Использование интерактивной технологии во внеурочной деятельности младших школьников

Разделы: Начальная школа


В настоящий период коренных социальных изменений, глубокого кризиса, отмечаемого во многих сферах жизни общества (демография, экология, экономика, политика, право, национальные отношения, культура), успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, волей для самостоятельного принятия решений. Особая роль в становлении человека принадлежит образовательному старту. Именно на старте ребёнок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании. На развитие таких качеств и нацелена наша интерактивная учебно-воспитательная система. Учебно-воспитательная система класса – это комплекс взаимодействующих компонентов, которые формируют благоприятную среду для жизнедеятельности и развития детей. В нашей школе в области содержания и методики учебно-воспитательной работы ведётся поиск методов и актуализация резервов развития у учащихся творческих, коммуникативных, организационных, нравственных качеств. Итак, люди общаются всю жизнь. И естественно, люди, которые могут общаться лучше других, обычно более успешны, они достигают большего. Это не означает, что они знают какие-то тайные науки, или их специально тренировали в недрах ФСБ - просто они умеют общаться лучше, чем другие. Одни намного, другие - чуть-чуть, но даже это небольшое преимущество дает им приличный выигрыш, что может проявляться как в карьере, так и общении с противоположным полом и умении заводить друзей.

Таким образом, особое значение в современном обществе приобретает формирование коммуникативного пространства - процесс, предполагающий, что мы не только заботимся о собствен­ном удобстве, но также помним о тех, кто рядом. Нормальный, ровный тон коммуникации - показатель вовсе не того, что между общающимися нет проблем, но того, что, уважая друг друга, они готовы разрешать их путем обсуждения.

Коммуникативные навыки позволяют:

  • разговаривать с каждым человеком на его собственном языке;
  • замечать (калибровать) то, что для других остается незамеченным (например: врут вам или нет, нравится собеседнику то, что вы ему предлагаете, или совсем наоборот).
  • становиться “своим” для любого человека;
  • лучше договариваться с самим собой;
  • развивать возможности собственного восприятия;
  • говорить так, чтобы не повредить этой речью ни себе, ни другим, а также защищаться от "неэкологичных" фраз;
  • узнавать очень много нового и интересного;
  • применять все эти знания и навыки в повседневной жизни.

Безусловно, главное лицо в нашей школе – ученик. Нам кажется, что большинство современных детей хотят нам, взрослым, задать вопрос: «А когда же я буду жить?» Ведь им предписывается каждый день посещать школу, читать, писать, решать. Наша задача – предложить детям благоприятную атмосферу не только для учения, но и для жизни.

Жизнь в школе, безусловно, должна способствовать максимальному развитию самых разных способностей и навыков ребенка, расширению его внутренних возможностей. Для этого в школе должны быть созданы соответствующие условия, а школьная среда обитания и учения должна быть насыщена предметами и инструментами для работы и отдыха разных детей, для обеспечения их индивидуального и разностороннего развития в своем темпе и своим путем.

Для создания комфортной школьной среды обитания (жизненного пространства) очень важно, чтобы учитель знал силы и желания каждого ученика, чтобы учитель пришел к твердому убеждению, что все его ученики способны справиться с теми задачами, которые перед ними выдвигаются. К такому убеждению должны прийти и сами ученики. Если же нет уверенности в себе, нет и участия ученика в этой работе.

Итак, интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.

С использованием интерактивных и информационных технологий эффективность методов современной педагогики возрастает.

Именно эти инновационные технологии позволяют раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Зададимся каверзным вопросом: каковы реальные цели каждого участника учебно-воспитательного процесса (учитель – ученик - родитель)? И попытаемся ответить словами папы дяди Фёдора (м/ф «Трое из Простоквашино»): «Надо, чтобы и жмурки и пряталки и приятелей целый мешок – тогда дети не станут пропадать». Учитель может сделать так, чтобы дети не «пропадали» - мудро и креативно организовать эти самые «жмурки и пряталки». Ученик может получить всё перечисленное выше и будет просто счастлив, ведь его цель – быть счастливым здесь и сейчас. Родители могут включиться в совместную деятельность. Ведь по словам простоквашинского кота Матроскина «...совместный труд для моей пользы он объединяет...».

Внешний результат (продукт) можно осмыслить, увидеть, применить в жизни.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием ребёнка, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Природа – мудрый учитель, она заинтересована в том, чтобы каждый нашел свое «место под солнцем», и каждому отмеряет способности в той или иной сфере. Благодаря этому у человечества есть гениальные ученые (интеллектуальная сфера), великие поэты и актеры (эмоциональная сфера), выдающиеся спортсмены, балерины, танцоры (психомоторика), искуснейшие ювелиры, резчики по дереву, портные, сапожники, повара, токари и др. (прикладные умения). Последних значительно больше, но они и нужны в большом количестве. Непонятным остается стремление сделать всех одинаковыми, в равной мере умными и умелыми. Тем более, что такое стремление приводит к отрицательным результатам, как, впрочем, и все, что делается вопреки природным закономерностям.

Ведь дети не равны в возможностях овладения школьной программой. У одних выше интеллектуальный потенциал, и они могут и должны получить больше, чем способна дать им школа, сориентированная на среднего ученика. У вторых раньше обнаруживаются художественные задатки, и им больше времени и сил следует расходовать на художественные школы, секции, кружки. Третьи природой предназначены для совершенствования своего тела в спорте, танцах и иных сферах. Богатство четвертых обнаруживается в их «золотых руках», если не упустить время и не стремиться опровергнуть логику природы, а следовать определённым ориентирам.

Пришли новые первоклассники. Каков их потенциал? Одним из ориентиров для учителя является на первом этапе наблюдение.

Уже во время наблюдений стало понятно: сфера общения детей и родителей пока для нас закрыта, существует естественный барьер тревоги недоверия. Что делать?

Мы решили выстроить механизм адаптации родителей и детей.

1 этап Ориентационный (в течение 3 месяцев)

Установление тёплых, доверительных отношений.

Проведены мероприятия, выявившие родительские запросы: анкетирование (Чего вы ждёте от школы, от учителя?), беседы (о режиме дня первоклассника, о психологической и физиологической адаптации детей к школе, о традициях в семье, об особенностях УМК «Гармония»), диспут на тему: «Каков он, успешный человек?», индивидуальные семейные консультации. Анализ анкет показал, что запросы (видение идеального ребёнка) индивидуальны – запросы лежат в разных плоскостях они многовариантны, неконкретны.

Результат: снижение родительской тревоги. Родители стали охотнее рассказывать о своих проблемах, доверять семейные секреты, чаще просить совета, конкретнее формулировать запросы.

2 этап Организационный.

Сотрудничество и активное взаимодействие.

Методом наблюдения велось изучение индивидуальных особенностей ребят и родителей, выявлялись проблемы в общении и обучении. После ряда проведённых бесед об индивидуальных типологических особенностях человека, родители с особым вниманием и интересом отнеслись к процессу и результатам исследования особенностей темперамента ребят.

Результат: формирование телефонной «Горячей линии»

3 этап Проектировочный.

Коллективное создание модели коммуникативной детской среды. Это идея, рождённая в недрах класса. Основная идея – это микромир «Смешарики», представляющий собой некоторую модель реального мира, которую с той или иной степенью детализации творит сам ребенок. Хороший класс, дружные одноклассники, внимательный учитель – из этого складываются дни, недели, годы, которые мы проводим в школьных стенах. Ключ к успеху выбранного стиля школьной жизни – в преодолении формализма и штампа. Стараемся внести какую-нибудь изюминку в запланированные мероприятия, ввести новые необыкновенные традиции класса, креативные задумки.

Результат: Наша воспитательная система оправдывает своё название - «Смешарики». Дети смеются, с радостью идут в школу. Ребята любят рассказывать, какие они замечательные. С интересом и гордостью они собирают информацию о своей жизни, творчески обрабатывают её. С первого дня родители вместе с учителем и воспитателем начали собирать материал для летописи класса.

4 этап Развития

Вскоре возникла идея оформить летопись в электронном варианте. И полетели фотографии из семейных альбомов на сканер. Чуть погодя все поняли – это проект... длиной в 11лет. Много было споров вокруг этой работы, да и сейчас уже есть, что добавить, поменять. Ведь рождение нового – процесс не простой. Оно утверждается не сразу, порой проходит долгие стадии поиска и сомнений, кажущееся по началу удачным, нередко исключается как не оправдавшее себя. Но что-то остаётся, совершенствуется, утверждается.

Результат: накапливается коммуникативный опыт:

  1. появились навыки сотрудничества у участников группы, укрепились дружеские связи;
  2. выявились индивидуальные особенности и способности участников проекта на разных этапах работы;
  3. повысилась мотивация участников к учебно-воспитательному процессу;
  4. накопился новый опыт коммуникативной деятельности;
  5. у участников появилась возможность посмотреть на себя со стороны и заявить о себе;
  6. проявили своё творчество родители – утвердились в глазах своего ребёнка и учителя, завоевали авторитет других детей.

В детском коллективе есть свои Буратино (решительные сорванцы) общение, Мальвины (прилежные капризули) индивидуальность, Арлекино (беззаботные шутники) эмоции, Артемоны (благородные и выносливые) движение, Пьеро (меланхоличные творцы) беспомощные. Трудность состоит в том, чтобы создать такую среду, в которой детям не будет тесно, они будут чувствовать себя комфортно и реализуют свой потенциал. Среда – это то, что окружает человека. Воспитательная среда – это единство предметно-пространственного, информационного окружения и социального поведения ребёнка. Она формирует образ жизнедеятельности, стиль жизни сообщества.(9, с.25)

 

Итак, формула успешного функционирования интерактивной детской среды, построенной в соответствии с принципами интерактивной технологии выглядит так:

(Общение +радость+движение+индивидуальность)·помощь родителей

16+1

Испуганных и настороженных первоклассников вначале окружает огромный мир с нагромождением границ, замков, стен, входов. Малышам очень трудно понять, куда можно, а куда нельзя, ведь мама не всегда рядом. Наша задача – показать выходы и мосты, ворота и ключи от замков. Но не всё сразу. Мы пришли к заключению, что сначала надо ребят оклассить, затем ошколить и уж потом обобщить, учитывая уровни развития воспитательного пространства.

Уровни развития воспитательного пространства:

  1. освоение пространства собственного класса, затем параллельного класса (оклассить);
  2. освоение пространства школы (ошколить);
  3. освоение пространства социума (обобщить)

Уже на первом этапе предполагается приобретение первоначальных навыков общения между людьми. Каждый последующий этап расширяет коммуникативное пространство, и ребята применяют навыки общения более широко. Ведь, жить – это значит участвовать в диалоге.

Результатом нашего исследования стала организация интегрированной воспитательной среды.

Важный и эффективный источник развития личности младшего школьника – участие в совместной деятельности с другими людьми. Одна из важнейших функций учителя начальных классов: выстроить духовно глубокое взаимодействие семьи и школы, ребёнка и его родственников разных поколений, взаимодействие с другими детьми. Так учитель решает актуальнейшую задачу современного российского общества – восстановление культурной преемственности и плодотворного общения поколений, одинаково заинтересованных в создании единого ценностно-смыслового ядра.

Ценностно–смысловое ядро воспитательной системы.

Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, пробуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению УНами самопознания, самостроительства и самооценки (одним словом, самостоятельности)..

Целевой ориентир воспитательной системы.

Формирование и развитие интеллектуальной, нравственной, всесторонне-культурной коммуникативной личности, владеющей УНами самостоятельности.

Задачи воспитательной системы.

  1. воспитывать познавательный интерес и активность, развивать творческие способности и культуру общения.;
  2. укреплять классный коллектив, способствовать формированию благоприятной среды в нём; формировать классный актив и органы самоуправления;
  3. формировать нравственные позиции, воспитывать трудолюбие, бережное отношение к собственному и чужому здоровью;
  4. создавать условия для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим;
  5. создать базу психолого-педагогических характеристик воспитанников, опираясь на результаты проведённых исследований («Мотивация учения», «Личностная тревожность», «Социометрический рейтинг учащихся», «Исследования познавательной сферы», «Определение типа темперамента»), вместе с родителями вести мониторинг воспитанности, проводить индивидуальные консультации для родителей;

Важную роль в осуществлении спроектированного замысла воспитательной системы играют правила построения жизнедеятельности в классном коллективе, сформулированные в заповедях и пословицах.

  1. Если долго мучиться, что-нибудь получится.
  2. Доброе исполняем, а худое искореняем.
  3. В хорошей артели всяк при деле.
  4. Здоров будешь – всё добудешь.
  5. Жизнь дана на добрые дела.
  6. Согласного стада и волк не берёт.
  7. Хвались – да не поперхнись.
  8. Хорошая нива только у коллектива.

Механизм функционирования воспитательной системы.

Главным системообразующим фактором является интерактивная деятельность под названием «Смешарики».

Ещё в 1 классе обнаружилось увлечение детей м / ф «Смешарики». Причём оказалось, что мультипликационныеистории интеллектуально и нравственно выдержаны. Все дела в коллективе распределены между героями: КАР-КАРЫЧ – худ. самодеятельность, КОПАТЫЧ – трудовой сектор, ЁЖИК – организатор игр и коллекционер, ЛОСЯШ – интеллектуальная деятельность, КРОШ – спортивный сектор, БАРАШ –поэт, НЮША – организует поздравления именинников, ПИН - изобретатель, СОВУНЬЯ - санитарный сектор. Ребята выбирают любимое дело в классе и становятся друзьями соответствующего смешарика – так распределяются поручения. План работы на месяц вывешен в уголке.В качестве отслеживания результатов работы и способа самооценивания выбрана ромашка. В ходе коллективного подведения итогов дети получают / не получают лепестки за определенное дело, наклеивают в виде цветка в обычный дневник, таким образом собирая / не собирая полную ромашку.

Белый лепесток – обязательность, самостоятельность (долг и ответственность)
Синий лепесток – умение сотрудничать.
Жёлтый – аккуратность.
Красный – эмпатия.
Зелёный – трудолюбие.

Наличие традиций.

  1. «День именинников» с коллективным приготовлением угощения.
  2. «Большие гонки» совместно с родителями.
  3. «Что? Где? Когда?» командная игра
  4. Участие в мероприятиях Гарри Поттера с фокусами.
  5. Христианские и Рождественские чтения.
  6. Мартовское чаепитие для бабушек.
  7. Праздник пап.
  8. Уроки философской мысли «Встречи с мудрым, добрым, вечным», создание венков мудрых мыслей
  9. Пение под караоке
  10. Коллективный просмотр м/ф «Смешарики» с обсуждением.
  11. Весенний бал.
  12. Празднование Масленицы.

Девиз

И у края пропасти,
И у тигра в пасти
Не теряйте бодрости
И верьте в счастье!

Таким образом, интерактивные технологии являются прогрессивным шагом в обучении и воспитании нового поколения – поколения NEXT

Напомним, что наиважнейшей задачей современной школы является создание таких условий обучения и воспитания, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Как говорил А.де Сент-Экзюпери, надо создать такие условия, чтобы ни в одном человеке не погиб Моцарт.

Список использованной литературы.

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», - 1999.
  3. Бондаревская Е.В. Ученик в структуре личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 1997.
  4. Бим-Бад Б.М., Днепров Э.Д., Корнетов Г.Б. Мудрость воспитания: Книга для родителей. – М.: Педагогика, 1989
  5. Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе? // Начальная школа. – 2001-№ 9.
  6. Коротаева Е.В. Директор – учитель – ученик: пути взаимодействия./М.: Сентябрь, 2000.

Приложение.

Фоторяд.