В настоящий период коренных социальных изменений, глубокого кризиса, отмечаемого во многих сферах жизни общества (демография, экология, экономика, политика, право, национальные отношения, культура), успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, волей для самостоятельного принятия решений. Особая роль в становлении человека принадлежит образовательному старту. Именно на старте ребёнок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании. На развитие таких качеств и нацелена наша интерактивная учебно-воспитательная система. Учебно-воспитательная система класса – это комплекс взаимодействующих компонентов, которые формируют благоприятную среду для жизнедеятельности и развития детей. В нашей школе в области содержания и методики учебно-воспитательной работы ведётся поиск методов и актуализация резервов развития у учащихся творческих, коммуникативных, организационных, нравственных качеств. Итак, люди общаются всю жизнь. И естественно, люди, которые могут общаться лучше других, обычно более успешны, они достигают большего. Это не означает, что они знают какие-то тайные науки, или их специально тренировали в недрах ФСБ - просто они умеют общаться лучше, чем другие. Одни намного, другие - чуть-чуть, но даже это небольшое преимущество дает им приличный выигрыш, что может проявляться как в карьере, так и общении с противоположным полом и умении заводить друзей.
Таким образом, особое значение в современном обществе приобретает формирование коммуникативного пространства - процесс, предполагающий, что мы не только заботимся о собственном удобстве, но также помним о тех, кто рядом. Нормальный, ровный тон коммуникации - показатель вовсе не того, что между общающимися нет проблем, но того, что, уважая друг друга, они готовы разрешать их путем обсуждения.
Коммуникативные навыки позволяют:
- разговаривать с каждым человеком на его собственном языке;
- замечать (калибровать) то, что для других остается незамеченным (например: врут вам или нет, нравится собеседнику то, что вы ему предлагаете, или совсем наоборот).
- становиться “своим” для любого человека;
- лучше договариваться с самим собой;
- развивать возможности собственного восприятия;
- говорить так, чтобы не повредить этой речью ни себе, ни другим, а также защищаться от "неэкологичных" фраз;
- узнавать очень много нового и интересного;
- применять все эти знания и навыки в повседневной жизни.
Безусловно, главное лицо в нашей школе – ученик. Нам кажется, что большинство современных детей хотят нам, взрослым, задать вопрос: «А когда же я буду жить?» Ведь им предписывается каждый день посещать школу, читать, писать, решать. Наша задача – предложить детям благоприятную атмосферу не только для учения, но и для жизни.
Жизнь в школе, безусловно, должна способствовать максимальному развитию самых разных способностей и навыков ребенка, расширению его внутренних возможностей. Для этого в школе должны быть созданы соответствующие условия, а школьная среда обитания и учения должна быть насыщена предметами и инструментами для работы и отдыха разных детей, для обеспечения их индивидуального и разностороннего развития в своем темпе и своим путем.
Для создания комфортной школьной среды обитания (жизненного пространства) очень важно, чтобы учитель знал силы и желания каждого ученика, чтобы учитель пришел к твердому убеждению, что все его ученики способны справиться с теми задачами, которые перед ними выдвигаются. К такому убеждению должны прийти и сами ученики. Если же нет уверенности в себе, нет и участия ученика в этой работе.
Итак, интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.
С использованием интерактивных и информационных технологий эффективность методов современной педагогики возрастает.
Именно эти инновационные технологии позволяют раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.
Зададимся каверзным вопросом: каковы реальные цели каждого участника учебно-воспитательного процесса (учитель – ученик - родитель)? И попытаемся ответить словами папы дяди Фёдора (м/ф «Трое из Простоквашино»): «Надо, чтобы и жмурки и пряталки и приятелей целый мешок – тогда дети не станут пропадать». Учитель может сделать так, чтобы дети не «пропадали» - мудро и креативно организовать эти самые «жмурки и пряталки». Ученик может получить всё перечисленное выше и будет просто счастлив, ведь его цель – быть счастливым здесь и сейчас. Родители могут включиться в совместную деятельность. Ведь по словам простоквашинского кота Матроскина «...совместный труд для моей пользы он объединяет...».
Внешний результат (продукт) можно осмыслить, увидеть, применить в жизни.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием ребёнка, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Природа – мудрый учитель, она заинтересована в том, чтобы каждый нашел свое «место под солнцем», и каждому отмеряет способности в той или иной сфере. Благодаря этому у человечества есть гениальные ученые (интеллектуальная сфера), великие поэты и актеры (эмоциональная сфера), выдающиеся спортсмены, балерины, танцоры (психомоторика), искуснейшие ювелиры, резчики по дереву, портные, сапожники, повара, токари и др. (прикладные умения). Последних значительно больше, но они и нужны в большом количестве. Непонятным остается стремление сделать всех одинаковыми, в равной мере умными и умелыми. Тем более, что такое стремление приводит к отрицательным результатам, как, впрочем, и все, что делается вопреки природным закономерностям.
Ведь дети не равны в возможностях овладения школьной программой. У одних выше интеллектуальный потенциал, и они могут и должны получить больше, чем способна дать им школа, сориентированная на среднего ученика. У вторых раньше обнаруживаются художественные задатки, и им больше времени и сил следует расходовать на художественные школы, секции, кружки. Третьи природой предназначены для совершенствования своего тела в спорте, танцах и иных сферах. Богатство четвертых обнаруживается в их «золотых руках», если не упустить время и не стремиться опровергнуть логику природы, а следовать определённым ориентирам.
Пришли новые первоклассники. Каков их потенциал? Одним из ориентиров для учителя является на первом этапе наблюдение.
Уже во время наблюдений стало понятно: сфера общения детей и родителей пока для нас закрыта, существует естественный барьер тревоги недоверия. Что делать?
Мы решили выстроить механизм адаптации родителей и детей.
1 этап Ориентационный (в течение 3 месяцев)
Установление тёплых, доверительных отношений.
Проведены мероприятия, выявившие родительские запросы: анкетирование (Чего вы ждёте от школы, от учителя?), беседы (о режиме дня первоклассника, о психологической и физиологической адаптации детей к школе, о традициях в семье, об особенностях УМК «Гармония»), диспут на тему: «Каков он, успешный человек?», индивидуальные семейные консультации. Анализ анкет показал, что запросы (видение идеального ребёнка) индивидуальны – запросы лежат в разных плоскостях они многовариантны, неконкретны.
Результат: снижение родительской тревоги. Родители стали охотнее рассказывать о своих проблемах, доверять семейные секреты, чаще просить совета, конкретнее формулировать запросы.
2 этап Организационный.
Сотрудничество и активное взаимодействие.
Методом наблюдения велось изучение индивидуальных особенностей ребят и родителей, выявлялись проблемы в общении и обучении. После ряда проведённых бесед об индивидуальных типологических особенностях человека, родители с особым вниманием и интересом отнеслись к процессу и результатам исследования особенностей темперамента ребят.
Результат: формирование телефонной «Горячей линии»
3 этап Проектировочный.
Коллективное создание модели коммуникативной детской среды. Это идея, рождённая в недрах класса. Основная идея – это микромир «Смешарики», представляющий собой некоторую модель реального мира, которую с той или иной степенью детализации творит сам ребенок. Хороший класс, дружные одноклассники, внимательный учитель – из этого складываются дни, недели, годы, которые мы проводим в школьных стенах. Ключ к успеху выбранного стиля школьной жизни – в преодолении формализма и штампа. Стараемся внести какую-нибудь изюминку в запланированные мероприятия, ввести новые необыкновенные традиции класса, креативные задумки.
Результат: Наша воспитательная система оправдывает своё название - «Смешарики». Дети смеются, с радостью идут в школу. Ребята любят рассказывать, какие они замечательные. С интересом и гордостью они собирают информацию о своей жизни, творчески обрабатывают её. С первого дня родители вместе с учителем и воспитателем начали собирать материал для летописи класса.
4 этап Развития
Вскоре возникла идея оформить летопись в электронном варианте. И полетели фотографии из семейных альбомов на сканер. Чуть погодя все поняли – это проект... длиной в 11лет. Много было споров вокруг этой работы, да и сейчас уже есть, что добавить, поменять. Ведь рождение нового – процесс не простой. Оно утверждается не сразу, порой проходит долгие стадии поиска и сомнений, кажущееся по началу удачным, нередко исключается как не оправдавшее себя. Но что-то остаётся, совершенствуется, утверждается.
Результат: накапливается коммуникативный опыт:
- появились навыки сотрудничества у участников группы, укрепились дружеские связи;
- выявились индивидуальные особенности и способности участников проекта на разных этапах работы;
- повысилась мотивация участников к учебно-воспитательному процессу;
- накопился новый опыт коммуникативной деятельности;
- у участников появилась возможность посмотреть на себя со стороны и заявить о себе;
- проявили своё творчество родители – утвердились в глазах своего ребёнка и учителя, завоевали авторитет других детей.
В детском коллективе есть свои Буратино (решительные сорванцы) общение, Мальвины (прилежные капризули) индивидуальность, Арлекино (беззаботные шутники) эмоции, Артемоны (благородные и выносливые) движение, Пьеро (меланхоличные творцы) беспомощные. Трудность состоит в том, чтобы создать такую среду, в которой детям не будет тесно, они будут чувствовать себя комфортно и реализуют свой потенциал. Среда – это то, что окружает человека. Воспитательная среда – это единство предметно-пространственного, информационного окружения и социального поведения ребёнка. Она формирует образ жизнедеятельности, стиль жизни сообщества.(9, с.25)
Итак, формула успешного функционирования интерактивной детской среды, построенной в соответствии с принципами интерактивной технологии выглядит так:
(Общение +радость+движение+индивидуальность)·помощь родителей
16+1
Испуганных и настороженных первоклассников вначале окружает огромный мир с нагромождением границ, замков, стен, входов. Малышам очень трудно понять, куда можно, а куда нельзя, ведь мама не всегда рядом. Наша задача – показать выходы и мосты, ворота и ключи от замков. Но не всё сразу. Мы пришли к заключению, что сначала надо ребят оклассить, затем ошколить и уж потом обобщить, учитывая уровни развития воспитательного пространства.
Уровни развития воспитательного пространства:
- освоение пространства собственного класса, затем параллельного класса (оклассить);
- освоение пространства школы (ошколить);
- освоение пространства социума (обобщить)
Уже на первом этапе предполагается приобретение первоначальных навыков общения между людьми. Каждый последующий этап расширяет коммуникативное пространство, и ребята применяют навыки общения более широко. Ведь, жить – это значит участвовать в диалоге.
Результатом нашего исследования стала организация интегрированной воспитательной среды.
Важный и эффективный источник развития личности младшего школьника – участие в совместной деятельности с другими людьми. Одна из важнейших функций учителя начальных классов: выстроить духовно глубокое взаимодействие семьи и школы, ребёнка и его родственников разных поколений, взаимодействие с другими детьми. Так учитель решает актуальнейшую задачу современного российского общества – восстановление культурной преемственности и плодотворного общения поколений, одинаково заинтересованных в создании единого ценностно-смыслового ядра.
Ценностно–смысловое ядро воспитательной системы.
Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, пробуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению УНами самопознания, самостроительства и самооценки (одним словом, самостоятельности)..
Целевой ориентир воспитательной системы.
Формирование и развитие интеллектуальной, нравственной, всесторонне-культурной коммуникативной личности, владеющей УНами самостоятельности.
Задачи воспитательной системы.
- воспитывать познавательный интерес и активность, развивать творческие способности и культуру общения.;
- укреплять классный коллектив, способствовать формированию благоприятной среды в нём; формировать классный актив и органы самоуправления;
- формировать нравственные позиции, воспитывать трудолюбие, бережное отношение к собственному и чужому здоровью;
- создавать условия для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим;
- создать базу психолого-педагогических характеристик воспитанников, опираясь на результаты проведённых исследований («Мотивация учения», «Личностная тревожность», «Социометрический рейтинг учащихся», «Исследования познавательной сферы», «Определение типа темперамента»), вместе с родителями вести мониторинг воспитанности, проводить индивидуальные консультации для родителей;
Важную роль в осуществлении спроектированного замысла воспитательной системы играют правила построения жизнедеятельности в классном коллективе, сформулированные в заповедях и пословицах.
- Если долго мучиться, что-нибудь получится.
- Доброе исполняем, а худое искореняем.
- В хорошей артели всяк при деле.
- Здоров будешь – всё добудешь.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Согласного стада и волк не берёт.
- Хвались – да не поперхнись.
- Хорошая нива только у коллектива.
Механизм функционирования воспитательной системы.
Главным системообразующим фактором является интерактивная деятельность под названием «Смешарики».
Ещё в 1 классе обнаружилось увлечение детей м / ф «Смешарики». Причём оказалось, что мультипликационныеистории интеллектуально и нравственно выдержаны. Все дела в коллективе распределены между героями: КАР-КАРЫЧ – худ. самодеятельность, КОПАТЫЧ – трудовой сектор, ЁЖИК – организатор игр и коллекционер, ЛОСЯШ – интеллектуальная деятельность, КРОШ – спортивный сектор, БАРАШ –поэт, НЮША – организует поздравления именинников, ПИН - изобретатель, СОВУНЬЯ - санитарный сектор. Ребята выбирают любимое дело в классе и становятся друзьями соответствующего смешарика – так распределяются поручения. План работы на месяц вывешен в уголке.В качестве отслеживания результатов работы и способа самооценивания выбрана ромашка. В ходе коллективного подведения итогов дети получают / не получают лепестки за определенное дело, наклеивают в виде цветка в обычный дневник, таким образом собирая / не собирая полную ромашку.
Белый лепесток – обязательность, самостоятельность (долг и ответственность)
Синий лепесток – умение сотрудничать.
Жёлтый – аккуратность.
Красный – эмпатия.
Зелёный – трудолюбие.
Наличие традиций.
- «День именинников» с коллективным приготовлением угощения.
- «Большие гонки» совместно с родителями.
- «Что? Где? Когда?» командная игра
- Участие в мероприятиях Гарри Поттера с фокусами.
- Христианские и Рождественские чтения.
- Мартовское чаепитие для бабушек.
- Праздник пап.
- Уроки философской мысли «Встречи с мудрым, добрым, вечным», создание венков мудрых мыслей
- Пение под караоке
- Коллективный просмотр м/ф «Смешарики» с обсуждением.
- Весенний бал.
- Празднование Масленицы.
Девиз
И у края пропасти,
И у тигра в пасти
Не теряйте бодрости
И верьте в счастье!
Таким образом, интерактивные технологии являются прогрессивным шагом в обучении и воспитании нового поколения – поколения NEXT
Напомним, что наиважнейшей задачей современной школы является создание таких условий обучения и воспитания, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Как говорил А.де Сент-Экзюпери, надо создать такие условия, чтобы ни в одном человеке не погиб Моцарт.
Список использованной литературы.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1985.
- Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», - 1999.
- Бондаревская Е.В. Ученик в структуре личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 1997.
- Бим-Бад Б.М., Днепров Э.Д., Корнетов Г.Б. Мудрость воспитания: Книга для родителей. – М.: Педагогика, 1989
- Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе? // Начальная школа. – 2001-№ 9.
- Коротаева Е.В. Директор – учитель – ученик: пути взаимодействия./М.: Сентябрь, 2000.