакасское национальное блюдо - талган,
- рушник,
- рисунки зверей,
- сказке о бурундуке.
Ход урока
Организация класса.
- Сегодня наш разговор пойдёт о любимом крае, о земле, на которой мы родились и живём, о людях, живущих на этой земле, о Хакасии.
(выходят две девочки - одна в русском национальном костюме, другая - в хакасском национальном костюме, в руках держат рушник, хлеб с солью)
Читает ученица: (преподносит на рушнике хлеб с солью)
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
"Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук".
Вторая ученица:
- Изенер аргыстар!
Читает ученик:
Хакасия, край мой,
Родные просторы,
Вы мне улыбаетесь морем огней,
Широкие степи, высокие горы
Навеки в душе сохранятся моей.
- Ребята, мы услышали сейчас одно из замечательных стихотворений поэта и писателя, сказочника Михаила Еремеевича Кильчичакова. (обращаюсь к его портрету)
- Михаил Еремеевич Кильчичаков родился 21 ноября 1919 году в селе Верхняя Тёя, Аскизского района Хакасии, в день Архангела Михаила. Небесный воитель покровительствовал ему на протяжении всей жизни.
(рассказ учителя звучит на фоне показа мультимедиа с музыкой - демонстрирую фотогалерею "Природа Хакасии" автора Геннадия Вертопрахова ).
- В селе Верхняя Тёя эту семью знали все .Здесь побывали все сказители, хайджи Хакасии. Его мама, Елизавета Васильевна, шила одежду, слыла большой мастерицей и была знаменита в своём деле.
(Рассказ продолжает библиотекарь филиала №11, рассказывает о хакасской одежде и женском украшении пого. Одета в национальный хакасский костюм)
(Продолжает учитель) Когда в юрте было пусто, Михаил брал украдкой чатхан, робко трогал струны и тихо пел.Он сам пытался сложить слышанные в ночи песни, тахпахи, добавляя своё, как принято у настоящих хайджи. Много, очень много сказаний и песен знала мать Михаила. Укладывая детей, она пела им или рассказывала сказки.
(звучит хакасская песня)
- А ещё Михаил в детстве любил игру. "Варежка" ( дети играют в эту игру)
- В 17 лет Михаил сам добрался в театральную студию при Хакасском национальном театре, который стал для молодого актёра домом.
Началась война с белофиннами. Юношу призвали в Красную армию. Там же под Смоленском застала его Великая Отечественная война. Был разведчиком .В октябре 1942г. получил ранение в левую руку. Долго лежал в госпитале. Врачам пришлось ампутировать ему руку. Стал инвалидом. В Абакане возвратился в театр .После войны поступил в Абаканский учительский институт. Затем поступил в Московский литературный институт имени А.М. Горького на факультет драматургии. Писал стихи, пьесы. Крупный успех пришёл с пьесой "Медвежий лог"- о жизни в хакасской деревне. Эту пьесу показали в 160 театрах России, она шла успешно и за рубежом. Писатель возглавил хакасскую писательскую организацию. Продолжал писать песни, пьесы, которые по сей день не сходят со сцен театров и сейчас.
Дети выходят к доске и читают его стихи: Будильник, Котенок.
(учитель обращается к пословицам, которые записаны на доске - слева хакасская пословица: Кто хорошо работает, у того и губы в сале, а у лентяя голова в грязи. Справа - русская пословица: Труд кормит, а лень портит. Счастье и труд рядом живут.)
- Сравните эти пословицы и сделайте вывод.
Больше всего М.Е.Кильчичаков любил писать о своей любимой родине - Хакасии, о том, как прекрасна и неповторима наша земля.
- Стихи каких поэтов о природе вы знаете? (Пушкин, Есенин, Тютчев)
- М.Е.Кильчичаков тоже любил свою природу и писал о ней.
(стих. читает студентка 4 курса пед. колледжа)
Шумит зелёная тайга,
Ты мне, как песня, дорога:
Вершины белоснежных скал,
По всей земле я вас искал.
Искал Хакасию мою,
О ней тебе, тайга, пою.
Лета долгая пора
Не бывает все же вечной,
Ходит ниже в небесах
Солнце - белое светило,
Грусть у птичек в голосах
Трели звонкие сменила,
Собираются скворцы
В отлетающие стаи,
На вершинах белых гор
Кружат белые метели.
- Любил и ценил Кильчичаков родной язык.
(читает учитель)
Родной язык.
Словно светлый лесной родник,
По весне устремленный к морю,
Чист и звучен родной язык.
Он звенит,
Сквозь сердце струится
И зовет, и зовет за собой:
Дал он имя звезде любой,
Зверю каждому,
Каждой птице.
Травам, тропам, ветрам - всему
Подыскал он обозначенье
Поспевай за его теченьем!
(на доске рисунки зверей: медведь, заяц, лиса, бурундук)
- Всех ли зверей вы знаете?
- Сегодня мы познакомимся и прочитаем хакасскую сказку, которую написал Михаил Кильчичаков " Сказку о том, как спина Бурундука полосатой стала". На предыдущих уроках мы познакомились с русскими сказками С.Маршака " Почему кошку назвали кошкой", Б.Заходера
"Отчего рыбы молчат", с литовской сказкой "Почему кот умывается после еды", сербской сказкой " Почему месяц без платья ходит".
(Чтение учителем сказки)
- Понравилась ли вам эта сказка?
- Какие картины представили во время чтения?
- Назовите героев сказки.
- Что поясняет автор в этой сказке?
Вывод: творчество Михаила Еремеевича Кильчичакова ещё раз подтверждает, что его талант многогранный. Его песни, исполненные вокальной группой ансамбля "Жарки" звучали со сцены Кремлевского Дворца Съездов, в Бельгии, во время заграничной поездки ансамбля.
В Москве выпущена грампластинка с его собственным пением.
Им написаны сказки для детей " Сказка о хитрой лисе", " О том, как птицы избирают хана".
Мы познакомились с творчеством Михаила Еремеевича Кильчичакова.
Он был поэтом,
певцом,
драматургом,
музыкантом,
сказочником.
- Можно ли сказать, что мудрое слово поэта дошло до людей?
- Да, можно. Через стихи, музыку, сказки люди узнали его творчество.
Значит, у него было большое сердце поэта.
- Спасибо тем ребятам, которые помогли провести замечательный классный час. Пусть сердечки ваши ещё на чуточку станут добрее, а ум богаче знаниями.
Список литературы.
1. Акулов А., Подольский М. Путеводитель "Хакасия" - Т., 2003.
2. Балгазина А.Н. Моя Хакасия. Абакан, Хакасское книжное издательство, 2001.
3. Бутанаев В.Я. Народные праздники Хакасии. Учебное пособие. Абакан, Хакасское книжное издательство, 1993.
4. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан, Хакасское книжное издательство, 1998.